Прибор для безэталонной проверки кинематической точности зубчатых колес

Иллюстрации

Прибор для безэталонной проверки кинематической точности зубчатых колес (патент 120341)
Прибор для безэталонной проверки кинематической точности зубчатых колес (патент 120341)
Прибор для безэталонной проверки кинематической точности зубчатых колес (патент 120341)
Показать все

Реферат

 

Класс 42b. 26,2

¹ 120341

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

K ЗАВИСИМОМУ АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Н. Н. Марков

ПРИБОР ДЛЯ БЕЗЭТАЛОННОЙ ПРОВЕРКИ КИНЕМАТИЧЕСКОЯ

ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Заявлено 29 марта 1958 г. за № 595960/25 в Комитет ло делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Основное авт. св. № 109019 от 21 августа 1956 r. на имя того же лица

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 11 за 1959 г.

О,"новным авт. св. № 109019 защищен прибор для проверки кинематической точности зубчатых колес, в котором применены угловой лимб и микроскоп, позволяющие производить безэталонную проверку всех зубьев колеса с поворотом его от зуба к зубу и записью кривой погрешности. Прибор по основному авторскому свидетельству предназначен для последовательного измерения профиля прямозубых эвольвентных колес с помощью тангенциального наконечника.

Предлагаемый прибор является дальнейшим развитием прибора по основному авторскому свидетельству. Развитие это заключается в использовании прибора по основному авторскому свидетельству для частного случая проверки кинематической точности зубчатых колес, а именно для контроля косозубых зубчатых колес по винтовой линии точечным наконечником.

На фиг 1 дана схема предлагаемого прибора, на фиг. 2 представлена возможная диаграмма проверки, полученная при работе предлагаемым прибором.

Проверка винтовой линии осуществляется воспроизведением ее в приборе. Контролируемое колесо 1 устанавливается в центрах приоора.

Стол прибора 2 вместе с центрами перемещается на шариковых направляющих. С помощью барабана 3, который охватывается лентой, осуществляется поворот переднего центра, а через него и контролируемого колеса 1. Величина поворота контролируемого колеса зависит от угла подъема винтовой линии колеса и устанавливается с помощью синусного устройства 4. Таким образом, относительно неподвижного измерительного наконечника 5 происходит два движения: осевое перемещение со столом и поворот через синусное у"тройство и барабан с лентой, т. е. происходит развертывание винтовой линии. о 12! > 1.1 1

Предмет изобретения

Применение прибора по авт. св. № 109019 для контроля косозубых зубчатых колес по винтовой линии точечным наконечником.

Комитет по делам изобретений н открытий прн Совете Мнннстров СССР

Редактор Л. Г. Голандскнй Гр. 1б4

Подп. к печ. 22Л -59 г..

Тираж 910 Цена 50 коп.

Информационно-издательский отдел, Объем 0,34 и. л. Зак. 3312

Типография Комитета по делам изобретений н открытий прн Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.

Д. III м "Ilf">TII!tel!it!i ffPO! (. 1)к1! кинемIE скОЙ To>IHocTII косоз>>бОГО

К>>. ЕCi>, !>». Гч >, !if i l;I I! i f I i I li:I C;11> !I I !11> >. 1111!ЕТСЯ СОСТ!1 В!1 ЫМ. Н;1 На руж110! С ГО чили %el;!!!»и!, и Г>,.!1:i!>, !!t 3, ii н;1 в1!утре!!вез!, связанным с колесом, уста-!!О;> li:It Ill>II> !>, f10 I>;(>ToPOM) c помощь!О M!1кРос! Опа 7 lIPOII380JIITcft счет уг f»i!Otо пол>>не пня колеса. После проверки одного зуба колеса, под!11!ни!,!с исти прибора возвращаются в первоначальное положение и посл! это 0, колесо повора икается ровно на один угловой шаг от nepI!A!lit !;>. lf,il<)! 0 (!О. 10жс!!!!я. В ка>!с тве записыва101цсго >>>cTpO!IcTB3 может быть примеffclf электрическ!Гй самописец с индуктивным датчиком. В этом с. !уч!11 It(.pcмсщение бумаги может быть сделано двояким путем: а) при год и:! ссльсин осуществляется от шпинделя, на котором установлен утловой лимб; б) привод на сельсин от перемещения подвижного стола, В первом случае перемещение бумаги сопровождает поворот контролируемого колеса; во втором случае перемещение бумаги зависит от длины винтовой линии и при повороте контролируемого колеса на угловой шаг возникает необходимость дополнительного смещения бумаги на величину перекрытия соседних зубьев.

Таким образом, последовательная проверка всех зубьев колеса позволяет развернуть на плоскость все контактные точки контролируемого колеса. 1-1аруж!!! !1! контур кривой на фиг. 2 соответствует полной кинематической точности контролируемого колеса. Участки кривой, где проходят две линии, соответствующие одному углу развертывания, характеризуют перекрытие соседних профилей и несовпадение их показывает, что работает только один контур, а перекрытие фактически отсутствует. По результатам измерения могут быть выявлены и другие ошибки, в частности ошибки окружного шага, для чего полученная кривая должна быть разбита на z частей по участкам однопарного зацепления.

Таким образом, в результате измерения на предлагаемом приборе выясняются все кинематические характеристики зубчатого колеса и не только в виде комплексного показателя, но и в виде элементных погрешностей.