Способ определения профессиональной пригодности
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕ(".НИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) (д)@ А 61 F 9/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3472284/28-14 (22) 14.07.82 (46) 23;01.86. Бюл. К 3 (71) Тернопольский медицинский институт (72) В;В.Пильганчук (53) 617.7 (088.8) (56) Методические указания по проф ориентации и медицинской профессионапьной консультации подростков для лечебно-профилактических учреждений школ области. Днепропетровск, 1974. (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ путем определения истинной остроты зрения и сравнения ее с требуемой, о т л и — . ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, определяют расстояние от глаза пациента до объекта, а требуемую остроту зрения определяЬ ют из соотношения — pp
Т где Ь вЂ” расстояние от глаза.до объ екта, мм;
Т вЂ” точность выполняемой onepa Hó мм3 р = 0,0002906.
1205906
L
Т ) 25
45 к а
tg—
2 h получим
Изобретение относится к медицине, в час ности к офтальмологии, и может быть использовано для исследований остроты зрения группы людей, определения их профессиональной пригодности к работе по различным специальностям, профилактики некоторых глазных заболеванийи производственного травматизма органа зрения.
Цель изобретения — повышение точ- 10 ности, Способ. осуществляют следующим образом.
Определяют расстояние от глаза исполнителя до обрабатываемой им 15 детали, точность выполняемой операции на рабочем месте, а затем вычисляют величину требуемой остроты зрения по формуле где L - расстояние от глаза до обрабатываемой детали, мм;
Т - точность выполняемой операции, мм; р — числовой коэффициент, учитывающий остроту зрения нормального глаза, равный
0,0002906.
Для общего случая нормальная острота зрения под углом ((c = 1 (или
= 30") с расстояния h = 5 м, с
2 которого нормальный глаз различает зйакопредъявляющие предметы, рав:на 1,0; А или 2а — линейная величина рассматриваемого глазом предмета (соответствует углу зрения в 1 ).
Граница JJGJIH зрения BKJBo J угол ( зрения в 1 рассматривается как о о ок(нужность в 360 или 360 = 2 ((рад.
Так как 1 = 60 = 60 60
= 3600, то 360 = 360 3600 а
50
Преобразуя дробь, умножив числитель и знаменатель на 360 или 2((Следовательно, числовой коэффиА циент р равен — т.е. отношению веР личины рассматриваемого предмета к расстоянию, с которого нормальный глаз различает знакопредъявляющие предметы (h - =5000 мм). р = 0,0002906 °
Пример 1. Пациент видит е расстояния 5 м тот ряд букв. или других объектов,.которые он должен видеть с расстояния 10 м. Отсюда острота зрения (VIS) = 0,5.
Получив такую остроту зрения, затруднительно сделать вывод о том, сможет ли пациент выполнять ту или иную производственную операцию в оптимальных условиях.
Предлагаемый способ определения профессиональной пригодности осуществляется следующим образом.
Пусть по данной какой-то профессии требуется выполнение операции с точностью до О, 15 мм с расстояния 30 см (300 мм). Для того, чтобы определить профессионально пригодную остроту зрения,,используем фор— мулу (1), получая VIS = 0,58, Следовательно, требуется профессиональная острота зрения 0,58, а имеется 0 5. Таким образом, пациент не может выполнять данную работу.
Пример 2. Пациент различа— ет с расстояния 5 м тот ряд букв или знаков таблицы Головина †Сивце, который он должен видеть в норме с расстояния 12,5 м. VIS равна 0,4.
Получив такую остроту зрения,,затруднительно сделать вывод о том, сможет ли пациент выполнять механическую обработку металла (подрезание торцов, растачивание).
Известно, ч. о эти технические операции в оптимальных условиях выполняются с точностью 0,2 мм с расстояния 65 см.
Предлагаемый способ определения профессиональной остроты зрения осуществляется следующим образом.
Используя формулу (1), получаем
VIS 0,94.
Таким образом, требуется профессиональная острота зрения 0,94, а имеется 0,4. Следовательно, пациент не может выполнять эту работу.
tg 30 = 0,0001453.
О(Отсюда а = h й8 — = 0,7265.
Величина А рассматриваемого предмета равна 1,453 мм.
Пример 3. Ученик средней школы с расстояния 5 м читает буквы или знаки того ряда таблицы, который он должен видеть в норме
1205906
55 с расстояния 16,67 м. VIS по известному способу равна 0,3 м.
Этот ученик имеет желание учиться и работать по радиомонтажному делу.
Получив остроту зрения 0,3, не представляется возможным сделать вывод о том, сможет ли ученик работать по радиомонтажному делу (точность работ О, 1 мм, расстояние от глаз
25 см).
Используя формулу (1) получим
VIS 0,73.
Следовательно, требуется профессиональная острота зрения 0,73, имеется 0,3. Таким образом, ученик не сможет в будущем работать по радиомонтажному делу и обучение его по этой специальности является нецелесообразным.
Пример 4. Колхозник с расстояния 5 м читает буквы или знаки того ряда, который он должен ви— деть в норме с расстояния 5,55 м.
VIS равна 0,9.
Этот колхозник желает трудоустро иться по ремонту сельскохозяйственных машин. Получив остроту зрения .(известным способом) 0,9, затруднительно решить вопрос о том, является ли колхозник пригодным для ремонта сельскохозяйственных машин (точность работ О, 1 мм, оптимальное расстояние от глаз 30 см).
Используя формулу (1); получаем
VIS 0,87.
Таким образом, требуемая профессиональная острота зрения равна 0,87, а,имеющаяся 0,9. Следовательно, колхозник сможет в оптимальных условиях выполнять работы по ремонту сельскохозяйственных машин.
Пример 5. Ученик средней школы с расстояния 5 м читает буквы или знаки того ряда таблицы, который; он должен читать в норме с расстояния 7, 14 м. Получив остроту зрения (VIS) 0,7.
Этот ученик желает учиться и работать по строительному делу (выполнение малярных, штукатурных работ и обработки камня). Получив остроту зрения (известным способом)0,7, не представляется возможным сделать вывод о том, сможет ли ученик с такой остротой зрения работать по строительному делу (точность работ 1,0 мм, расстояние от глаз 50 см.
Используя формулу (1) получаем
VIS 0,15.
5 !
О
Следовательно, требуется профессиональная острота зрения О, 15, имеется 0,7. Таким образом, ученику можно разрешить обучаться строительному делу.
Пример 6. Ученик средней школы с расстояния 5 м читает буквы или знаки того ряда таблиц, который он должен видеть в норме с расстояния 10 м. Острота зрения равна 0 5.
Этот ученик желает учиться и работать в области электротехники (изготовление катушки дросселя для дневного освещения).
Получив остроту зрения (известным способом) 0,5, не представляется возможным сделать вывод о том, сможет ли ученик выполнять электротехнические работы (точность работ О, 1 мм, расстояние от глаз
33 см). Используя формулу (1), получим VIS 0,96.
Таким образом, требуется профес-, сиональная острота зрения 0,96, имеется 0,5. Поэтому данному ученику нельзя разрешить работать по электротехническому делу и учеба его в соответствующем заведении нецелесообразна.
Пример 7. Ученик средней школы с расстояния 5 м читает буквы или знаки того ряда таблицы Головина-Сивцева, которые он должен читать в норме с расстояния 7, 14 м.
VIS = 0,7. С такой остротой зрения ученик желает работать по специальности — ручная обработка дерева.
Получив остроту зрения (известным способом) 0,7, нельзя сделать вывод о том, сможет ли ученик работать по указанной специальности (точность работ 0 1 мм, оптимальное расстояние от глаза 35 см). Используя формулу (1), получим VIS - 1,0 м.
Следовательно, требуется профессиональная острота зрения 1,0, имеется 0 7. Итак, этому ученику нельзя разрешить обучаться по специальности — ручная обработка дерева.
Предлагаемый способ обеспечивает высокую эффективность определения профессиональной остроты зрения по любой специальности, повышает точность исследования в 2-3 раза и значительно облегчает выбор профессии и выявление ранней профессиональной пригодности применительно к любой специальности.
Составитель С.Харлап
Техред Л.Микеш Корректор С.Шекмар
Редактор А.Козориз
Тираж 659 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 799
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 1205906 6
По предлагаемому способу опреде- учащихся по различным специальностям лена профессиональная острота эре- с учетом профессиональной пригодносния по 14 специальностям (пошив ти органа зрения по основной его легкой одежды, холодная обработка функции — центральному зрению. Это металла, радиомонтаж, авторемонт- способствует повышению качества труное дело, электромонтаж, автослесар- довых ресурсов страны, а следова,ное дело, изготовление точных прибо- тельно, и производительности труда. ров в измерительной технике, столяр- Таким образом, предлагаемый споное дело и др.). соб позволяет улучшить качество
В связи с выявленными предлагае- 10, диагностики и профилактики глазных мым способом различиями между профес- заболеваний и производственного сиональной и имеющейся остротой зре- травматизма органа зрения в процессе ния проведено перераспределение его трудовой деятельности.