Устройство для каботажного плавания и способ каботажного плавания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Устройство для каботажного плавания, содержащее корпус, два зеркала, лимб и алидаду, о т л и - чающееся тем, что, с целью повьшения точности и безопасности каботажного плавания, оно снабжено закрепленными на корпусе дополнительным зеркалом с визирным штрихом и дополнительным лимбом с закрепленным на нем с возможностью перемещения отсчетным штрихом, при этом дополнительный лимб закреплен на корпусе с возможностью вращения и через введенную шестереночную передачу с отношением 2:1 механически соединен с закрепле шым на одной оси с ним дополнительным зеркалом. Фиг

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Н9) (11) (5))4 С 01 С 1 02

/ »

И ABTGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3664426/24-10 (22) 17.11,83 . (46) 15.01.86. Бюл. ¹ 2 (72) Е.Г.Бердяев (53) 528.54(088.8) (56) Труды Гидрографического института Главсевморпути. Вып.2, 1940.

Бердяев Е.Г. Плавание по вмещающим окружностям. — Морской сборник, 1950, № 2. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАБОТАЖНОГО

ПЛАВАНИЯ И СПОСОБ КАБОТАЖНОГО ПЛАВАНИЯ (57) 1. Устройство для каботажного плавания, содержащее корпус, два зеркала, лимб и алидаду, о т л и— .ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и безопасности каботажного плавания, оно снабжено закрепленными на корпусе дополнительным зеркалом с визирным штрихом и дополнительным лимбом с закрепленным на нем с возможностью перемещения отсчетным штрихом, при этом дополнительный лимб закреплен на корпусе с возможностью вращения и через введенную шестереночную передачу с отношением 2: 1 механически соединен с закрепленным на одной оси с ним дополнительным зеркалом.

1204

2. Способ каботажного плавания, включающий выход судна на дугу окружности, вмещающий вписанный в нее угол, между левым и правым береговыми знаками, измерение секстаном этого угла, а также повороты судна в сторону береговых знаков при уменьшении угла и в сторону от береговых знаков при его увеличении, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и безопасности каботажного плавания, на секстане устанавливают и фиксируют отсчет, равный вписанному углу данной вмещающей окружности, устанавливают плоскость дополнительного зеркала в положение, соответствующее отсчету по дополнительному лимбу, равному полусумме курса судна и пеленга на левый береговой знак, наблюдают в дополнительном зеркале при движении судна совмещенные изоб ражения левого и правого береговых знаков, а уход совмещенных изображений левого и правого береговых знаков из середины дополнительного зеркала устраняют путем поворота дополнительного лимба.

Изобретение относится к каботажному и речному судовождению и может быть использовано также при нахождении точек на земной поверхности без их обозначения при геодезических, геологических и других видах работ.

Цель изобретения — повышение точ-. ности и безопасности каботажного плавания. . На фиг.1 изображена схема местности с нанесенным путем плавания по вмещающим окружностям (штрихами выделена береговая черта, разбросанные на берегу приметные опорные пункты или знаки изображены треугольниками); на фиг.2 — секстан с дополнительными зеркалом и лимбом, общий вид, на фиг. 3 — дополнительные зеркало и лимб, вид по курсу; на фиг. 4 — соединение дисков дополнительных зеркал и лимба с шестереночной передачей и подставкой, на фиг.5 — соединение верхней сателлитной шестеренки с нижней и механизм выключения шестереночной передачи, на фиг.6 вЂ,зависимость приращения пеленга (а П ) от приращения курса (aК )..

Сущность способа и реализующего его устройства заключается в следующем.

На берегу намечаются опорные приметные пункты, нанесенные на карту и видимые с моря (реки). На фиг.1 приметные пункты обозначены треугольниками. Через них проведены вмещающие окружности, дуги которых продолжены по безопасным путям. В предлагаемом способе отклонение судна от оси безопасного пути на 0,00033 от расстояния до пунктов уже заметно

5 по расхожцению совмещенных в секстане пунктов. С карты или на местности снимают .вмещающие углы, а в начальных точках плавания по данной окружности снимают курсы (по касательной к окружности) и пеленги на прямовидимый (левый пункт . Затем в гнезде на корпусе секстана вставляют приставку, содержащую дополнительный лимб и зеркало с шестереночной передачей.

15 Она состоит из дополнительного зеркала 1, установленного на диске 2 и дополнительного лимба 3 с разбивкой о делений от О до 360 как сверху, так и на образующей — сбоку. Приставка

20 показана на фиг.2-5. Оба диска 2 и 3 лежат на подставке 4, на которой раэ. мещены и шестерни 5-9. Шестерни 5 и 6 закреплены на одной оси и неподвижны одна относительно другой. Шес2 терня 7 свободно вращается на той же оси от двух сателлитных шестеренок

8 и 9, установленных на другой оси.

Шестерни 8 и 9 вращаются с одинаковой угловой скоростью, но верхняя (8). может перемещаться вверх с помощью головки 10, выходя иэ зацепления с шестерней 7. Шестерни 5,7 и 8 одного размера, а диаметры шестеренок 6 и 9 относятся как 2;1 ° Таким образом, шестерни 5 и. 7 враЭ щаются одна в два раза медленнее другой.

1204921 4

"форштевень судна в виде визирноя го штриха на зеркале и отсчет истинного курса, соответствующий отсчету лимба против визирного штриха. Роль переднего створного знака играет левый береговой знак, а заднего — правый. Таким образом, создается полная иллюзия створного плавания. При приближении к конеч10 ной точке плавания по данной окружности штрипка подойдет к месту против визирного штриха, что укажет на необходимость поворота на новую окружность следующего вмещающего

15 угла.

К диску дополнительного зеркала и диску дополнительного лимба прикреплены концентрично с ними зубчатые венцы 11 и 12, которые введены в зацепление с шестернями 5 и 7. Поэтому лимб вращается в два раза быстрее зеркала. Для обозначения курса, которым судно придет на следующую вмещающую окружность, имеется отсчетный штрих 13, передвигающийся по лимбу на любой отсчет. Зеркала 14 и 15 являются штатными элементами опти ческой системы устройства-прототипа.

Необходимость в соотношении ско-. ростей вращения зеркала и лимба 1:2 объясняется следующим. Пусть на фиг.б представлена вмещающая окружность, йР— изменение пеленга на пункт В, nk — изменение курса на пути по дуге от С к А. Можем написать ьР =1/2 АС. Известно, что угол между касательными равен АОС = 180— И =1/2 (АВС-АС)=1/2 АВС-1/2 АС или ak =180-1/2 АВС- ЬР =1/2(360ч

-АВС) + П =2йР .

На секстан, оборудованный описанной выше приставкой, устанавливают вмещающий угол первой окружности.

С помощью головки 10 разъединяют из зацепления шестерню 8. Плоскость дополнительного зеркала направляют на отсчет по лимбу, равный полусумме пеленга на прямовидимый пункт и курса в точке начала плавания по окружности. Затем поворачивают лимб так, чтобы луч от прямовидимого пункта проходил через середины двух зеркал и отсчет его пеленга.

Опускают головку 10, соединив в зацепление шестерни 8 и 7. Подготовленный таким образом секстан устанавливается на компас верхнего гностика перед рулевым. Рулевой видит в дополнительном зеркале изображение переднего и заднего "створных" знаков, а также

По мере движения по окружности будет изменяться и курс и пеленг- на прямовидимый в секстан пункт, поэтому изображения пунктов в дополни20 тельном зеркале, хотя бы и совмещенных, будут уходить от визирного

-штриха. Потребуется время от времени подправлять их положение поворотом лимба. Так как вмещающий угол соз25 дает лишь одну линию положения, то для нахождения точки на этой линии (окружности) требуется другая, секущая ее линия. Наиболее точно определит место на окружности фотография дополнительного зеркала с изображением совмещенных пунктов и с захватом в кадр местности поверх зеркала. Каждая деталь, строящаяся с пунктами в дополнительном зеркале, может быть принята за третий опорный приметный пункт, через который можно провести окружность, проходящую,через один иэ прежних пунктов.

Однако и проведения окружности не

4 требуется т е. при последующем плавании по данному вмещающему углу сличения фотографии с видимой местностью вполне достаточно для отыскания точного места. Это поможет

45 находить на окружности точКи начала и конца плавания.

1204921

Составитель В.Лыков

Редактор К.Волощук Техред A.À÷ . Корректор M,Äåì÷èê

Заказ 8515/40 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4