Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение эксплуатационной надежности и упрощение статора электрической машины. Статор содержит магнитопровод с пазами, в которых размещена обмотка, закрепленная Посредством клиньев, зафиксированных с торцов стопорными кольцами, имеющими выступы . Выполнение в данном случае стопорных колец в виде волнообраз-ной ленты или гребенки обеспечивает простоту их конструкции,.так как они представляют собой упрощенной формы цельную деталь, а размещение выступов этих колец в полостях лобовых частей обмотки надежно фиксцрует клинья в пазах магнитопровода 3 и.создает жесткость и монолитность лобовых частей обмотки. 1з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК . (д) Н 02 К 3/48 еч е ч
Ц/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ1ТИЙ с (21) 3510202/24-07 (22) 10.11.82 (46) 30.12.85. Бюл. N- 48 (71),Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт Производственного обьепинения "Кузбассэлектромотор" (72) А.Я.Доронин (53) 621.313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N- 723723, кл. Н 02 К 3/48, 1978.
Авторское свидетельство СССР
У.473259, кл. Н 02 К 3/48, 1971. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, (57) Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение эксплуатационной надежности и упрощение статора электрической машины. Статор содержит магнитопровод с пазами, в .которых размещена обмотка, закрепленная посредством клиньев, зафиксированных с торцов стопорными кольцами, имеющими выступы. Выполнение в данном случае стопорных колец в виде волнообраз-.. ной ленты или гребенки обеспечивает простоту их конструкции,.так как бни представляют собой упрощенной формы цельную деталь, -а размещение выступов этих колец в полостях лобовых частей обмотки надежно фиксирует клинья в пазах магнитопровода а и.создает жесткость и монолитность лобовых частей обмотки. 1а.л. ф-лы, Q)
3 ил.
С:
1 1
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции статора электрической машины.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности и упрощение конструкции.
На фиг. 1 показана часть статора, поперечный разрез; на фиг.2 — часть стопорного кольца волнообразной формы; на фиг.З вЂ” часть стопорного кольца в виде гребенки.
Статор электрической машины содержит магнитопровод 1, в пазах 2 которого расположены секции 3 обмотки, укрепленные посредством клиньев 4. Клинья 4 фиксируются. в аксиальном направлении стопорными кольцами 5, выполненными с выступами 6, расположенными в полостях 7 лобовых частей обмотки между близлежащими ее секциями. Стопорные кольца 5 выполнены из упругого изоляционного магнитопроводного и/или/ теплопроводного материала (например, волокнистого, пропитанного магнитопроводной смолой) в виде волнообразной ленты 8, толщина которой не превышает высоты клиньев 4, а ширина - величины прямолинейной части секций 3, выступающей за пределы магнитопровода 1. Стопорные кольца 5 могут быть выполнены из аналогичного материала в виде гребенки 9. Шаг выступов стопорньм колец может быть равен или кратен зубцовому делению магнитопровода.
Стопорные кольца изготовляют путем формования непосредственно на обмотке или в специальных матрицах с последующей их встройкой в обмотку статора. После пропитки статора пропиточными лаками и последующей его сушки образуется единая монолитно-соединенная конструкция частей обмотки, Такая конструкция статора позволяет существенно повысить эксплуата ционную надежность обмотки, поскольку стопорные кольца с выступами, 201962 2 расположенными в полостях лобовых частей обмотки между близлежащими ее секциями, не только надежно фиксирует клинья в пазах магнитопрово5 да, но и создают жесткость и монолитность лобовых частей обмотки в области выхода секций из пазов, т.е. в наиболее уязвимых их местах, а также улучшают структуру магнитного
10 и теплового полей в этих областях, что положительно влияет на характеристики машины.
Выполнение стопорных колец в виде волнообразной ленты или гребенки
15 обеспечивает простоту их конструкции, технологичность при изготовлении и использовании, поскольку они представляют собой упрощенной формы цельную деталь. Этому также
20 способствует принятие кратности шага выступов-стопорных колец относительно зубцового деления магнитопровода больше единицы.
Таким образом, изобретение поэво25 ляет повысить эксплуатационную надежность обмотки, снизить трудоем- кость ее изготовления и улучшить теплоэнергетические характеристики машины.
Формула из обре те ния
1, Статор электрической машины, содержащий магнитопровод с пазами, 5 В которых размещена обмотка, закрепленная посредством клиньев, зафиксированных с торцов в аксиальном направлении стопорными кольцами, имеющими выступы, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и упрощения конструкции, стопорные кольца выполнены из упругого материала, а выступы расположены между
45 секциями лобовых частей обмотки и сопряжены с ними.
2. Статор по п.1„ о т л и ч а— ю шийся тем, что шаг выступов стопорного кольца равен или кратен
50 зубцовому делению магнитопровода.
1201962
Составитель Ф.Подольская
Техред C.Èèãóíoâà Корректор Л.Патай
Редактор А.Лежнина
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 8101/56 Тираж 645 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5