Устройство для автоматической дистанционной настройки колебательного контура с симметричной резонансной кривой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Х n îãç4

Класс 21a4,gg

21а4,то

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В. А. Меркин, В. М. Беликович и Ф, И Радаев

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ

НАСТРОЙКИ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО КОНТУРА С СИММЕТРИЧНОЙ

РЕЗОНАНСНОЙ КРИВОЙ

Заявлено 25 августа 1950 г. за № 426056/0557/26 в Гостехнику СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 11 за 1959 r.

Предлагаемое устройство предназначено для автоматической дистанционной настройки колебательного контура с симметричной резонансной кривой на частоту возбуждающего напряжения и основано на применении следящей системы с реверсируемым электродвигателем, приводящим в движение орган настройки.

В известных устройствах для автоматической дистанционной настройки колебательного контура момент настройки определяется по максиммуму напряжения на контуре, вследствие чего точность настройки зависит от добротности контура и диапазона частот.

Предлагаемое устройство лишено этого недостатка и позволяет производить настройку при сохранении точности настройки, неизменной в широком диапазоне изменения добротности настраиваемых контуров.

Сущность изобретения заключается в том, что в устройство для автоматической настройки введен механизм деления угла поворота органа настройки контура.

Указанный механизм обеспечивает предварительно фиксацию угла поворота органа настройки контура, соответствующего двум симметричным точкам его резонансной кривой относительно резонансного значения. Затем после вращения мотора в другую сторону механизм ооеспечивает деление этого угла пополам. В результате настройка контура доводится до резонанса.

Таким образом, принципиально работа предлагаемого устройства заключается в фиксировании одинаковых уровней кривой резонанса (наподъеме кривой и на ее спаде) и разделении отсеченной части кривой пополам, что осуществляется делением механическим путем пройденного угла поворота органа настройки колебательного контура. № 120234

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства.

В исходном положении напряжение от источника питания, з данном случае 26 в, непосредственно подводится к обмотке возбуждения

ОВ электродвигателя М и через нормально замкнутые контакты контактной системы П, механически связанной с осью III, двенадцатиконтактного реле P-4 прямого и обратного хода двигателя, которое, срабатывая, замыкает контакты а-2, б-2, в-2, д-2.

При кратковременном замыкании цепи ключом запуска системы К (который может быть вынесен в удобное для управления место) срабатывает четырехтактное реле P-1 пуска двигателя и замыкаются его нормально разомкнутые контакты.

При этом реле P-4 через контакты д-2 и через реле Р-1 и конгакты

3 4 самоблокируются, и якори их остаются в притянутом положении.

Через контакты 1 — 2 реле Р-1 и контакты о-2 и в-2 реле Р-4 на якорь двигателя М подается напряжение, и он приходит во вращение и приводит в движение через замедляющий редуктор, состоящий из шестеренок Ш-б, Ш-б, Ш-7 и Ш-8, орган настройки, в данном случае ротор вариометра L-1 настройки управляемого колебательного контура.

На оси 1 редуктора, кроме шестеренок Ш-б и Ш-7, жестко укреплены шестеренки Ш-2 и Ш-3 механизма делителя.

Шестеренка Ш-2 сцеплена с шестеренкой Ш-1, которая жсстко скреплена с магнитной муфтой ММ-1 и вместе с последней свободно (без закрепления) вращается на оси III.

Шестеренка Ш-3 в свою очередь сцеплена с шестеренкой Ш-4, которая жестко скреплена с магнитной муфтой MM-2 и также вместе с последней свободно (без закрепления) вращается на той же оси 111.

При подходе настройки управляемого колеоательного контура к резонансу в контуре появляется ток частоты возбуждения, который нарастает в первом приближении по кривой резонанса.

С управляемым колебательным контуром через цепь элементов индуктивной связи Т связан выпрямитель В с фильтром низкой частоты.

По мере подхода настройки управляемого колебательного контурак резонансу возрастает э.д.c, индуктируемая в катушке связи Т, а следовательно, увеличивается и величина выпрямленного тока вьпгрямителя В. В результате двухкоптактное реле Р-2 схемы двигателя, питаемое током выпрямителя Б„сраба ыьает и замыкает цепь питания обмотки шестиконтактного реле P-3, дублирующего действие реле Р-2.

При срабатывании реле Р-3 через его контакты 5 — 6 подается напряжение на магнитную муфту МЛ1-1, а через контакты 3 — 4 блокируется нормально замкнутый контакт контактной системы П.

При подаче напряжения на магнитную муфту ЛО4-1 к пей притягивается ось III, которая приходит во вращение. Вращение оси ill вызывает гереключение контактной системы Il.

Так как реле Р-4 и Р-1 после срабатывания реле Р- получают питание через контакты 3 — 4 последнего, то указанное переключение ко:- тактной системы П не вызывает отключения двигателя Л1 и он продолжает вращаться в ту же сторону, вращая ротор вариометра, управляемого колебательного контура, настройка которого при этом проходит все фазы кривой резонанса — подъем, максимум и спад.

Со спадом тока в управляемом колеоательном контуре падает величина э.д.с. индуктируемой г, катушке связи, а следовательно, и величина выпрямлечного тока в цепи выпрямителя Д.

При токе, определяемом чувствительностью Р-2, последнее отпускает и размыкает свои контакты. № 120234

Реле P-2 должно быть подобрано таким образом, чтобы при его срабатывании и отпускании оно отмечало точки на кривой резонанса той же интенсивности, которая была установлена при его регулировке.

Размыкание его контактов влечет за собой разрыв цепи питания обмотки реле Р-3, которое также отпускает якорь. При этом его контакты

3 — 4 и б — б размыкаются, а контакты 1 — ". замыкаются.

Опускание якоря реле P-3 вызывает:

1) разрыв цепи питания реле Р-4 и, как следствие, размыкание его контактов а-2, б-2, в-2, д-2 и замыкание контактов 6-1, 8-1, г-1;

2) подачу напряжения на обмотку реле Р-1 через контакт 2 контактной системы П и контакты 1 — 2 реле P-3 и г-1 реле Р-4;

3) изме: ение полярности напряжения, питающего обмотки якоря двигателя М, и, как следствие, реверсирование последнего и вращение в противоположную сторону ротора вариометра управляемого колебательного контура.

В тот же самый момент прекращается питание магнитной муфты

МЛ1-1 и через контакты 1 — 2 реле Р-3 и контакт 2 контактной системы

П подается питание в магнитную муфту ММ-2. Последняя сцепляется с осью 1П, которая вследствие изменения направления вращения двигателя начинает вращаться в противоположную сторону При этом ось

III фиксирует то же самое число оборотов, что и при работе магнитной муфты ММ-1, но скорость вращения ее по отношению к оси П, с которой она связана, в два раза больше. Этим обеспечивается при движении ротора вариометра в обратную сторону подведение управляемого колебательного контура к резонансу при вращении двигателя в обратном направлении, т. е. осуществляется деление резонансной кривой.

В момент, когда ось 111, сцепленная с магнитной муфтой ММ-2, сделает то же число оборотов, что и при вращении от муфты MAT-1, произойдет переключение подвижного контакта контактной системы П и замыкание ее контакта.

При этом электродвигатель М обесточивается и останавливается, приводя настройку управляемого контура в положение резонанса и контактные системы всех реле в исходное до запуска положение.

На этом заканчивается работа устройства, т. е. обеспечивается деление резонансной кривой настройки управляемого контура.

Предмет изобретения

Устройство для автоматической дистанционной настройки колебательного контура с симметричной резонансной кривой на частоту подводимого контура с симметричной резонансной кривой на частоту подГодимого 1-. апряжения. содержащее электродвигатель, приводящий В дзижене орган настройки, отличающийся TeihI, что, с целью повыше гия точности и упрощения системы нас ройки, устройство выполнено в виде двух реле, срабатывающих при поступлепии на них с перестраиваемого контура заранее заданного напряжения и служащих — одно для вк;почения электродвигателя, управляющего через редуктор элементом наст".îéêè, и другое — для его реверсирования, магнитной муфты для изменения коэффициента передачи шестерен указанного редуктора при обратном вращении двигателя, и механического фиксатора, ооеспечивающего при этом поворот o,"è двигателя на то же число оборотов, что и при вращении в прямом направлении за промежуток времени между срабатыванием первого и второго реле, для установки регулирующего органа в положение, соответствующее настройке контура

E резонанс с возбуждающим колебанием.