Устройство для обучения перкуссии
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ИзЪбретение позволяет расширить дидактические возможности устройства для обучения перкуссии. В корпусе размещены датчик перкуссии - электронный микрофон 3, и светоиндикаторы 4,5,6. К микрофону 3 последовательно подключены усилитель 10 и формирователь 11 импульсов, к выходу которого через переменные резисторы 12 подключены пороговые элементы 13 по числу индикаторов 4,5,6. Корпус датчика имеет держатель в виде упругой скобы. 1 з.п.ф-лы, 4 ил. (Л to
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК цц 4 G 09 В 23/28
ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3795734/28-12 (22) 27.07 ° 84 (46) 15.01.86. Бюл. 9 2 (71) Донецкий медицинский институт им.М,Горького (72) Г.Д.Дорофеева, С.И.Такташов, В.И.Дубницкий, В.С.Верэилов и В.И,Мишин (53) 615.471 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
NF 0756467, кл. G 09 В 23/28, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРКУССИИ
„.,SU 1205172 A (57) Изобретение позволяет расширить дидактические возможности устройства для обучения перкуссии. В корпусе размещены датчик перкуссии— электронный микрофон 3, и светоиндикаторы 4,5,6. К микрофону 3 последовательно подключены усилитель 10 и формирователь 11 импульсов, к выходу которого через переменные резисторы 12 подключены пороговые элементы 13 по числу индикаторов 4,5,6.
Корпус датчика имеет держатель в виде упругой скобы. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
1 12051
Изобретение относится к медицине и медицинской педагогике, а именно к тренажерам для обучения приемам перкуссии.
Целью изобретения является рас5 ширение дидактических возможностей устройства.
На фиг.l представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — конструкция датчика еркуссии; на фиг. 3 — блок- 1б схема устройства; на. фиг. 4 - электрическая схема устройства.
Устройство для обучения перкуссии выполнено в виде корпуса 1, внутри которого на прилегающей к 15 поверхности грудной клетки стороне с акустическим отверстием 2 расположен датчик иеркуторных ударов — электретный микрофон 3. На верхней стороне помещены три светодиода-индикатора 4,5 и 6. Соединительные провода в составе гибкого кабеля 7 подключается к корпусу 8 электронного блока. Корпус датчика 1 крепится к пальцу-плессимет- д5 ру при помощи упругой скобы 9, Электронная часть устройства содержит подключенный последовательно к микрофону 3 усилитель 10 и формирователь 11 импульсов, к выходу которого через переменные резисторы 12 подключены пороговые элементы 13 по числу светодиодов-индикаторов
4,5,6. Резисторы 12 регулируют порог срабатывания элементов 13.
Устройство работает следующим образом .
Сигналы перкуторных ударов электретным микрофоном 3 преобразуются в электрические низкочастотные сигналы, которые поступают на усили40 тель 10, собранный на микросхемах А 1.1, А 1.2. Частота среза фильтров усилителя 30 Гц. Усиленные до уровня 2,5-3 В сигналы подаются на формирователь 11 импульсов, 45 построенный на логическом элементе
D 1. 1. Сформированные электрические импульсы через подстрочные резистоторы 12 поступают на электронные ключй 13, составленные из логических элементов 3 1. 1 — Ю 1,4 и
Э 2,1 — 3 3.3. Подстрочные резисторы 12 задают порог срабатывания каждого ключа 13, связанного с соответствующим светоиндикатором 4,5 или 6.
Аппарат для обучения перкуссии используют следующим образом, 72 2
Корпус электронного блока 8 поме щается в нагрудный карман врача. К нему посредством гибкого кабеля 7 подключается датчик ), Датчик укрепляется на пальце-плессиметре с помощью специального крепления 9. В зависимости от поставленной цели обучаемый отрабатывает разх ичные элементы пальце-пальцевого метода перкуссии органов грудной клетки.
П р и и е р 1, Отработка силы и равномерности перкуторного удара при тишайшей, тихой, громкой перкуссии легких, В практической работе врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка используются три вида перкус. сии легких: тишайшая — для детей 1-3 лет; тихая — для детей 3-12 лет; громкая — для детей старшего школьного возраста и взросльж .
При обучении тишайшей перкуссии обучающийся над областью легких наносят удар по пальцу-плессиметру с силой, при которой зажигается один светодиод 4, затем многократно повторяет удары, поддерживая загорание этого светодиода, — отрабатывает равномерность силы перкуторного удара и запоминает перкуторный звук, соответствующий "ясному легочному звуку", Для тихой перкуссии сила в перкуторного удара увеличивается так, чтобы загорелись два светодиода
4 и 5. Многократно повторяя, обучающийся отрабатывает силу и равномерность перкуторного удара при тихой перкуссии, запоминает звук.
Для громкой перкуссии сила перкуторного удара увеличивается до такой степени, чтобы загорелись все три светодиода 4,5,6. И на этом виде перкуссии отрабатывается сила и равномерность перкуторного удара, запоминается звук.
Таким образом, поддерживая горение соответствующих светодиодов, обучаемьй легко подбирает и отрабатывает совершенно объективно необходимую силу и равномерность удара по пальцу-плессиметру и запоминает нормальный ясный логичный звук при различных видах перкуссии легких, Пример 2, Отработка определения относительной и абсолютной тупости границ сердца.
1205172
15
25
Известно, что с акустической точки зрения сердце представляет собой плотное безвоздушное тело, над которым при перкуссии возникает тупой звук. Разница между ясным легочным звуком и тупым дает возможность определять абсолютную границу сердца.
Истинная (относительная ) граница сердца расположена более глубоко, между ними находятся легкие, поэтому перкуторный звук при перемещении от легкого к -сердцу оказывается над местом залегания края сердца, изменяется от ясного легочного до притупленного, Выбор силы удара и определение перехода ясного легочного звука в притупленный и тупой является делом.опыта, в связи с чем для начинающего определение относительной тупости является наиболее затруднительным.
Изобретение облегчает задачу определения перехода ясного легочного звука в притупленный и притупленного в тупой, т.е. вносит объективность в определение относительной и .абсолютной границ сердца, При определении границ сердца используется у детей — тихая, у взрослых— громкая перкуссии. При тихой перкуссии над легкими ясный легочный звук регистрируется загоранием двух све.тодиодов 4,5, при движении в сторону сердца над участком притупления (относительной границей сердца) затухает один из них 5, а над участком тупого звука (абсолютная граница) затухают оба.
При громкой перкуссии соответствен. но над легкими загораются три светодиода 4,5,6; над притупленным участком затухает один из них 6 над областью с абсолютной тупостью затухают все светодиоды, Изобретение позволяет точно регистрировать в пределах существующих видов перкуссии изменения перкуторного звука, а также одновременно отрабатывать технику перкуссии и чувственного восприятия перкуторного звука под контролем электронной системы.
Формула изобретения
1 ° Устройство для обучения перкуссии, содержащее размещенный в корпусе датчик перкуссии, выполненный в виде микрофона, и светоиндикатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, оно содержит дополнительные светоиндикаторы, пороговые элементы по числу светоиндикаторов и последовательно соединенные усилитель и формирователь импульсов, при этом датчик электрически связан с усилителем, а каждый из светоиндикаторов через соответствующий пороговый элемент связан с выходом формирователя импульсов.
2. Устройство по п.1 о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что корпус датчика снабжен держателем, выполненным в виде упругой скобы.
1205172
Ф 11 12 g
Составитель В.Тюркин
Техред Т.Тулик
Корректор А Тяско
Редактор М.Келемеш
Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4
Заказ 8531/52 Тираж 451
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5