Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ контроля состояния подшипников качения, заключающийся в том, что производят нормирование величины сигнала вибрации, выделяют из нормированного BuSponpeofpa30 6am ель 5 Д етектор положительных пиковых ъначенцй полуёолн 7 Электрометрический Вычитатель 8 Логарифмический преобразователь нала составляющие амплитуд вибраций в полосе информативных частот, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения состояния подшипника, замеряют разность между положительными и отрицательными пиковыми значениями полуволн ударного импульса на частоте резонанса вибропреобразователя, а состояние подшипника определяют по величине этой разности, причем нормирование величины вибросигнала производят по формуле А Ig (п /)«) -46 , где А - коэффициент усиления нормирующего усилителя, дБ; п-скорость вращения вала, об/мин; D-посадочный диаметр подщипниi ка, мм. (Л N3 О 1 to I 5 Детектор отрицательных nuKoSbtx значений пол у Волн индикатор

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ьо 4 G 01 M 13 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3750859/25-27 (22) 08.06.84 (46) 30.12.85. Бюл. № 48 (71) Ижевский механический институт (72) Ю. В. Корепанов (53) 621.822.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 775650, кл. G 01 М 13/04, 1978.

Авторское свидетельство СССР № 916999, кл. G 01 М 13/04, 1979. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ

ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ контроля состояния подшипников качения, заключающийся в том, что производят нормирование величины сигнала вибрации, выделяют из нормированного сиг„.SU„, 1201712 A нала составляющие амплитуд вибраций в полосе информативных частот, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения состояния подшипника, замеряют разность между положительными и отрицательными пиковыми значениями полуволн ударного импульса на частоте резонанса вибропреобразователя, а состояние подшипника определяют по величине этой разности, причем нормирование величины вибросигнала производят по формуле

А = — (20 Lg (n D" ) -46) где А — коэффициент усиления нормирующего усилителя, дБ;

n — скорость вращения вала, об/мин;

D — посадочный диаметр подшипни- д ка, мм.

Ъ

120! 712

ВНИИПИ Заказ 7996/43

Филиал ППП «Патент», г.

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее последовательно соединенные вибропреобразователь, согласующий усилитель, нормирующий усилитель и полосовой фильтр, логарифмический преобразователь и индикатор, вход которого подключен к выходу логарифмического преобразователя, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля состояния подшипника с одновременным уменьшением,массы, габаритов, энергопотреблеИзобретение относится к виброизмерительной технике и может быть преимущественно использовано для к.:.:. оля состояния подшипников качения в::роц=ссе эксплуатации.

Целью изобретения является повышение точности определения состояния подшипников качения, упрощение электрической схемы, уменьшение веса, габаритов, энергопотребления.

На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство состоит из последовательно соединенных вибропреобразователя 1, согласующего усилителя 2, нормирующего усилителя 3, полосового фильтра 4, детектора 5 положительных пиковых значений полуволн, детектора 6 отрицательных пиковых значений полуволн, электрометрического вычитателя 7, логарифмического преобразователя 8 и индикатора 9.

Способ осуществляется следующим образом.

С закрепленного на корпусе подшипника вибропреобразователя 1 электрический сигнал, пропорциональный уровню вибрации подшипника, усиливается согласующим усилителем 2 и поступает на вход нормирующего усилителя 3, коэффициент усиления которого регулируется в зависимости от линейной скорости тел качения подшипника. Зависимость коэффициента усиления нормирующего усилителя от линейной скорости тел качения выражается формулой

А = — (20lg(n ° Dî,") -46) где А — коэффициент усиления нормирую. щего усилителя, дБ;

25 зо

35 ния и упрощением электрической схемы, в него введены электрометрический вычитатель, детектор положительных и детектор отрицательных полуволн, входы которых подключены к выходам полосового фильтра, причем выход детектора положительных полуволн подключен к первому входу, а. выход детектора отрицательных полуволн к второму входу электрического вычитателя, выход которого подключен к входу логарифмического преобразователя.

0 — посадочный диаметр подшипника, мм;

n — скорость вращения, об/мин.

С выхода нормирующего усилителя 3 сигнал поступает на вход полосового фильтра 4, настроенного на частоту (25 — 30 кГц) резонанса вибропреобразователя 1, с выхода полосового фильтра 4 сигнал поступает на входы детекторов положительного 5 и отрицательного 6 пиковых значений полуволн сигнала, с выходов детекторов положительноrо 5 и отрицательного 6 пиковых значений полуволн выпрямленный сигнал поступает на первый и второй входы соответственно электрометрического вычитателя 7, который производит операцию вычитания сигналов. С выхода электрометрического вычитателя 7 разностный сигнал поступает на вход логарифмического преобразователя 8, который служит для сжатия динамического диапазона входных сигналов для работы со стрелочным индикатором 9, стрелка которого указывает на величину дефекта.

В предлагаемом устройстве контроль ведут на одной фиксированной частоте — частоте резонанса вибропреобразователя, а так как на этой частоте его коэффициент преобразования увеличивается в несколько раз, то сокращается количество каскадов усиления и устойчивость усилителя, а также уменьшается уровень собственных шумов и помех. Использование электрометрического вычитателя, представляющего собой операционный усилитель, на дифференциальные входы которого подаются сигналы с выхода детектора положительного пикового значения полуволн и с детектора отрицательного пикового значения полуволн, упрощает электрическую схему, уменьшает вес, габариты и энергопотребление.

Тираж 896 Подписное

Ужгород, ул. Проектная, 4