Датчик вращения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может быть исполь- .зовано в автоматических устройствах контроля и регулирования технологических процессов и позволяет повысить надежность и долговечность датчика . Чувствительный элемент датчика состоит из двух концентрично расположенных внешнего 1 и внутреннего 2 колец, между которыми размещены шарики 3, разделенные сепаратором 4, благодаря чему трение качения существенно меньше трения скольжения. Внешнее кольцо 1, установленное с возможностью поворота в плоскости, проходящей через осевую линию, связано пружиной 11 с корпусом и подвижными контактами. При наличии вращающего момента на лопастях крыльчатки 17 шарики 3 катятся по cфep iчecкoй поверхности кольца 1, которое под действием пружины поворачивается, размыкая электрические контакты 6 и замыкая контакты 7. Управляющие сигналы подаются на исполнительные органы автоматического регулирования потоком среды« 1 ил.. нз 0
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИК
РЕСПУБЛИК (19) (И) (51)4 G01 P 1 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ":
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3782289/24-10 (22) 20.08.84 (46) 15.01.86.Бюл. Ф 2 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по проблемам добычи, транспорта и переработки минерального сырья в промышленности строительных материалов (72) В.В.Кобзев и .М.А.Сляднев (53) 620.1,08:681.17(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 156720, кл. G 01 В .1/00, 1962.
Авторское свидетельство СССР
У 249813, кл. G 01 P 13/00, 1968. (54)ДАТЧИК ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение может быть использовано в автоматических устройствах контроля и регулирования технологических процессов и позволяет повысить надежность и долговечность датчика. Чувствительный элемент parveка состоит из двух концентрично расположенных внешнего 1 и внутреннего 2 колец, между которыми размещены шарики 3, разделенные сепаратором 4, благодаря чему трение качения существенно меньше трения скольжения. Внешнее кольцо 1, установленное с воэможностью поворота в плоскости, проходящей через осевую линию, связано пружиной 1l с корпусом и подвижными контактами.
Нрн наличии вращающего момента на лопастях крыльчатки 17 шарики 3 катятся по сферической поверхности кольца 1, которое под действием пружины поворачивается, размыкая электрические контакты 6 и замыкая контакта 7, Управляющие сигналы подаются на исполнительные органы автоматического регулирования потоком среды. 1 ил.
1205025
dQ с15
5Î
ВНИИХИ Заказ 8521/45 Тираж 896 Подписное!
6 tt
Филиал ППП Патент, r Ужгород, ул.Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и приборостроен по, и может быть использовано в автоматических устройствах контроля и регулирования технологических процессов, Целью изобретения является повышение надежности и долговечности датчика вращения.
На чертеже представлен датчик вращения, общий вид, разрез, Датчик содержит чувствительный элемент, состояший из двух концентрично расположенных внешнего 1 и внутреннего 2 колец. между которыми расположены шарики 3,,разделенные сепаратором 4. Внешнее кольцо контактирует с шариками по сферической поверхности, а внутреннее — по голь-цевым канавкам.
Вследствие такого выполнения профилей колец с шариками сопротивление вращению внутреннего кольца относительно оси 0-0, лежащей в плоскости чертежа, существенно меньше сопротивления вращению внешнего кольца относительно оси S-S, перпендикулярной плоскости чертежа, поскольку трение каченчя существенно мепьше трения скольжения, что обеспечивает работоспособность датчика вращения.
Внешнее кольцо 1 соединено через изоляционную обойму 5 с электрическими контактами 6 и 7, которые образуют с закрепленными на изоляторах 8 и 9 неподвижными контактами соответственно пары нормально замкнутых и нормально разомкнутых контактов. Кроме того, обойма 5 соединена по оси контактов 6 с корпусной трубой 10 пружиной ll, а по оси контактов 7 скреплена с тягой 12 для возврата чувствительного элемента в исходное положение °
Внутреннее КОльцо 2 жесткО cKpBII лено с двумя полуосями 13 так, что они образуют единое целое. Полуоси
13 установлены на подшипниках 14 в стаканах 15. Стаканы присоединены к корпусу 16 через трубу 10 и изоляторы 8 и 9. На оси !3 со стороны трубы закреплена крыпьчатка 17, а на другом конце оси — рукоятка 18.
Датчик работает следующим обра- . зом.
При отсутствии вращающего момента на лопастях крыльчатки, например от потока сыпучего материала внешнее кольцо под действием пружины стремится повернуться относительно оси
S-S. Однако этому препятствует сила трения с контактируемыми поверхностями шариков, которые вызывают заклинивание. Устройство находится в равновесии.
При наличии вращения узла ось 13— кольцо 2 через крыльчатку под действием силы А относительно оси 0-0 шарики начинают катиться по сферической поверхности кольца 1 и канавкам кольца 2. В связи с этим момент сопротивления вращению внешнего коль- ца относительно оси S-S резко падает. Под действием пружины оно поворачивается, что приводит в свою очередь, к раэмыканию контактов б и замыканию контактов 7. Управляющие .Сигналы подаются на исполнительные органы автоматического регулирования потоком средЫ.
Возвращение датчика в исходное положение может быть выполнено с помощью вспомогательных элементов, например тяги и мвховика.
Для практической реализации устройства в качестве чувствительного элемента могут быть использованы самоустанавливающиеся подшипники качения.
Ф ормула и з о брет е н и я
Датчик вращения, содержащий установленный на валу чувствительный элемент, связанный пружиной с корпусом, подвижный контакт и закрепленный на корпусе неподвижный контакт, тягу, о т л и ч а ю m; и и с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, чувствительный элемент выполнен в виде самоустанавливающегося подшипника, при этом пружиной с корпусом и подвижными контактами связано верхнее кольцо подшипника, установленное с возможностью поворота посредством
IIpужины и тяГи В плОскОсти, прохОдящей через осевую линию,