Подшипник качения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) сЮ 4 Р 16 С 19/32.ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ф(jppl +< г". у
1) х,. ,)3
1, f
Н ДВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф
Ь °
0 °
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3713747/25-27 (22) 06. 01. 84 (46) 23.01.86. Бюл. У 3 (71) Всесоюзный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт подшипниковой промышленности (72) В.М.Бережинский, С.П.Русских, В.Ф.Старостин, Г.В.Тикунова и Б.А.Яхин (53) 621.822.75(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 903606, кл. F 16 С 19/32, 1980. (54) (57) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, содержащий наружное и внутреннее кольца с коническими дорожками качения и
° размещенные между ними в сепараторе конические ролики, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения долговечности за счет равномерного нагружения роликов по периметру дорожки качения, угол 6 наклона образующей дорожки качения одного
1 из колец к его оси и угол 1. наклона образующей ролика к его оси связаны соотношением
1 2s inc 2 а (--.—.-) c ---, 3 sin j 3
2 sine где Е (—.—;-) — математический знак, обозначакщий, что от величины, указанной в скобках, берут только дробную часть, а целую отбрасывают.
1206516
Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам качения;
Целью изобретения является повышение долговечности за счет равномерного нагружения роликов по пери метру их дорожки качения.
На фиг. 1 изображен упорный подшипник качения с распределением усилий. между роликами, общий вид; на фиг. 2 — ролик, радиальное сечение в момент времени, когда его центр проходит через сечение А-А; на фиг. 3 - упорнь и подшипник качения, продольный разрез.
Подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца с коническими дорожками 3 качения и размещенные между ними в сепараторе 4 конические ролики 5, при этом угол
8 наклона образующей дорожки каче ния одного из колец к его оси и угол J наклона образующей ролика к его оси связаны соотношением
1 2sin9 2 а C. (— —.--.-) (— —, 3 sinj 3
2эхп 6 где E(--т †.-) — математический знак, sin обозначающий, что от величины, указанной в скобках, берут только дробную часть, а целую отбрасывают.
На ролики 5 действуют усилия как с наружного 1, так и с внутреннего 2 колец, максимальное значение которых реализуется в сечении.А-А. В процессе работы подшипника центр этого ролика проходит через сечение А-А с периодом Т, равным периоду вращения сепаратора 4. Для того, чтобы уменьшить неравномерность износа роликов необходимо, чтобы при прохождении центра ролика через сечение А-А он контактировал с кольцами подшипника не одними и теми же точками своей поверхности, т.е. чтобы по мере вращения сепаратора 4 под максимальной нагрузкой были не какие-то от-. дельно взятые точки поверхности ролика 5.
Если ролики контактируют с кольцами подшипника в сечении А-А одними и теми же точками своей поверхности, то отношение длины окружности дорожки качения невращающегося кольца в точке контакта с наиболее нагружен25
45
2sin 9 1
Е(— — — -) =
sing 2 (2) 55.
20 ным роликом к половине длины окружности ролика в точке контакта с невращающимся кольцом ра ::о целому числу, тогда (— —.—.-) = О
2sin8 (1)
sin i
В числителе левой части равенст- . ва (1) стоит 2, так как ролик в каждый момент времени имеет две зоны контакта (одну с наружным, а другую— с внутренним кольцом подшипника).
Ввиду того, что распределение нагрузки между роликами не имеет ярко выраженного максимума,,зоны высоких нагрузок на дорожках качения колец в рассматриваемом радиальном сечении обладают некоторой протяженностью, Вследствие этого, в рассматриваемом радиальном сечении также имеются две зоны высоких давлений.
Пусть в некоторый момент времени t центр ролика находится в сечении
А-А. При этом центрами указанных зон являются точки .его контакта с дорожками качения колец (точки а и 6 на фиг. 2). В момент времени t + T (где Т вЂ” период вращения сепаратора) центр ролика снова находится в сечении А-А и на поверхности ролика имеются также две зоны высоких давлений с центрами в точках его контакта с дорожками качения. колец.Для достижения равномерного нагружения и равномерного износа ролика, снижения тепловыделения и момента трения, а также для повышения предельной быстроходности подшипника необходимо, чтобы опасные эоны на поверхности ролика, соответствующие моментам времени и
t + T, не перекрывались.
Наиболее благоприятным в этом плане является тот случай, когда в момент времени t + T ролик контактирует с дорожками качения колец точками е и е, что имеет место при выполнении следующего соотношения:
С достаточной степенью точности условие неперекрытия опасных зон. выполняется в тех случаях, когда точки контакта ролика с дорожками качения колец момент времени
+ T расположены на дугах
1206516
Составитель Г. Кузнецова
Редактор О. Юрковецкая Техред И.Асталош Корректор Е. Рощко
Заказ 8680/37
Тиран
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ушгород, ул. Проектная, 4
3 с - е d и с — е -d, что достигается при выполнении соОтношения
2sin9 1 2 (— — — ) = — -- —— (3)
sang 3 3
Благодаря такому выполнению соотношения повышается долговечность упорного подшипнйка качения.