Противоблокировочная тормозная система транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 36311 99/27-11 (22) 10.06.83 (46) 23.01.86. Бюл. № 3 (71) Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (72) М. Д. Коневцов (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 880826, кл. В 60 Т 8/04, 1980. (54) (57) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНАЯ

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидронасос, напорная линия которого сообщена с колесными тормозными цилиндрами и через перепускной клапан — со сливной линией, при этом перепускной клапан выполнен с подÄÄSUÄÄ 1206148 A 5И 4 В 60 Т 8/18, 8/38 пружиненным поршнем, разделяющим полость его корпуса на напорную и управляющую камеры, последняя из которых связана контуром управления с золотниковым тормозным краном, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, она снабжена ограничителем давления, установленным параллельно тормозному. крану между контуром управления и сливной линией, причем ограничитель давления выполнен с клапаном, реагирующим на величину замедления транспортного средства и его нагрузку, пружина перепускного клапана установлена в управляющей камере, а в его поршне выполнено дроссельное отверстие.

1206148

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам транспортных средств.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема тормозной системы; на фиг. 2 — перепускной клапан, общий вид; на фиг. 3 — гильза тормозного крана, общий вид; на фиг. 4— ограничитель давления, общий вид; на фиг. 5 — плунжер тормозного крана.

Тормозная система (фиг. 1) состоит из емкости 1 для жидкости, гидронасоса 2, перепускного клапана 3, имеющего штуцеры для подсоединения напорных 4 и сливных

5 трубопроводов линий, тормозного крана 6, ограничителя 7 давления, подсоединенных к трубопроводам параллельно перепускному клапану, инерционные подпружиненные массы 8 и 9, размещенные на корпусе ограничителя давления.

Пружинная скоба 10 установлена на неподрессоренной части транспортного средства, трубопровод 4 связывает клапан 3 с колесными тормозными цилиндрами 11.

В поршне 12 клапана 3 выполнено дроссельное отверстие 13. Поршень 12 поджат пружиной 14. Плунжер 15 тормозного крана

6 поджат пружиной 16, а в корпусе тормозного крана выполнено отверстие 17.

Ограничитель давления помимо инерционных масс 8 и 9 содержит пружину 18, гайку 19, шток 20 и клапан в виде шарика 21, шток 22, пружины 23 и 24 и гайку 25.

Тормозная система работает следующим образом.

Жидкость, забираемая гидронасосом 2, по ступает по направлению стрелки А в полость

Б перепускного клапана 3 и далее по напорным трубопроводам 4 к тормозным цилиндрам 11, через дроссельное отверстие 13 поршня 12 клапана 3 — в полость В и через трубопровод 4 поступает к крану 6 и огран ич и тел ю 7.

Если кран 6 открыт, т.е. плунжер 15 находится в крайнем правом положении, то жидкость, перемещаясь по направлению стрелки Г, через кран 6 и по сливному трубопроводу 5 поступает в емкость 1 по направлению стрелки Д. Из-за разности давления, направленной из полости Б, поршень 12 поднимается, сжимая пружину 14, и открывает клапан 3. Основной поток жидкости под небольшим давлением поступает на слив из полости Б в емкость (бак) 1 в направлении стрелки Д. Пружины в тормозных механизмах удерживают колодки (диски) в расторможенном состоянии.

Есл и к плу нжеру 15 и рил ожить у сил ие Р, заставив его перемещаться влево, он закрывает проход жидкости в направлении

Г, сжав при этом пружину 16. Жидкость, которая до этого находилась в пространстве, занятом пружиной 16, сливается через отверстие 17, не препятствуя движению плунжера 15.

При перекрытом сливе (в направлении стрелки Г) давление жидкости в полостях Б и В перепускного клапана 3 сравнивается и клапан под действием пружины

14 опускается на посадочное место, перекрыв слив жидкости в направлении стрелки Д.

Давление в полостях Б и В повышается и под этим напором жидкость поступает к ограничительному 7 и тормозным цилиндрам колес, приводя их в рабочее состояние.

Происходит торможение транспортного средства при давлении жидкости, установленном ограничителем 7. В дальнейшем клапан 3 и ограничитель 7 периодически закрываются и открываются, то снижая давление (мобильное средство растормаживается), то повышая до максимума (мобильное средство затормаживается) .

Периодичность в работе клапана 3 и ограничителя 7 возникает по следующей причине. При возросшем давлении в системе ограничитель 7 открывается и обеспечивает слив жидкости и снижение давления в полости В. Разность от давлений, действующая в полости Б, открывает клапан 3 и через него обеспечивается слив жидкости в бак.

Давление в системе и над ограничителем 7 снижается. Интенсивность торможения уменьшается.

При сниженном давлении ограничитель 7 закрывается, давление жидкости в полости

В и Б выравниваются, пружина 14 закрывает клапан 3. Давление в системе и над ограничителем 7 возрастает, ограничитель 7 открывается, обеспечивая слив и снижение давления в системе, и процесс повторяется.

Соответствующим подбором движущихся масс, площадей посадочных мест клапана 3 и ограничителя 7, а также жесткостей пружин 14 и 18, величины дроссельного отверстия 13 можно подобрать время чередования и величину импульсов замедления, сообразуясь с требованиями, предъявляемыми к тормозныМ системам мобильных средств.

Изменяя натяжение пружины 18 путем навинчивания или свинчивания гайки 19, можно подбирать давление жидкости в тормозной системе в соответствии с дорожными условиями.

Тормозная система предусматривает пульсацию замедления от интенсивности ее изменения. При возросшем замедлении ориентированная 00 направлению движения инерционная масса 8, перемещаясь, давит на шток 20, шарик 21 и открывает слив жидкости по трубопроводу 5 в направлении стрелки Д. Давление жидкости в полости

В снижается и разница от давлений в полостях Б и В поднимает поршень и клапан 3, открывая слив жидкости в бак. Давление в системе падает, тормозной момент снижается, скорость движения транспортного средства увеличивается. 3а счет ускорения инерционная подпружиненная масса 8 перемещается назад. Пружина 18 садит ша1206148

Фиг.2 рик 21 на место. Слив жидкости через ограничитель 7 прекращается, давление над и под поршнем 12 выравниваются, пружина

14 садит клапан 3 на место. Давление жидкости в системе вновь возрастает, происходит торможение транспортного средства. Инерционная масса 8 вновь давит на шток и шарик. Шарик опускается, жидкость идет на слив, и процесс повторится.

Таким образом, подобранное давление жидкости в системе в соответствии с дорожными условиями, и инерционная масса 8 обеспечивают пульсирующее нарастание и снижение тормозного момента, поддерживая его величину такой, что полной блокировки колес не будет, а поэтому склонность транспортного средства к заносу or15 раничивается.

Тормозная система имеет возможность самонастраиваться на величину тормозного момента в зависимости от нагрузки, приходящейся на колеса транспортного средства.

Если корпус ограничителя 7 связать жестко с остовом транспортного средства, а пружинную скобу 10 — с корпусом приводных валов колес, то при увеличении нагрузки, приходящейся на колеса, пружинная скоба 10, деформируясь, увеличивает давление на шток 22 ограничителя 7. Суммарная сила упругости пружин 10 и 18 становится больше, и открытие ограничителя происходит при повышенном давлении жидкости в системе, что при увеличенной нагрузке на колесах позволяет реализовать больший тормозной момент. Он увеличивает замедление транспортного средства и в работу вступает добавочная инерционная масса 9.

Ранее она не работала, так как малые силы инерции не способны были растянуть пружинц 24, удерживающую инерционную массу 9, 35

Совместная сила инерционных масс 8 и 9 открывает слив жидкости через ограничитель 7 при давлении, обеспечивающем повышенный тормозной момент. Пружина 24 жестко связана с массой 9 и гайкой 25. Гайкой 25 можно менять силу упругости пружины 24. Коэффициенты жесткости пружины

23 и 24 и их натяг должны быть подобраны так, чтобы при малых замедлениях работала только масса 8, при максимальных замедлениях — массы 8 и 9.

Для незначительного снижения скорости движения (притормаживания транспортного средства) необходимо плавно перекрывать слив в направлении стрелки I плунжером

15. При частичном перекрытии отверстия в кране 6 слив жидкости через канал 5 замедляется, что способствует уменьшению разности давлений в полостях Б и В перепускного клапана 3, при этом пружина 14 перемещает его вниз (фиг. 1), затрудняя слив в направлении стрелки Д из полости Б.

Давление жидкости в напорных трубопроводах 4 и рабочих цилиндрах повышается приводя тормозные механизмы колес в действие, притормаживая транспортное средство.

Интенсивность нарастания тормозного момента зависит от скорости перемещения плунжера 15 и формы сечения перекрываемого отверстия в кране 6.

При снятии усилия с плунжера 15 пружина 16 возвращает его в первоначальное положение, обеспечив слив жидкости в направлении стрелок Г и Д. Рабочие пружины тормозных механизмов обеспечивают слив жидкости через открытый клапан 3. Характеристики рабочих пружин тормозных механизмов в основном определяют величину давления жидкости, идущей на слив, в напорных трубопроводах системы. Нахождение жидкости под давлением в трубопроводах исключает попадание воздуха в систему и способствуют быстродействию тормозной системы в целом, что уменьшает время торможения транспортного средства.

1206148

Составитель С. Макаров

Редактор А. Сабо Техред И. Верес Корректор С. Черни

Заказ 8626/18 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4