Реверсивная зубчато-или червячно-реечная передача (ее варианты)
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Реверсивная зубчатоили червячн ореечная передача, преимущественно для угла скрещивания оси приводного вала с рейкой от О до 45°, содержащая корпус, приводной вал с установленным на не.м зубчатым колесом или червяком, взаимодействующую с ним рейку, устройство демпфирования и гидросистему, отличающаяся тем, что, с целью достижения плавности перемещения и реверса рейки за счет улучщения де.мпфирования, повышения быстроходности и компактности , в зубчатом колесе или червяке выполнены торцовые полости, устройство демпфирования - выполнено в виде двух вспомогательных зубчатых колес или червяков , размещенных на приводном валу по обе стороны от основного зубчатого колеса или червяка и связанных с валом с возмо.жностью осевого перемещения, двух одностороннего действия гидроцилиндров, размещенных каждый в соответствующей полости и взаимодействующих с вспомогательными зубчатыми колесами или червяками, и регулирующего дросселя, а в приводном вале выполнены каналы, связывающие гидросистему через дроссель с гидроцилиндрами. 2. Реверсивная зубчатоили червячнореечная передача, преимущественно для угла скрещивания оси приводного вала с рейкой от 45 до 90°, содержащая корпус, приводной вал с установленны.м на нем зубчатым колесом или червяком, взаимодействующую с ним рейку, устройство демпфирования и гидросистему, отличающаяся тем, что, с целью достижения плавности перемещения и реверса рейки за счет улучшения демпфирования , повышения быстроходности и компактности , устройство демпфирования выполнено в виде двух взаимодействующих с рейкой вспомогательных зубчатых колес или червяков, имеющих каждый секторные равномерно расположенные по окружности полости , размещенных с возможностью поворота на валу по обе стороны основного зубчатого колеса или червяка, порщней, закрепленных на валу и размещенных в полостях, и регулируемого дросселя, а внутри приводного вала выполнены каналы, связывающие гидросистему через дроссель с полостями. со (Л ьо о 00 1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU ÄÄ 1204847 A (д) y F 16 Н 25/22
Вйсч й; .й 3 (j1j) -„, ° = ! 1у1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, Ы, К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2!) 3663702/25-28 (22) 29.08.83 (46) 15.01.86. Бюл. № 2 (71) Одесское специальное конструкторское бюро специальных станков (72) Ю. P. Моргулис, Ю. A. Ташмак, П. С. Менакер и М. И. Старков (53) 621.941 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 542613, кл. В 23 В 47/06, 1960.
Авторское свидетельство СССР № 216409, кл. F 16 Н 47/02, 1968. (54) РЕВЕРСИВНАЯ ЗУБЧАТО- ИЛИ ЧЕРВЯЧНО-РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (EE ВАРИАНТЫ). (57) 1. Реверсивная зубчато- или червячнореечная передача, преимущественно для угла скрещивания оси приводного вала с рейкой от 0 до 45, содержащая корпус, приводной вал с установленным на нем зубчатым колесом или червяком, взаимодействующую с ним рейку, устройство демпфирования и гидросистему, отличающаяся тем, что, с целью достижения плавности перемещения и реверса рейки за счет улучшения демпфирования, повышения быстроходности и компактности, в зубчатом колесе или червяке выполнены торцовые полости, устройство демпфирования — выполнено в виде двух вспомогательных зубчатых колес или червяков, размещенных на приводном валу по обе стороны от основного зубчатого колеса или червяка и связанных с валом с возможностью осевого перемещения, двх х одностороннего действия гидроцилиндров, размещенных каждый в соответствующей полости и взаимодействующих с вспомогательными зубчатыми колесами или червяками, и регулирующего дросселя, а в приводном вале выполнены каналы, связывающие гидросистему через дроссель с гидроцилиндрами.
2. Реверсивная зубчато- или червячнореечная передача. преимущественно для угла скрещивания оси приводного вала с рейкой от 45 до 90, содержащая корпус, приводной вал с установленным на нем зубчатым колесом или червяком, взаимодействующую с ним рейку, устройство демпфирования и гидросистему, отличающаяся тем, что, Я с целью достижения плавности перемещения и реверса рейки ва счет упучшенни демпфирования, повышения быстроходности и компактности, устройство темпфировании выполнено в виде двух взаимодействующих с рейкой вспомогательных зубчатых колес или Я червяков, имеющих каждый секторные равномерно расположенные по окружности полости, размещенных с возможностью поворота на валу по обе стороны основного зубча- (,,) того колеса или червяка, поршней, закреп- >ДЕй ленных на валу и размещенных в полостях, и регулируемого дросселя, а внутри приводного вала выполнены каналы, связывающие гидросистему через дроссель с полостями. 3
1204847
Изобретение относится к машиностроению, в частности к станкостроению.
Цель изобретения — достижение плавности перемещения и реверса рейки за счет улучшения демпфирования, достижение
5 быстродейсвия, повышение быстроходности и компактности передачи.
На фиг. 1 показан поперечный разрез станка с видом на зубчато- или червячнореечную передачу; на фиг. 2 — зубчатоили червячно-реечная передача при d. 45, 10 вид сверху; на фиг. 3 и 4 — схемы взаимодействия основной и вспомогательных шестерен или червяков с рейкой при перемещении рейки слева направо и справа налево; на фиг. 5 — продольный разрез по основной
15 и дополнительным шестерням или червякам; на фиг. 6 — схема гидросистемы по первому варианту конструкции зубчато- или червячно-реечной передачи с осевым демпфированием; на фиг. 7 — поперечный разрез станка с видом на зубчато- или червячно- 20 реечную передачу при 45 сЫ 90, на фиг. 8— то же, без стола станка, вид сверху; на фиг. 9 — разрез А-А на фиг. 8; на фиг. 10— разрез Б-Б на фиг. 9; на фиг. 11 — разрез ВВ на фиг. 9; на фиг. 12 — схема гидросистемы по второму варианту конструкции зубчато- или червячно-реечной передачи с окружным демпфированием.
Реверсивная зубчато- или червячно-реечная передача по первому варианту с осевым демпфированием содержит корпус 1, вал 2, установленный в корпусе 1 на подшипниках о, на котором жестко закреплена основная шестерня или червяк 4 и установлены на шлицах 5 с возможностью осевого перемещения две дополнительные шестерни или червяки 6. При этом в полостях 7, заключенных между валом 2 и цилиндрическими поверхностями, выполненными с обеих сторон основной шестерни или червяка 4, установлены кольцевые поршни 8, взаимодействующие с торцовыми выступами 9 дополнительных шестерен или червяков 6. Полости соединены каналами 10, выполненными в вале 2, с гидросистемой, включающей в себя коллектор 11, дроссель 12, обратные клапаны 13, предохранительные клапаны 14 и трубопровод 15, соединяющий гидросистему передачи с постоянно действующей гидросистемой станка, например смазочной, или с отдельным насосом.
Реверсивная зубчато- или червячно-реечная передача по второму варианту с окружным демпфированием (при угле скрещивания 45 с(.(90 ) содержит корпус 1, вал 2, установленный в корпусе 1 на подшипниках 3, на котором жестко закреплена или выполнена совместно с валом основная шестерня или червяк 4 и установлены с возможностью относительного поворота две дополнительные шестерни или червяки 16, внутри которых размещены секторные поршни !7, 35
55 закрепленные относительно вала 2 шпонками 18. По обе стороны дополнительных шестерен 16 установлены уплотняющие крышки 19 и 20, стянутые болтами 21 с полыми штифтами 22. Таким образом образованы секторные полости 23 гидроцилиндров окружного демпфирования. Полости 23 соединены каналами 10 выполненными в вале 2, с гидросистемой, включающей в себя коллектор 11, дроссель 12, обратные клапаны 13, предохранительные клапаны 14 и трубопровод 15, соединяющий гидросистему передачи с постоянно действующей гидросистемой станка, например смазочной или с отдельным насосом.
Реверсивная зубчато- или червячно-реечная передача (по обоим вариантам) взаимодействует с рейкой 24, закрепленной «а рабочем органе станка, например столе.
Реверсивная зубчато- или червячно-реечная передача по первому варианту с осевым демпфированием работает следующим образом.
При установившемся движении рейки 24, например, вправо (см. фиг. 3) основная шестерня или червяк 4 имеет направление вращения от нас по стрелке 25. При этом правые боковые поверхности зубьев червяка 4 взаимодействуют с зубьями рейки, а между левыми боковыми поверхностями зубьев червяка 4 и зубьями рейки имеет место зазор. Дополнительные червяки 6 прижаты с помощью гидросистемы к зубьям рейки 24 в противоположных направлениях (левая влево; правая — вправо). При реверсе рейки 24 (движение — влево) направление вращения основной шестерни или червяка 4 меняется на обратное — на нас по стрелке
26 (см. фиг. 4) При этом дополнительные червяки 6 остаются прижатыми к рейке 24, и основная шестерня или червяк 4 плавно прижимается к зубьям рейки 24 соими левыми боковыми поверхностями зубьев вследствие того, что масло вытесняется из левой полости 7 гидроцилиндра в правую полость
7 через дроссель 12, смягчая удар между зубьями шестерни или червяка 4 и рейкой 24.
Быстродействие системы обеспечивается обратными клапанами 13, которые закрываются при повышении противодавления, а также постоянной подпиткой (преднатягом) сис. темы. При резких реверсах давление в гидроцилиндрах может достигать бо.-.ьших значений и поэтому в гидросистеме установлены предохранительные клапаны 14, обеспечивающие оптимальную работу дросселя и, как следствие, плавность и безударность работы передачи.
Аналогично работает реверсивная зубчато- или червячно-реечная передача по второму варианту с окружным демпфированием (см. фиг. 12). Причем направления разворота дополнительных шестерен или червяков
16 выбраны так, что усилия их прижатия, 1204847
Фиг. !
Фиг. 2
3 возникающие от взаимодействия их зубьев с зубьями рейки 24, направлены внутрь, навстречу друг другу, к торцам основной шестерни или червяка 4, для фиксации их в осевом направлении, а составляющие усилия в окружном направлении направлены в противоположные стороны. Это обеспечивает демпфирование основной шестерни или червяка 4 при ее реверсе.
Преимуществом такой передачи является возможность ее саморегулирования в процессе эксплуатации. По мере износа зубьев передачи увеличивается осевой зазор между зубьями основной шестерни или червяка 4 и зубьями рейки 24. Это увеличивает ход демпфирования при реверсе, улучшая эффективность демпфирования, что и требуется при увеличении осевых зазоров.
1204847
2Ф
Фи . 3
A-A
В!О го ГО В
Фиг. 5
1204847
ii !О б 4 8 24 8 6
Фиг. б!
204847
Фиг. д
1204847
I204847
5-Б
Z3
Фиг. !О
1204847
Фиа 12
Редактор М. Бандура
Заказ 85! О/36
Составитель М. Радугин
Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец
Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4