Гироскопическое устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Ла 120343
Класс 42с, 35п, СССР
I !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
A. Ф. Хохлов, E. Ф. Антипов, Е. В. Ольман, С. С. Логунов, Д. И Семенов, К. Б. Москвер, С. И. Антонов, K)../t.. Чернов и С. И. Румянцев
ГИРОСКОПИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Заявлено 5 июля 1958 г. за М 603431/26 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Б1оллетене изобретений» Ка 11 sa 1959 r. ,/.1,ля указания курса морских судов и самолетов применяют гироскопические устройства, работающие по выбору в режиме гирокомпаса, гирополукомпаса или гиромагнитного компаса и содержащие сферический гиромотор, следящую гиросферу, внешний кардановый подвес с корректирующим маятником, сервомеханизмы автоматического управления и передачи показаний, а также счетно-решающее устройство для компенсации скоростных и баллистических девиаций и переносных скоростей.
Однако в известных устройствах подобного рода не обеспечивается достаточно эффективное гашение свободных колебаний гироскопа.
Для устранения указанного недостатка предлагается корректирующий маятник электрически связать с сервоприводом вертикальной оси гироскопа.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит трехфазный синхронный гиромотор 1, выполненный в виде двух роторов, закрепленных на общей оси. В качестве кожуха гироротора используется гиросфера 2, несуш,ая на себе карданное кольцо 3 и сердечники двух одноплоскостных индукционных датчиков 4.
Наружной рамкой гироскопа служит следящая сфера 5, на которой укреплены две статорные обмотки датчиков 4 и пружины б, связывающие ее с гиросферой 2. Передача усилия пружин б ротору гироскопа осуществляется с помощью карданного кольца 8. С целью упрощения конструкции гироскопического устройства центрирующие усилия и моменты передаются на гироскоп через одни и те же пружины б.
Пространство между гиросферой и следящей сферой заполняется тяжелой жидкостью (y = 1,8 — 2), которая, вследствие большого удель№ 120343 ного веса, компенсирует влияние веса следящей сферы на центрирующие пружины б.
На внешнем карданном подвесе 7 установлены сервомеханизмы 8 для автоматического управления и корректирующий маятник 9, представляющий собой одноплоскостной жидкостный переключатель с зоной пропорциональности.
Измерение сопротивления токопроводящей жидкости маятника при
его наклоне служит мерой отклонения гиросферы от горизонта. Для более эффективного гашения свободных колебаний гироскопа рассогласование маятникового груза с гиросферой регистрируется индукционным датчиком 10 и после предварительного усиления, посылается на сервомеханический привод вертикальной оси гироскопа.
Указатели курса управляются посредством сельсина-датчика 11. Ро тор его закреплен с осью азимутальной рамки 12, а обмотки статора на внутренней рамке 18 внешнего кардана. Эти обмотки электрически соединены с соответствующими обмотками сельсина-приемника.
Для обеспечения компенсации скоростных и баллистических девиаций гироскопа и переносных скоростей гирополукомпаса используется счетно-решающее устройство (не показано на чертеже).
Предмет изобретения
1. Гироскопическое устройство для указания курса морских судов и самолетов, работающее по выбору в режиме гирокомпаса, гирополукомпаса или гиромагнитного компаса, содержащее сферический гиромотор, сЛедящую гиросферу, внешний карданный подвес с корректирующим маятником, сервомеханизмы автоматического управления и передачи показаний, а также счетно-решающее устройство для компенсации скоростных и баллистических девиаций и переносных скоростей, отл ич а ю щеес я тем, что, с целью гашения свободных колебаний гироскопа, корректирующий маятник электрически связан с сервоприводом вертикальной оси гироскопа.
2. Гироскопическое устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью упрощения конструкции, пружины, связывающие шаровой гиромотор со следящей сферой, одновременно использованы для передачи на гироскоп центрирующих усилий и моментов.