Устройство для контроля момента при ударной затяжке крупных резьбовых соединений

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МОМЕНТА ПРИ УДАРНОЙ ЗАТЯЖКЕ КРУПНЬ Х РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ, содержащее сигнальный блок, электрически связанный с ним и размещаемый в рабочей головке гайковерта ограничитель крутящего момента, включающий блок контроля угла поворота гайки резьбового соединения, инерционный элемент : и узел настройки момента затяжки, отличающ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и эффективности, указанный блок контроля выполнен в виде подпружиненного в осевом направлении диэлектрического корпуса, имеющего глухое осевое отверстие и расположенную параллельно последнему полость, заполняемую жидкостью, и размещенного на дне осевого отверстия немагнитного упорного подшипника , предназначенного для взаимодействия с пружиной корпуса, инерционный элемент выполнен в виде свободно плавающего в полости и делящего ее на две рабочие камеры Поршня, имеющего расположенные параллельно оси направляющие и полый шток, осевое и радиальные отверстия, последние из которых предназначены для сообще ния рабочих камер, узел настройки момента затяжки размещен на поршне и выполнен в виде гайки, установленной с возможностью перемещеиия по направляющим и имеющей размещенные соосно радиальньм отверстиям последнего окна для прохода жидкости, и установленного с возможностью поворо (Л та в осевых отверстиях поршня и штока, подпружиненного в осевом с направлении измерительного стержня, имеющего с одной стороны микрометри- 5 ческую резьбовук нарезку для взаимо действия с гайкой и градуированный ю по величине момента диск с радиальными отверстиями, расположенными соосно радиальньа4 отверстиям поршня, а с другой стороны - сменный наконечник , предназначенный для взаимо1с действия с гайкой резьбового соединения , корпус выполнен с параллельным оси отверстием для прохода штока поршня, а последний посредством токопроводящих ВЕЛВодов электрически связан с сигнальным блоком.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„,Я0„„1201120 A (51)4 В 25 В 23 147

Ж. РГ ч уу

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (I .;::„ " ig(К ABTOPCKOMY CBPgETEflbCTBY ЕМОсд, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3764478/25-28 (22) 04.07.84 (46) 30. 12.85. Бюл. еР 48 (71) Краматорский индустриальный институт (72) В.И.Сибогатов и Е.Г.Водолазская (53) 621.883(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 747712, кл. В 25 В 23/14, 1976.

Авторское свидетельство СССР

Б" 919245, кл. В 25 В 23/14,:1981. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

МОМЕНТА ПРИ УДАРНОЙ ЗАТЯЖКЕ КРУП-.

НЬИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ, содерmagee сигнальный блок, электрически связанный с ним и размещаемый в рабочей головке гайковерта ограничитель крутящего момента, включающий блок контроля угла поворота гайки реэьбового соединения, инерционный элемент и узел настройки момента затяжки, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и эффективности, указанный блок контроля выполнен в виде подпружиненного в осевом направ-. лении диэлектрического корпуса, имеющего глухое осевое отверстие и расположенную параллельно последнему полость, заполняемую жидкостью, и размещенного на дне осевого отверстия немагнитного упорного подшипника, предназначенного для взаимодействия с пружиной корпуса, инерционный элемент выполнен в виде свободно плавающего в полости и делящего ее на две рабочие камеры поршня, имеющего расположенные параллельно оси направляющие и полый шток, осевое и радиальные отверстия, последние иэ которых предназначены для сообща ния рабочих камер, узел настройки момента затяжки размещен на поршне и выполнен в виде гайки, установленной с воэможностью перемещения по направляющим и имеющей размещенные соосно радиальным отверстиям последнего окна для прохода жидкости, и установленного с возможностью поворота в осевых отверстияк поршня и штока, подпружиненного в осевом направлении измерительного стержня, имеющего с одной стороны микрометри- ческую реэьбовую нарезку для взаимодействия с гайкой и градуированный @ББПР по величине момента диск с радиаль- фф ными отверстиями, расположеннмеи соосно радиальным отверстиям поршня, а с другой стороны — сменный наконечник, предназначенный для взаимодействия с гайкой резьбового соединения, корпус выполнен с парал лельным оси отверстием для прохода штока поршня, а последний посредством токопроводящих выводов электрически связан с сигнальным блоком.

1201120

Изобретение относится к конструкциям устройств контроля крутя, щего. момента в резьбовых соединениях и может быть использовано при сборке металлоконструкции, нефтехимического и энергетического оборудования, а также в различных отраслях машиностроения, преимущественно при ударной затяжке крупных реэьбовых соединений.

Целью изобретения является повышение надежности и:.эффективности.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Устройство для контроля момента при ударной затяжке крупных резьбовых соединений содержит. сигнальный блок 1 электрически связанный с ним и размещаемый в рабочей головке

2 гайковерта 3 ограничитель крутящего момента, включающий блок 4 контроля угла поворота гайки 5 резьбового соединения, инерционный элемент

6 и узел 7 настройки момента затяжки. Блок 4 контроля выполнен в виде поджатого посредством пружины 8 в осевом направлении диэлектрического корпуса 9, имеющего глухое осевое отверстие 10 и расположенную параллельно последнему полость 11, заполненную жидкостью, и размещенного на дне 12 осевого отверстия

10 немагнитного упорного под1пипника

13, предназначенного для взаимодействия с пружиной 8 корпуса 9. Инерционный элемент 6 выполнен в виде свободно плавающего в полости 11 и делящего ее на две рабочие камеры

14 ° 15 поршня 16, имеющего расположенные параллельно оси 17 направляющие 18 и полый шток 19, осевое 20 и радиальные 21 отверстия, последние из которых предназначены для сообщения рабочих камер 14 и 15.

Узел 7 настройки момента размещен на поршне 16 и выполнен в виде гайки 22, установленной с возможностью перемещения по направляющим

18 и имеющей размещенные соосно радиальным отверстиям 21 последнего окна 23 для прохода жидкости, и установленного с возможностью поворота в осевых отверстиях 20 поршня 16 и штока 19, поджатого посредством пружины 24 измерительного стержня 25, имеющего с одной стороны мкрометрическую резьбовую

55 электрической цепи, а именно: наконечником 29 и торцом гайки 5.

Процесс повторяется до тех пор, пока после некоторого количества ударов, 5

З0

45 нарезку 26 для взаимодействия с .гайкой 22 и градуированный по величине момента диск 27 с радиальными отверстиями 28, расположенными соосно радиальньпи отверстиям 21 поршня

16, а с другой стороны — сменный наконечник 29, предназначенный для взаимодействия с гайкой 5 резьбово-. го соединения 30, корпус 9 выполнен с параллельным оси отверстием 31 для прохода штока 19 поршня 16, а последний посредством токопроводящих выводов 32 и 33 электрически связан с сигнальным блоком 1. Измерительный стержень 25 на торцовой поверхности, со стороны сменного наконечника 29, имеет шлиц 34 для поворота измерительного стержня 29 с диском 27. Корпус 9 блока 4 кон- . троля удерживается в рабочей головке 2 гайковерта 3 с помощью пружинного кольца 35.

Устройство работает следующим образом.

Рабочую головку 2 гайковерта 3 устанавливают на затягиваемую гайку 5 резьбового соединения 30. При этом корпус 9, сжимая пружину 8, устанавливается на торец резьбового соединения 30 (болта, шпильки), а наконечник 29 упирается в торец гайки 5. Сигнал о готовности устройства к работе в момент касания головки наконечника 29 гайки 5 через токопроводящие выводы 32 и 33 поступает в сигнальный блок 1, который по" дает команду, например световую или звуковую, о начале затяжки резъбового соединения. Затем включают привод гайковерта. После того как ударник соприкоснется с наковальней, происходит поворот рабочей головки 2 совместно с гайкой 5 на какой-то угол, но при этом измерительный стержень 25, вследствие своей инертности останется практически неподвижен. Происходит разрыв электрической цепи, на что сейчас же реагирует сигнальный блок, поспосле чего пружина 24 поджимает на-конечник 29 к торцу гайки 5. После следующего удара гайка 5 повернется на меньший угол, причем меньше будет и расстояние между контактами з 1 контакты блока контроля не разомкнутся и сигнальный блок подаст команду на отключение гайковерта. Расстояние между контактами зависит не только от угла поворота гайки эа один удар, но и.от массы жидкости, перетекающей через отверстия 21 и

28, т.е. зависит от диаметра этих отверстий. Установка расстояния между контактами (это расстояние появляется после удара), соответствующего требуемому моменту затяжки осуществляется следующим образом.

Наконечник 29 вывинчивают иэ измерительного стержня 25, затем с помощью отвертки, вставляемой в шлиц 34, поворачивают измерительный стержень 25, при этом гайка 22 перемещается по микрометрической резьбовой нарезке 26, а отверстия

28 перекрывают часть отверстий 21. Угол поворота измерительного стержня

25 связан однозначной зависимостью с требуемыми моментами затяжки резьбовых соединений. При наладке устройства пользуются дополнительной шкалой, проградуированной в едини201120 4 цах момента. Шкала устанавливается на плавающий поршень 16, а отвертка имеет стрелку, которая и указывает нужный момент. После настрой-, ки устройства шкала снимается. Если в процессе эксплуатации переналадку момента затяжки производить нет необходимости, то реэьбовое .соедине †ние измерительного стержня и плаваю10 щего поршня может быть заполнено жидкостью (анеироидным составом) °

Использование изобретения при ударной затяжке реэьбовых соединений позволяет повысить надежность блока

15 контроля за счет исключения подналадок устройства в процессе эксплуатации, эа счет исключения влияния вибрации на блок контроля. Использо- вание устройства при сборке крупных

20 резьбовых соединений позволяет сократить срок ремонтных работ, а следовательно, и простои сборки ответственных металлоконструкций, повысить их надежность за счет

25 уменьшения отказов, связанных с недотяжкой и перетяжкой реэьбовых соединений.

1201120

4 1

Are.2

Составитель И. Лихачев

РедактоР Т. ПаРФенова ТехРед З.Палий Корректор О. Луговая

Подписное

Заказ 7905/13 Тирах 1049

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. У кгород, ул. Проектная, 4