Подшипниковый узел электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СО 03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„120 891 А дН @ Н 02 К 5/00
PfPc iОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, )/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54).(57,) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ с коаксиально расположенными роторами, содержащий подшип-
lawL (21) 3315024/24-07 (22) 10.07.81 (46) 23.01.86. Бюл. У 3 (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение "Электросила" им.С.M.Кирова (72) А.Г.Эйбшиц, P.M.Áåëÿêîâ и Н.И.Ибрагимова (53) 621.313.04(088.8) (56) Заявка ФРГ У 2704211, кл. Н 02 К 16/02, 1978.
Известия Академии наук СССР. Энергетика и транспорт, Р 2, 1978,. с. 107-108. ники, в которых установлены коаксиально размещенные в корпусе валы, отличающийся тем, что, с целью уменьщения аксиальных размеров, подшипники выполнены в виде коаксиально расположенных в диаметральной плоскости втулок, на внутренней обращенной к валу поверхнос ти которых выполнены сферические .выемки, а концевые участки внутренних поверхностей втулок выполнены цилиндрическими горизонтальными и на валах в зоне размещения втулок установлены кольца иэ антифрикционного материала, при этом в нижней части корпуса и втулок выполнены каналы для подвода смазывающей жидкости к поверхности валов.
1206891
Изобретение относится к электромашиностроению и касается систем коаксиально расположенных роторов электрических машин, Целью изобретения является уменьшение аксиальных размеров.
На фиг.1 изображен подшипниковый узел электрической машины, разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Подшипниковый узап (фиг,1) содержит вал 1, коаксиально которому установлен вал 2. Валы 1 и 2 установлены на гидростатодинамических подшипниках. Корпус каждого гидростатодинамического подшипника выполнен в виде втулок 3 и 4, на внутренней, обраще ной к валу поверхности котора.х выполнены сферические выемки
5 и б, составляющие часть камеры гидростатодинамических подшипников, размещенных в диаметральной плоскости.
Концевые участки 7 и 8 внутренней поверхности втулки 3 и концевые у гастки 9 и 10 втулки 4 выполи lill цилиндрическими, горизонтальпымп. В аксиальном направлении каждая камера снабжена торцовыми уплотнениями 11 и 12, Каждое "îðöîâîå уп.потненп состоит из кольца 13 и кольца 14, охватывающих вал 1 или вал 2, Иежду кольцами 14 и 13 установлен уп лотняющпй элемент 15, покрытый баббитом пли выполненный из графита, Между кольцом 13 и втулкой гидростатодинамического подшипника установле" на пружина 1б. Кольца 13 и 14 уплотне ны относительно вала 2 и корпуса 17 уплотпяющими резиновыми кольцами I8.
Аналогичной конструкции торцовые уплотнения установлены с противопо" ложных сторон втулок 3 и 4.
В зоне размещения втулок 3 и 4 на валах 1 и 2 установлены кольца
19 и 20 пз антифрикционного материала СQQ 1 ветственноа Б нижней части корпуса 17 и l3TулОк 3 и 4 Выполнены каналы 21 для подвода сиазывающей жидкости (масла) к поверхности валов.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
По обшим каналам 21 масло от насоса высокого давления (не показан) поступает соответственно в камеры подшипника (фиг,2). При этом сначала всплывает вал 2, а затем вал 1. Сферические выемки в камерах подшипников позволяют обеспечить максималь1 .2 шины.
Бпагодаря предлагаемой конструкции когут быть созданы каскадные регулируемые по частоте вращения электрические машины большой мощ/ ности и малой длины, Изобретение может быть использовано на любом машиностроитепьном предприятии, в судостроении для коаксиально вращающихся винтов и в системах электродвижения. ную подъемную силу при ограниченных
5 осевых размерах подшипника. Эта подъемная сила или сила давления потока жидкости на криволинейную (сферическую) выемку в камере определяется формулой:
Р =pgu (I + соя<,), где 1, —, угол между осью сферы и ее стенкой (по образующей сферы), — удельный вес жидкости;
Я вЂ” секундный расход жидкости;
u — средняя скорость потока жидкости.
В случае,- 0 происходит поворот струи жидкости (по сфере камеры) и
Р 2 gU.
20 - Общий, для всех коаксиальных .валов канап для подвода жидкости в сферические выемки камер обеспечивает надежную подачу жидкости при минимальном числе каналов в конструкции, В случае падения давления в под-водящей ма.гистрали гидростатодинамические подшипники работают как подшипники скольжения за счет наличия горизонтальных концевых участков 9
ЗО и 10 Ila втулках 3 и 4. Прп этом в аварийный режим работы переходят не оба вала сразу, а сначала только наружный вал.
Расположенные на каждом валу торцовые уплотнения 11 и 12 обеспечивают минимальные утечки жидкости при любых скоростях вращения валов.
Преимущество данного предложения состоит в том, что данную конструк-40 цию можно применить для роторов большой мощности в крупных электрических машинах.
Изобретение позволяет значительно снизить аксиальные размеры ма120б891
Л
И 1Б 8 б f И Ю Ф УЗ %
17
Я-М у б 9 юг 2
Составитель Ф.Подольская
Редактор Р.Цицика Техред H,Ïàðîöàé Корректор А.Зимокосов
Заказ 8729/55 тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретешш и открытий
113035, Москва, Н-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4