Коробка скоростей,переключаемая под нагрузкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. КОРОБ1СА СКОРОСТЕЙ, ПЕРЕКгаОЧАЕМАЯ ПОД НАГРУЗКОЙ, содержащая корпус, вал с ведущей шестерней, вал с.промежуточной шестерней, вал с коническим блоком ведомых шестерен , расположенных эксцентрично друг другу так, что зубья соседних шестерен совмещены на диаметрально противоположных сторонах, и механизм переключения промежуточной шестерни по коническому блоку шестерен, о тли чающаяся тем, что, с целью повьшения надежности работы и удобства переключения скоростей,указанный механизм переключения выполнен в виде копира, двух роликов и тяг с пружинным толкателем, копир представляет собой два сдвоенных противоположно развернутых конических блока цилиндрических дисковых кулаков, каждый из которых повторяют форму конического блока шестерен. 2. Коробка скоростей по п. 1, отличающаяся тем, что, конические блоки копира расположены соосно с .коническим блоком ведомых (О шестерен или на параллельных осях.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (5)) 4 F 16 Н 3/36

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЦТИЙ (21) 376?461/25-28 (22) 02.07.84 (46) 30.12.85. Бюл. ¹ 48 (72) В.C. Холковский (53) 621 ° 833(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 419668, кл. F 16 Я 5/44, 1974.

Авторское свидетельство СССР № 838190, кл. Р 16 Н 5/44, 1981. (54)(57) 1. КОРОБКА СКОРОСТЕЙ, ПЕРЕКШОЧАЕМАЯ ПОД НАГРУЗКОЙ, содержащая корпус, вал с ведущей шестерней, вал с.промежуточной шестерней, вал с коническим блоком ведомых шестерен, расположенных эксцентрично друг другу так, что зубья соседних шес. терен совмещены на диаметрально противоположных сторонах, и механизм переключения промежуточной шестерни по коническому блоку шестерен, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы и удобства переключения скоростей,. указанный механизм переключения выполнен в виде копира, двух роликов и тяг с пружинным толкателем, копир представляет собой два сдвоенных противоположно развернутых коничес-" ких блока цилиндрических дисковых кулаков, каждый из которых повторяют форму конического блока шестерен.

2. Коробка скоростей по и. 1, отличающаяся тем, что. конические блоки копира расположены соосно с .коническим блоком ведомых шестерен или на параллельных осях.

1201591

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к шестеренчатым механизмам изменения скоростей.

Цель изобретения — повышение надежности в работе и удобства переключения скоростей.

На фиг. 1 показана схема коробки скоростей, на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1, на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1.

Коробка скоростей состоит иэ корпуса (не показан), ведущей шестерни 1 „уст:1новленной подвижно в осевом направлении на ведущем валу 2, промежуточной шестерни .3, установленной на рычаге 4, который закреплен на подвижной втулке 5, конического блока 6 ведомых шестерен 7-10 с эксцентрично установленными между ними переходными цилиндрическими шестернями 11-13. Зубья переходных шестерен на диаметрально противоположных сторонах совмещены .с зубьями соседних ведомых шестерен. На одном валу с коническим блоком 6 (или на параллельном ему) установлен копир 14, представляющий собой два сдвоенных противоположно развернутых конических блока цилиндрических дисковых кулаков 15-18 и 19-22 с эксцентрично расположенными между ними промежуточными кулаками 23-25 и 26-28. Промежуточные кулаки. установлены таким образом, что цилиндрическая поверхность последних в диаметрально противоположных сторонах совмещена с цилиндрической поверхностью соседних кулаков 15-22. Каж-,. дый из блоков копира 14 повторяет форму конического блока 6 ведомых шестерен. Копир 14 взаимодействует с двумя роликами 29 и 30, которые установлены на кронштейнах 31 и 32, закрепленных на втулке 5. Ролики

29 и 30 с кронштейнами .31 и 32 могут быть установлены, как показано на фиг. 3 и 4, или могут быть расположены в одной плоскости по фиг. 3 или по фиг. 4, но при этом блоки копйра 14 должны быть соответствующим образом развернуты. Втулка 5 имеет возможность покачивания относительно ведущего вала 2 и осевого . перемещения вместе с ведущей шестерней 1. Втулка 5 связана с водилом 33, закрепленным в пружинном

15 ной совмещения цилиндрических по20

50 толкателе 34 с рукояткой 35, Рукоятка 35 фиксируется гребенкой 36.

Работает коробка скоростей, пе" реключаемая под нагрузкой, следующим образом.

При передвижении рукоятки 35 на один шаг по гребенке 36 сжимается правая пружина пружинного толкателя

34, так как ролик 29 упирается в торцовую сторону переходного кулака 23, задерживается перемещение промежуточной шестерни 3 и ролика

30 до того момента, пока конический блок не повернется к ролику стороверхностей кулаков 15 и 23. В этот же момент промежуточная шестерня

3 выходит к месту совмещения зубьев ведомой шестерни 7 и переходной шестерни 1, а ролик 30 — к месту совмещения цилиндрических поверхностей кулаков 19 и 26, после чего под действием пружин толкателя 34 втулка 5 перемещается на пол-шага и останавливается, так как ролик 29 упирается в торец кулака 16, при этом в зацеплении оказываются шес" терни 3 и 11, ролик 29 перемещается на кулак 23, а ролик 30 - на кулак 26.

После полуоборота конического блока б и копира 14 ролик 29 выходит к месту совмещения цилиндрических поверхностей кулаков 23 и 16, ролик. 30 — к месту совмещения цилиндрических поверхностей кулаков 26 и 20, а промежуточная шестерня 3 — к месту совмещения зубьев переходной шестерни 11 к ведомой шестерни 8, после чего под действием пружин толкателя 34 втулка 5 перемещается еще на пол-шага,и останавливается. вследствие того, что ролик 29 упрется в торец кулака 24.

Промежуточная шестерня 3 входит в зацепление с ведомой шестерней 8, ролик 29 перемещается на кулак 16, а ролик 30 — на кулак 20. Таким образом, происходит переключение скорости на одну ступень и пружины толкателя 34 занимают первоначальное нейтральное положение.

При переводе рукоятки 35 по гребенке 36 на следующий шаг аналогично происходит переключение промежуточной шестерни 3 с ведомой шестерни 8 на ведомую шестерню 9.

При установке рукоятки 35 в любое гнездо фиксирующей гребенки

36 промежуточная шестерня 3 перемещается на соответствующую ему ведомую шестерню конического блока 6, т.е. включается заданная скорость.

Процесс переключения скоростей может производиться независимо от того, есть или нет нагрузки на

1201591 1 ведомые шестерни. После переключения скоростей промежуточная шестерня

3 удерживается в рабочем положении с помощью роликов 29 и 30, взаимо5 действующих с торцовыми поверхностя -" ми кулаков копира 14, который может быть расположен на оси, параллельной оси конического блока шестерен 6.

120159) 1201591

Составитель М.Радугин

Техред О.Ващишина

Редактор К.Волощук

Корректор Л.Патай,Заказ 7987/37

Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 е

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4