Устройство для автоматического отключения пускового агрегата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (lgl%S (lll

4 3 А (б1) g 7 02 1 1 15/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, -" ..:!

l3 (1

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСВ ТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3715630/25-06 (22) 19.01.84 (46) 15,01.86. Бюл. 9 2 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (72) В.М.Бубнов и В.Л.Петров

{53) 621.43-571..9(088.8) (56) Авторское свидетель тво СССР

Ф 338674, кл. F 02 М 15/06, 1972. (54 ) (57 ) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТНЧЕСКОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ПУСКОВОГО АГРЕГАТА двигателя внутренне-о сгорания, содержащее подвижно установленную на шлицевом валу ведущую шестерню, и радиальных пазах которой установлены подпр -;.;иненные грузы-фиксаторы, нажимпу-.з втулку и выталкиватель шестерни, размещенный в центральном отверстии щлиценого нала, причем торцы грузов-фиксаторов установлены с возможностью взаимодействия со шлицевым налом и с внутренней фигурной поверхностью нажнмной втулки, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения:(онструкции и повышения эффективности работы, ведущая шестерня жеcтко связана с ныталкивателем, а в щ:п.ценом валу закреплен упор для фиксации ныталкивателя в выключенном

И положении ° S

1204773

2. Устройство по п.l, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что упор выполнен в виде штифта и закреплен н шлицевом валу, а выталкиватель снабжен продольным пазом для размещения в нем штифта с возможностью перемещения а

3. Устройство по п,i о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что упор выполнен в виде втулки и закреплен н центральном отверстии шлиценого вала.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для отключения пускового агрегата при запуске двигателя внутреннего сгорания, Цель изобретения — уменьшение габаритон и массы устройства.

На фиг.l показано устройство во включенном положении, общий вид; на фиг.2 — то же, в выключенном попожении; на фиг.3 — вариант выполнения .радиального паза; на фиг.4 первый вариант выполнения устройства, на фиг.5 — второй вариант выполнения устройства; на фиг.б — элементы устройства с упором, выполненном в виде штифта; на фиг.7 — сечение

А-А на фиг.б; на фиг.8 — нажимная втулка, поперечное сечение; на фиг. 9— развертка нажимной втулки; на фиг. 10— варианты выполнения выемок закрытого типа.

Устройство фиг. l и 2) соцержит ведущую шестерню 1 пускового агрегата, установленную с возможностью осевого перемещения на шлиценом валу 2 редуктора пускового агрегата.

E радиальных пазах 3 шестерни 1 размещены центробежные грузы-фиксаторы 4, поджимаемые пружинами 5 к выемке 6 шлицевого вала 2 и к выемке

7 фасонной поверхности нажимной втулки 8. Последняя скреплена с ведущей шестерней 1 и выталкинателем

9 посредством гайки 10 и шайбы ll с одной стороны и стопорным кольцом

12 с другой, Выталкиватель 9 снабжен выступом 13 и зафиксирован в выключенном положении вместе с mer.òåðíåé

4. Устройство по п.l, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что радиальные пазы шестерни выполнены ступенчатыми с уменьшением размера ступенек в направлении к оси вращения.

5. Устройство по п.l, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что внутренняя поверхность нажимной втулки выполнена с фиксирующими выемками, разноудаленными от ее оси вращения.

1 упором 14, выполненным в ниде втулки, закрепленной в осевом отверстии

15 шлицевого вала 2 стопорным кольцом 16. Шестерня l выводится из зацепления с венцом маховика 17 пружи— ной 18. Для включения устройства шанцевой вал 2 снабжен эаходной фаской 19, а радиальный паз 3 — уступом 20, препятствующим вылету груза10 фиксатора 4 иэ паза 3 при включении.

В вариантах на фиг. 4, 5, 6 и 7 показано устройство в сборе с фиксацией в выключенном положении при помощи штифта 21, закрепленного в ра15 диальном отверстии шлицевого нала 2.

Выталкиватель 9 снабжен продольным пазом 22. Длина паза 22 выполнена несколько больше хода шестерни 1, обеспечивая полный вывод ее иэ зацепления с венцом маховика !7, а

20 ширина паза 22 обеспечивает свободное перемещение выталкинателя 9.

Штифт 21 по длине выполнен несколь— ко меньше внутреннего диаметра шли25 ценого соединения и запрессован в радиальном отверстии шпицевого вала 2, обеспечиная свободное перемещение шестерни 1 по шлицам вала 2.

В варианте на фиг.5 выталкиватель 9 скреплен с ведущей шестерней

1 при помощи стопорного кольца 23, а нажимная нтулка 8 соединена с ведущей шестерней 1 и зафиксирована от осеных и свободных углОных перемещений за счет выполнения фиксирую35 щих выемок 7 закрытого типа, разноудаленных от оси вращения.

На фиг.9 показана развертка внутренней поверхности нажимной втулки

12047

8, на которой выполнены выемки 7.

Подвижная часть груза-фиксатора 4 (фиг.1 и 2), взаимодействуя с выемками 7, создает соединение, действующее по типу защелки. Под действием центробежных сил сила прижатия подвижной части груза-фиксатора 4 увеличивается, что делает невозможным угловой поворот нажимной втулки

8 при работе устройства. 10

Для обеспечения сборки крайние выемки 7 каждого сектора нажимной втулки 8 имеют каналы 24 для ввода грузов-фиксаторов 4. В остальных рабочих положениях за счет прижатия подвижной части груза-фиксатора 4 к выемке 7 нажимная втулка 8 удерживается от осевого перемещения, Устройство работает следующим образом.

Через систему рычагов (не показана) ведущую шестерню 1 вводят в зацепление с венцом маховика 17 запускаемого двигателя, при этом центробежные грузы-фиксаторы 4 входят в выемку 6 шлицевого вала 2 и фиксируют механизм во включенном положении.

При вращении пусковым мотором коленчатого вала запускаемого двигате- gp ля в его цилиндрах происходят отдельные вспышки, после чего двигатель переходит на режим устойчивой работы. Его обороты резко возрастают.

При заданной угловой скорости вращения вала 2 редуктора пускового агрегата центробежные силы грузов-фиксаторов 4 преодолевают силы сопротивления пружин 5 и выходят из выемок

6 шлицевого вала 2. В этот же момент 40 пружина 18 выводит ведущую шестерню

73 4

1 из зацепления с венцом маховика

17, при этом вместе с шестерней 1 в том же направлении движется выталкиватель 9 до встречи с упором 14 в виде втулки (фиг.1 и 2) или штифта

21 фиг.4 и 5). В этом положении устройство фиксируется в выключенном положении фиг.2).

Регулировка устройства осуществляется следующим образом.

Поворачивая нажимную втулку 8 в пределах 360 /p, где 11 — число грузов-фиксаторов 4, вводят в соприкосновение с подвижной частью грузафиксатора 4 одну из выемок 7 нажим" ной втулки 8, а так как выемки 7 раз. ноудалены от оси вращения, то, вводя в соприкосновение различные выемки, можно изменять длину поджимных пружин 5, а следовательно, силу их воздействия на грузы-фиксаторы 4, что, в свою очередь, изменяет обороты откл ниения.

Наличие новых взаимосвязей в устройстве, конструктивном исполнении и расположении составляющих его элементов (ведущая шестерня, регулировочное кольцо, выталкиватель, упор) со взаимным перекрытием по длине максимально упрощает конструкцио, уменьшает габаритные размеры"и массу устройства.

Выполнение фасонной поверхности нажимной втулки с фиксирующими выемками, разноудаленными от оси вращения, обеспечивает ее фиксацию в лю" бом заданном положении без дополнительных фиксирующих элементов, что повышает эксплуатационную надежность устройстве и упрощает его конструкцию.

l204773!

204773

78

27 Ъг 7

29 7

Фиг.9

Составитель В.Чекмаэов

Редактор В.Ковтун Техред А.Бабинец Корректор М.Пожо

Закаэ 8503/32 Тираж 537 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

ll3035j.Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4