Способ клепки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (1% (И) 511 1 В 21 J 15/02 15/00
«»
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТЬЙ
К ABTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 35761 95/25-27 (22) 15.04.83 (46) 23.01.86. Бюл. Р 3. (71) Харьковский ордена Ленина. авиационный институт им. Н.Е.Жуковского (72) А.Г.Лебединский, А.С.Данов, А.А.Редько, В.В.Чуб, Е.А.Большаков, А.Е.Литвиненко, А.И.Науменко, Е.Т.Василевский и Л.П.Семенов (53) 621.976 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1(513781, кл. В 21 J 15/02, 1975. (54)(57) I.СПОСОБ КЛЕПКИ, заключающийся в выполнении в пакете соединяемых деталей отверстия под заклепку, размещении последней- в полуг ченном отверстии, установке на выступающую из пакета соединяемых деталей часть стержня заклепки кольца и последующем формообразовании замыкающей головки заклепки путем осадки выступающего конца ее стержня совместно с кольцом,о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повыше- ния надежности полученного соединения, стержень заклепки изготавливают с глухим осевым отверстием на торце, в которое устанавливают штифт из материала, более пластичного, чем материал заклепки, и длиной, превышающей толщину пакета соединяемых деталей на величину, составляющую
0,8-1,2 от диаметра стержня, и устанавливают в отверстие пакета соединяемых деталей с радиальным натягом
0,4-1,5 7, кольцо изготавливают высотой, составляющей 0,2-0,6 от диаметра стержня заклепки, и устанавливают на выступающую из пакета часть стержня, а формообразование замыкающей головки осуществляют с использованием фрикционной накладки, которую устанавливают на торец стержня заклепки.
2, Способ по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что фрикционную накладку предварительно жестко соединяют с кольцом.
3. Способ по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что перед установкой кольца выступающую из пакета часть стержня заклепки обжимают на величину, составляющую 0,0050,01 от диаметра стержня заклепки.
4. Способ по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что на выступающую из пакета соединяемых деталей часть стержня заклепки между кольцом и поверхностью пакета устанавливают ограничительную шайбу.
5. Способ по п.п.1-4, о т л и— ч а ю шийся тем, что кольцо выполняют с внутренней конической поверхностью с углом конусности, превышающим величину угла трения между сопрягаемыми поверхностями кольца и стержня заклепки в конечный
1205981 момент формообразования замыкающей головки.
6. Способ по пп.1-5, о т л и— ч а ю шийся тем, что глухое осевое отверстие на торце стержня заклепки выполняют перед установкой заклепки в отверстие пакета соединяемых деталей.
7. Способ по пп. 1-6, о т л ич а ю шийся тем, что установку стержня заклепки в отверстие пакета соединяемых деталей осуществляют прямой запрессовкой.
8. Способ по пп.l-б, о т л ич а ю шийся тем, что установку стержня заклепки в отверстие пакета соединяемых деталей осуществляют его втягиванием за технологический хвостовик.
9. Способ по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что обе головки заклепки образуют с использованием кольца.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении деталей клепкой.
Цель изобретения — повышение надежности полученного соединения эа счет снижения вероятности образования трещин на замыкающей головке.
На фиг.l изображены: слева — выступающая из пакета соединяемых деталей часть стержня заклепки с установленными на него кольцом и прокладкой, справа — то же после образования замыкающей головки; на фиг.2 — кольцо.
Способ осуществляют следующим образом.
В пакете соединяемых деталей выполняют отверстие под заклепку, стержень .1 которой изготавлива", ют с глухим осевым отверстием 2 на торце, в которое устанавливают штифт 3, выполненный из материала, более пластичного, чем материал заклепки, и имеющей длину, меньшую, чем длина осевого отверстия
2. Наличие отверстия обеспечивает уменьшение усилия клепки и, следо-вательно, уменьшение мощности требуемого клепального оборудования.
Стержень заклепки изготавливают. длиной, превышающей толщину пакета соединяемых деталей на величину, составляющую 0,8-1,2 от диаметра стержня, и устанавливают в отверстие пакета с радиальным натягом 0,4-1,5 X. Установку стержня заклепки осуществляют прямой запрессовкой или втягиванием за технологический хвостовик. При этом в том случае, когда заклепка поступает на сборку без осевого отверстия 2, последнее выполняют после установки заклепки.
Затем на выступающую иэ пакета
20 часть стержня заклепки заподлицо с торцом устанавливают кольцо 4, имеющее высоту, составляющую 0,20,6 от диаметра стержня заклепки.
Для того, чтобы устранить заклинивание при установке кольца, последнее выполняют с конической поверхностью 5, имеющей угол конус1205981
Составитель Н.Пожидаева
Редактор Н. Бобкова Техред Л.Микеш Корректор А.Тяско
Заказ 8597/10 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ности, превышающий величину угла трения между сопрягаемыми поверхно- . стями кольца и стержня заклепки в конечный момент формообразования замыкающей головки. Установка и .центрирование кольца.:на стержне заклепки осуществляется по цилиндрической поверхности 6, имеющей посадочный диаметр, несколько меньший, чем диаметр стержня.
После установки кольца на торец стержня устанавливают накладку
7 с антифрикцпонным слоем 8, например рифлением. Применение указанной накладки обеспечивает снижение вероятности перекосов при формообразовании замыкающей головки, а также позволяет управлять контактным давлением. Для увеличения надежности и уменьшения трудоемкости процесса клепки кольцо 4 и накладка 7 могут быть жестко соединены, а между кольцом и поверхностью пакета может быть ус.тановлена ограничительная шайба.
Формообразование замыкающей головки осуществляют пуансоном 9, после чего кольцо и накладка могут быть удалены.
Перед установкой кольца на выступающую из пакета часть стержня .заклепки последнюю обжимают на величину, составляющую 0,005-0,1 от диаметра стержня. Радиальное обжатие создает во внешнем слое остаточные сжимающие напряжения, которые, суммируясь с растягивающими напряжениями при осадке, уменьшают величину предельных растягивающих напряжений крайних волокон и способствуют уменьшению трещинообразования. Кроме того, улучшается качество клепки -за счет обеспечения фик-го """" " " "
Предлагаемый способ может быть применен для клепки стержнями и в эхом случае на оба конца стержня устанавливают кольца и прокладки.