Система воздушного охлаждения ротора турбогенератора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
J% 120580
Класс 2ld", 55ов
СССР
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ
E. И. Янтовский, А. И. Борисенко, Э. П. Зимин, Б. H. Мельников и И. П. Мирошник
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА
ТУР БО ГE H EPATO PA
Заявлено б января 1958 г. за АЪ 589028/24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» М 12 за 1959 г.
Предлагается система воздушного охлаждения ротора турбогенератора, в которой ротор включен в замкнутый контур последовательно с воздухоохладителем и компрессором, создающим перепад давления, необходимый для циркуляции воздуха в контуре.
: Предлагаемая система более совершенна по сравнению с известными системами подобного рода, так как она обеспечивает повышение интенсивности охлаждения.
Это достигается тем, что к указанному контуру подключен вспомогательный компрессор, создающий в системе высокое (в несколько десятков атмосфер) статическое давление для повышения объемной теплоемкости охлаждающего воздуха.
Как видно из принципиальной схемы предлагаемой системы охлаждения, проводники ротора 1 охлаждаются сжатым воздухом, циркулирующим по замкнутому контуру с помощью центробежного компрессора 2, который вынесен из машины и имеет собственный электропривод.
Сжатый воздух после компрессора 2 проходит через фильтр 8, воздухоохладитель 4 и поступает в воздухосборник 5 входящего воздуха, расположенный в аксиальном канале вала ротора. Из этого канала он распределяется по каналам, расположенным внутри профилированных проводников б ротора, и поступает снова в компрессор.
Для подвода сжатого воздуха к вращающемуся ротору применены лабиринтные уплотнения 7. Утечки воздуха через эти уплотнения не взрывоопасны, в отличие от утечек водорода, и компенсируются поршневым компрессором 8 высокого давления. Мощность компрессора 8 незначительно превышает мощность потерь на трение в масляном уплотнении вала при водородном охлаждении.
Внутри корпуса 9 турбогенератора создается вакуум до 0,1 — 0,2 ата для уменьшения гидравлических потерь на трение вращающегося ротора. Поддержание вакуума осуществляется пластинчатым вакуум-насосом 10.
Ко 120580
Для предотвращения проникновения окру>ка1ощего воздуха с возможными загрязнениями внутрь корпуса 9 целесообразно создать воздушное уплотнение вала (воздушный затвор).
Такое уплотнение может быть обеспечено, если в специальные карманы 11 в щитах турбогенератора подавать с помощью компрессора 12 очищенный воздух давлением 1,3 — 1,5 ата. Небольшие утечки этого воздуха откачиваются вакуум-насо,"ом 10. Статор имеет жидкостное охлаждение обычного типа с отдельным насосом 13 и теплообменником 14.
Предмет изобретения
Система воздушного охлаждения ротора турбогенератора, в которой ротор включен в замкнутый контур последовательно с воздухоохладителем и компрессором, создающим перепад давления, необходимый для циркуляции воздуха в контуре, о тли ч а ющаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения, к указанному контуру подключен вспомогательный компрессор, создающий в системе высокое (в несколько десятков атмосфер) статическое давление для повышения объемной теплоемкости охлаждающего воздуха.
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Редактор Д. А. Благова . Гр. 92
Информационно-издательский одел. 11одп. к печ. 23Х-59 г.
Объем 0,17 п. л. Зак. 3594, Тираж S25 Цена 25 коп. типографии Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Петровка, 14.