Система воздушного охлаждения ротора турбогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

J% 120580

Класс 2ld", 55ов

СССР

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ

E. И. Янтовский, А. И. Борисенко, Э. П. Зимин, Б. H. Мельников и И. П. Мирошник

СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА

ТУР БО ГE H EPATO PA

Заявлено б января 1958 г. за АЪ 589028/24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» М 12 за 1959 г.

Предлагается система воздушного охлаждения ротора турбогенератора, в которой ротор включен в замкнутый контур последовательно с воздухоохладителем и компрессором, создающим перепад давления, необходимый для циркуляции воздуха в контуре.

: Предлагаемая система более совершенна по сравнению с известными системами подобного рода, так как она обеспечивает повышение интенсивности охлаждения.

Это достигается тем, что к указанному контуру подключен вспомогательный компрессор, создающий в системе высокое (в несколько десятков атмосфер) статическое давление для повышения объемной теплоемкости охлаждающего воздуха.

Как видно из принципиальной схемы предлагаемой системы охлаждения, проводники ротора 1 охлаждаются сжатым воздухом, циркулирующим по замкнутому контуру с помощью центробежного компрессора 2, который вынесен из машины и имеет собственный электропривод.

Сжатый воздух после компрессора 2 проходит через фильтр 8, воздухоохладитель 4 и поступает в воздухосборник 5 входящего воздуха, расположенный в аксиальном канале вала ротора. Из этого канала он распределяется по каналам, расположенным внутри профилированных проводников б ротора, и поступает снова в компрессор.

Для подвода сжатого воздуха к вращающемуся ротору применены лабиринтные уплотнения 7. Утечки воздуха через эти уплотнения не взрывоопасны, в отличие от утечек водорода, и компенсируются поршневым компрессором 8 высокого давления. Мощность компрессора 8 незначительно превышает мощность потерь на трение в масляном уплотнении вала при водородном охлаждении.

Внутри корпуса 9 турбогенератора создается вакуум до 0,1 — 0,2 ата для уменьшения гидравлических потерь на трение вращающегося ротора. Поддержание вакуума осуществляется пластинчатым вакуум-насосом 10.

Ко 120580

Для предотвращения проникновения окру>ка1ощего воздуха с возможными загрязнениями внутрь корпуса 9 целесообразно создать воздушное уплотнение вала (воздушный затвор).

Такое уплотнение может быть обеспечено, если в специальные карманы 11 в щитах турбогенератора подавать с помощью компрессора 12 очищенный воздух давлением 1,3 — 1,5 ата. Небольшие утечки этого воздуха откачиваются вакуум-насо,"ом 10. Статор имеет жидкостное охлаждение обычного типа с отдельным насосом 13 и теплообменником 14.

Предмет изобретения

Система воздушного охлаждения ротора турбогенератора, в которой ротор включен в замкнутый контур последовательно с воздухоохладителем и компрессором, создающим перепад давления, необходимый для циркуляции воздуха в контуре, о тли ч а ющаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения, к указанному контуру подключен вспомогательный компрессор, создающий в системе высокое (в несколько десятков атмосфер) статическое давление для повышения объемной теплоемкости охлаждающего воздуха.

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Д. А. Благова . Гр. 92

Информационно-издательский одел. 11одп. к печ. 23Х-59 г.

Объем 0,17 п. л. Зак. 3594, Тираж S25 Цена 25 коп. типографии Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.