Устройство для фиксации примата при проведении исследований

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК, (19) (11) (51) 4 А 61 D 3 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1060181 (21) 3702711/28-14 (22) 17.02.84 (46) 15,01.86, Бюл. 9 2 (72) В.M. Галкин, Л.А. Пазик, Б.Л..Перепеч и А.О. Алекин (53) 616.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1060181, кл. А 61 D 3/00, 1983., (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ

ПРИМАТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ по авт.св. 1) 1060181, о т л и ч а ющ е е с я .тем, что, с целью расширения функциональных возможностей .устройства за счет создания динамической нагрузки на вестибулярный аппарат примата, оно снабжено кареткой, жестко связанной с металлическим каркасом и стационарной рамой, с трубчатыми направляющими, при этом каретка установлена на направляющих с возможностью перемещения по ним посредством кривошипно-шатунного механизма.

1204207

Изобретение относится к медицине и касается длительных биологических и физиологических исследований над приматами в условиях невесомости. .Целью иэобретения является расширение функциональных возможностей за счет создания динамической нагрузки на вестибулярный аппарат примата.

На фиг. 1 схематически изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 кинематическая схема устройства.

Устройство состоит из кресла i c элементами фиксации к нему примата, которое жестко винтами крепится в каретке 2. Каретка ? имеет возможность вертикального перемещения по двум трубчатым направляющим 3, образующим с двумя основаниями стационарную раму, Кресло 1 в месте входа в сборник отходов снабжен полым удлинителем каломочеприемника 4 и амортизирующей прокладкой 5. Каретка 2 с помощью кривошипно-шатунного механизма 6, 7 связана с выходным валом 8 электропривода. Весь электропривод собран в корпусе и неподвижно укреплен на нижнем основании стационарной рамы, Электродвигатель 9 соединен с червяком lO, с которым сцеплено червячное колесо l1, связанное с зубчатым колесом l2. Червячное колесо 11 является внешним кольцом обгонной роликовой муфты, внутреннее кольцо 13 которой жестко закреплено на промежуточном валу 14, несущим на себе червяк 15, На том же валу 14 закрепленс внутреннее кольцо

16 второй обгонной муфты, внешним кольцом которой является зубчатое колесо 17, связанное через шестерни

18 — 21 с колесом 12.

Промежуточный вал 14 связан с выходным валом 8 и кривошипно-шатунным механизмом 6, 7 с помощью само-.. тормозящейся червячной пары 22, 15, При этом на выходном валу установлен кулачок 23, управляющии микропереключателями 24, 25,коммутирующими цепи питания электродвига геля 9, Кресло 1 состоит из металлического каркаса 26, на котором крепятся все элементы фиксации примата. В каркасе 26 без зазора на клею установлена амортизирующая подложка 27, выполненная из пенополиуретана методом прессования по гипсослепку по форме спины примата в сидячем

f0

55 положении, В нижней части подложка

27 имеет два подмозольных упора 28, переходящих в нишу 29 для сбора отходов. На переднюю часть каркаса 26 установлено разборное быстросъемное приспособление 30 для размещения конечностей примата. Нижняя часть приспособления 30 представ. лает собой профильный столик 31 из стеклопластика, в центре столика расположена перегородка 32, входящая в нишу 29. Перегородка 32 со столиком 31 и подложкой 27 образуют две замкнутые секции, в которых размещаются левая и правая нижние конечности примата.

Верхняя часть приспособления 30 состоит из наклонной пррзрачной панели 33 с центральной перегородкой

34, не доходящей до живота примата.

Верхняя часть столика 31, перегородка 34 и наклонная .панель 33 образуют две секции для размещения в них левой и правой верхних конечностей.

На металлический каркас 26 крепятся два конца ременных тяг 35, которые в области груди образуют манишку 36.

Устройство работает следующим образом.

На Земле примата подготавливают и усаживают в кресло 1 системы фиксации, которое затем жестко с помощью винтов крепится к каретке 2 и в таком состоянии выводится в невесомость. Для исследования вестибулярного аппарата с командного устройства спутника выдается по программе команда и на электродвигатель

9 поступает напряжение, заставляющее электродвигатель 9 и червяк 10 вращаться по часовой стрелке. Червячное колесо 11 при этом вращается в направлении, обозначенном прерывистой стрелкой. Зубчатое колесо 12, жестко связанное с червячным колесом l1, приводит во вращение кинематическую цепь медленного хода карет ки 2 вверх, состоящую из цилиндричес. ких зубчатых колес 21,20,18,19,18 и

17. При этом внутреннее кольцо 16 об. гонной муфты сцепляется с зубчатым колесом 17, передавая вращение на самотормозящуюся червячную пару

15, 22, обеспечивая вращение выходного вала 8 в направлении, обозначенном сплошной стрелкой. Каретка 2, связанная с выходным валом 8, шату нием.

Составитель С. Клыпкин

Редактор Н. Швыдкая Техред М.Пароцай Корректор Л. Пилипенко

Заказ 8452/4 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4, 3 12 ном 6 и кривошипом 7, начинает медленный подъем из исходного положения, Когда каретка 2 достигает свое го верхнего положения, кулачок 23 обеспечивает срабатывание микропереключателя 24, который выдает команду на реверсирование электродвигателя 9..При этом на электродвигатель 9 поступает напряжение, заставляющее его и червяк 10 вращаться против часовой стрелки. Вращение от электродвигателя 9 при этом передается на выходной вал 8 по кинематической цепи быстрого хода каретки 2 вниз образованной червячной парой

10,11, внутренним кольцом 13 обгонной муфты, которое при указанном сплошной стрелкой направлении вращения сцепляется с червячным колесом

04207 4 11 и самотормозящейся червячной па-. рой 15, 22. Выходной вал при этом вращается в ту же сторону, что и в первом случае, но с большей ско-.. ростью. Каретка 2 начинает быстрый спуск из верхнего положения в исходное положение, в котором кулачок

23 нажимает на микропереключатель

25, который выдает команду на оста10 новку электродвигателя, при этом амортизационная. прокладка 5 демпфирует удар кресла 1 о нижнее основание стационарной рамы, а удлинитель

4 мочекалоприемника обеспечивает безразрывный канал транспортирования отходов жизнедеятельности примата в сборник отходов, расположенный под нижним основа