Фрикционный вариатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„ЯО„„1203273
А (51) 4 F 16 Н 17/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
® с ..-; .. ....
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1ц
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3447901/25-28 (22) 27,05,82 (46) 07,01.86. Бюл. Ф 1 (72) В.Е.Прасолов, В.Е.Демин, А.П.Иванов, А,И.Соколов и Е.С.Петров (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1Ф 571644, кл. F 16 Н 15/50.
Авторское свидетельство СССР
1Ф 179156, кл. F 16 Н 15/06;
F.16 Н 1?/06, 1964. (54)(57) . ФРИКЦИОННЬЙ ВАРИАТОР, содержащий основание, ведущие конические барабаны с параллельными образующими и вершинами, направленными в разные стороны, расположенные на параллельных валах, установленных в П-образных рамках, размещенный на опорах в раме цилиндрический ролик и привод, отличающийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, вариатор снабжен установленным на раме механизмом возврата, выполненным в виде подпружиненного к раме поворотного двуплечего рычага с роликами на концах, контактирующими в диаметрально противоположных точках одной из сторон рамы, механизмом раздвижения ведущих конических барабанов, стойкой с направляющими, между которыми расположены П-образные рамки, взаимодействующими с ними параллельными тягами, кинематически связанными с механизмом раздвижения ведущих конических барабанов, устройством для поджатия ведущих конических барабанов, нажимным удерживающим устройством параллельных тяг, реверсивным механизмом регулирования передаточного отношения, плитой и расположен« ными на ней редуктором, связанным с приводом, коробкой передач и коническим дифференциалом, кинематически связанным с валами ведущих конических барабанов.
2. Вариатор по п ° !, о т л ич а ю шийся тем, что устройство для поджатия ведущих конических барабанов выполнено в виде зажима состоящего из двух П-образных в поперечном сечении двуплечих рычагов, шарнирно соединенных между собой общей осью н их серединах, размещенных на одних их концах цилиндричес-. ких барабанов и пружины с регулировочным механизмом, установленной на других концах рычагов.
3. Вариатор по пп. l и 2, о т— л и ч а ю шийся тем, что нажимное удерживающее устройство параллельных тяг выполнено в виде двух двуплечих рычагов с направляющими роликами на одних плечах, равноудален ными от продольной оси вариатора и параллельными другими плечами и связывающих последние между собой ограничителя и пружины.
4. Вариатор по пп. 1-3, о т л и " ч а ю шийся тем, что реверсивный механизм регулирования передаточного отношения выполнен в виде переключаемой конической зубчатой передачи, кинематически связанной с выходным валом коробки передач и механизмом раздвижения ведущих кони ческих барабанов.
1203273
Изобретение относится к бесступенчатым передачам с плавным регулированием скорости и может быть использовано в станках, в частности для резки блоков из пенопласта.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей.
На фиг,l изображен фрикционный вариатор, продольный разрез; на фиг.2 - вид А на фиг.l на фиг.3сечение Б-.Б на фиг,l; на фиг. 4 разрез В-В на фиг,2; на фиг. 5— разрез Г-Г на фиг,2; на фиг. 6— разрез Д-Д на фиг.3; на фиг. 7 разрез Е-Е на фиг.3; на фиг. 8 разрез Ж-Ж на фиг. 7.
1О!
Вариатор содержит смонтированные на основании 1 ведущие конические барабаны 2 с вершинами, направленными в разные стороны и расположенными на параллельных валах 3, за" крепленных в подшипниках на П-образных рамках 4. Между параллельными образующими барабанов 2 расположен 25 цилиндрический ролик 5, ось которого закреплена в подшипниках рамы 6 фиг.2), с воэможностью реверсивного вращения и одновременного ocecoro возвратно-поступательного перемещения, перпендикулярного осям ведущих конических барабанов 2. Ра ма 6 ролика 5 связана шарнирно с кареткой 7 с воэможностью совместного перемещения и снабжена пружинами 8 (фиг.5), связанными с кареткой 7 че-.
35 реэ кронштейны 9, выполненные в виде противовесов, уравновешивающих ци- ., линдрический ролик 5, а на одном иэ кронштейнов 9 смонтирован механизм
10 возврата цилиндрического ролика 5,в исходное положение. Рамки 4 ведущих конических барабанов 2 расположены между направляющими роликами
11, смонтированными на держателях 12
or, èpàþùèìèñÿ через качающиеся ролики 13 на боковые направляющие стойки 14. П-образные рамки 4 закреплены на параллельных тягах 15, кинематически связанных с механизмом 16 раз50 движения, установленным на оси стойки 17 с П-образной рамой 18, снабженной нажимным удерживающим устройством 19 для удержания концов тяг 15, опирающихся на промежуточное колесо
20, жестко установленное соосно подвижному взаимодействующему с зубчатыми рейками 21 зубчатому колесу 22, укрепленному на общей втулке, Реверсивный механизм 23 фиг.7) регулирования передаточного отношения укреплен на плите 24, на которой также расположены привод 25 с редуктором коробки 27 передач, устройство 28 для поджатия ведущих конических барабанов 2, В корпусе 29 (фиг,1) установлены соосные валы 30, на одних . концах которых жестко насажены кони ческие шестерни 31 дифференциала 32, взаимодействующие через сателлиты 33, смонтированные в корпусе дифференциала 32, оснащенного зубчатым венцом
34, и шестерни 35, связанные с параллельными шлицевыми соединениями 36, через карданы 37 с валами 3. Зубчатый венец 34 находится в зацеплении с шестерней 38 установленной на одном конце вала 39, а на другом конце - шестерня 40, находящаяся в зацепление с шестерней вала 41, связанного через кулачковую муфту 42 с со-. осным валом 43, снабженным на конце маховичком 44. Коробка 27 передач включает в себя помимо подвижного блока также шестерни 45 — 47, закрепленные на валу 48, расположенном соосно выходному валу 49 с кулачковой муфтой 50, эти звенья представляют собой кинематическую цепь рабочего хода. Другой конец выходного вала 49 через кулачковую муфту 51 соединен с соосным валом 52, связанным через конические шестерни 53 с валом 39. Эти звенья представляют собой кинематическую цепь холостого хода. Кулачковые муфты 42, 50, 51 соединены че-. рез вилки 54, жестко закрепленные с общим ползуном 55, установленным на продольных направляющих 56, плиты
24, а блок шестерен коробки 27 передач соединен вилкой-57 с полэуном 58, установленным также на направляющих 56. Устройство 28 для поджатия ведущих конических барабанов 2 выполнено в виде зажима, состоящего из двух Н-образных в поперечном сечении двуплечих рычагов, оснащенных на одних концах цилиндрическим барабаном 59, парой держателей 12, несущих направляющие ролики 11 и соединенных между собой в середине общей осью 60, установленной концами в середине рамы 18. На концах рычагов шарнирно установлена пружина 61 с регулировочным механизмом 62 с возможностью нажатия через цилиндрические барабаны 59 на ведущие конические барабаны 2. Механизм 10 возвра12032/3 та промежуточного цилиндрического ролика 5 н исходное положение выполнен н виде поворотного днуплечего рычага, снабженного на концах роликов 63 охватывающими один из концов рамы 6 промежуточного ролика 5 и выполненного с возможностью прижатия при помощи пружины 64. Кроме того, нажимное удерживающее устройство 19 для удержания концов тяг 15 выполнено н виде двух наклонных н сторону промежуточного колеса 20 одноплечих рычагов, снабженных на одних концах направляющими роликами 65 и установленных жестко на своих осях, расположенньг< концами свободно н ранноудаленных от продольной оси вариатора сквозных отверстиях рамы 18, а на других концах равноудаленных осей жестко закреплены параллельные плечи 66, связанные между собой через ограничитель 67 их положения и пружину 68, установленную с возможностью воздействия на тяги 15 через направляющие ролики 65.
Реверсивный механизм 23 регулирования передаточного отношения имеет конические шестерни, взаимодействующие через сателлит 69 и свободно установленные на валу 70, связанном через цилиндрические шестерни 71 с одним концом выходного вала 49 редуктора 26, а ходовой винт 72 связан с кулисой 73 механизма 16 раздвижения ведущих конических барабанов 2 через гайку 74. Кроме того, ходовой винт 72 связан через вал 75 и две пары конических шестерен 76 и 77 с валом 78, цилиндрическая шестерня 79 которого находится в зацеплении с цилиндрической шестерней 80, жестко насаженной на общей втулке с одной из конических шестерен реверсивного механизма 23, а кулачковая муфта.81 расположена на шлицах вала 70 между коническими шестернями и соединена через вилку
82 с качающейся кареткой с ограниченным ходом, оснащенной рамками с режущими струнами (не показано) и устройством выключения и включения направления качательного движения механизма 16. Д 1я упранленв::t нарнатором предусмотрена рукоятка 83.
Вариатор работает следующим образом.
В сторону направления рабочего хода каретки 7 сдвигают рукоятку 83 и вместе с ней перемещаются в установленное крайнее положение ползун 55 и вилки 54 с кулачковыми муфтами 42, 50, 51. При этом муфта 51, связанная с кинематической цепью холостого хода вьпслючается, а пара муфт 42 и 50, снязанная с кинематической цепью рабочего хода, включается. После этого в зависимости от требуемого положения блока шестерен коробки 27 передач перемещают ползун 58 переключения скоростей вправо или влево при проворачивании блока шестерен маховичком
44, Вместе с ползуном 58 перемещается вилка 57 с блоком шестерен. После установки блока шестерен в нужное положение нажимают кнопку и электрическая цепь привода 25 замыкается. При
25 этом ведущие конические барабаны 2 вравращаются вокруг оси, а цилиндрический ролик 5 перемещается в осевом направлении с качательным движением совместно с кареткой 7. При этом ревер синная муфта 80 реверсивного механизма 23 регулирования передаточного отношения через вилку 82 взаимодействует с качающейся кареткой (не показана) оснащенной рамками с режущими
35 струнами, При этом муфта 81 ренерсирует, выключает и включает направление качательного движения механизма 16 раздвижения ведущих конических барабанов 2, При этом одновременно автоматически регулируется линейная скорость промежуточного цилиндрического ролика 5 совместно с кареткой 7 с обрабатываемым блоком (не показан).
При сднигании рукоятки 83 назад в другое крайнее положение вместе с пей перемещаются ползун 55,и вилки
54 с муфтами 42 50, 51. При этом муфта 51 включается, пара муфт 42 и 50 выключается, а электрическая
50 цепь привода 25 замыкается и каретка 7 возвращается в исходное положение °
1203273
1203273
$8 203273
f- Г
7d .
Филиал ЛПП Патент, г. Ужгород,ул. Проектная, 4
ВНИИПИ
Тираж 897
Заказ 8400/39
Подлисное