Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (1) 4, Н 02 К 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР.

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3674175/24-07 (22) 21.12.83 (46) 23.01.86.,Бюл. У 3 (71) Всесоюзный научно"исследовательский институт электромеханики (72) В.А.Жирнов, А.Ф.Кузьмин и В.А,Артамонов (53) 621.313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 502137, кл. F 16 С 33/бб, 1974.

Труды ВНИИЭМ, т.39, М, 1973, с.176-181. (54) (57) 1 . ЭЛЕКТРИЧВСКАЯ МАШИНА, содержащая корпус, в котором размещен подшипниковый узел с системой смазки, включающей установленный на валу насос с двумя всасывающими входами и одним нагнетающим выходом, один всасывающий вход насоса соединен с полостью подшипника, а другой размещен в резервуаре со смазкой, и трубопроводы для подвода смазки к подшипнику, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения КПД и надежности, она снабжена дополнительным резервуаром со смаз кой, входное отверстие которого расположено над выходным, нагнетающий выход насоса соединен с входным отверстием дополнительного резервуара, а его выходное отверстие соединено с верхней частью полости подшипника.

2. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что дополнительный резервуар снабжен системой для перемешивания смазки.

1206892

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах, например, с вертикальным валом, имеющих систему смазки подшипниковых узлов с винтовым насосом, особенно целесообразно использование в высокоскоростных электрических машинах с повышенным ресурсом, работающих в течение длительного времени без обслуживания.

Целью изобретения является повышение И1Д и надежности электрической машины, На чертеже изображена электрическая машина с подшипниковым узлом, разрез °

Электрическая машина содержит вертикальный вал 1, на котором смонтирован подшипник 2 качения, систему смазки, состоящую из винтового насоса 3 с двумя нарезками левой 4 и правой 5 на верхней и нижней всасывающих частях и нагнетающим выходом в центре насоса 6, каналов 7 и 8 для подвода смазки к подшипнику 2 резервуара 9 для смазки, расположенного выше подшипника 2, Насос 3 сообщается с подшипником 2 через резервуар 9, входное отверстие 10 которого расположено над выходным отверстием 11. Электрическая машина пмеет резервуар 12 со смазкой, в котором размещена нижняя всасывающая часть винтового насоса 3. Резервуар

9 снабжен системой 13 для перемешиваппя горячего масла с холодным, закрепленной на его дне, К входному отверстию 10 присоединен трубопровод 14, противоположный конец которо1 о расположен над системой 13 выполненной, например, в виде цилиндра с отверстиями 15 в нижней части для прохода масла, Резервуар 9 имеет отверстие 16 для залива масла, В ка" нале 8 установлен элемент 17, регулирующий подачу смазки в подшипник, выполненньш, например, в виде жиклера.

Устройство работает следующим образом.

В статическом состоянии резервуар

9 заполнен смазкой, уровень когорой ниже выходного отверстия 11, а резервуар 12 заполнен смазкой, уровень которой ниже его краев, чтобы смазка не вытекала из укаэанного резервуара.

С началом вращения ротора электрической машины винтовой насос 3 перекачивает масло из резервуара 12 по ка1О палу 7 в дополнительный резервуар 9, причем масло из трубопровода 14 сливается в систему 13, которая улучшает перемешивание горячего масла с холодным, содержащимся в резервуаре

9. В дополнительном резервуаре 9 уровень масла начинает повышаться и когда он превысит уровень отверстия

11 канала 8 масло начинает стекать по нему через жиклер 17 в полость

2б,подшипникового узла.

Смазав подшипник 2, масло стекает в верхнюю часть винтового насоса 3 и по каналу 7 вновь подается в допол нительный резервуар 9. Таким образом, 25 при работе электрической машины ос.новной объем масла находится в дополнительном резервуаре 9, где оно охлаждается и отстаивается. В резер.вуаре 12 смазка в это время находится на уровне нижней всасывающей части винтового насоса, который работа-, ет практически вхолостую. Верхняя часть насоса за счет ограниченного поступления смазки тоже работает с .,минимальной нагрузкой.

Использование изобретения в сравнении с известными устройствами позволяет повысить КПД электрической машины за счет снижения затрат энергии на работу насоса, который, как показал эксперимент, перекачивает в этом случае в 20-30 раз меньший объем смазки„иэповысить надежность электрической машины за счет удаления смазки от нагретых частей машины, 45 увеличения объема смазки и уменьшения ее разрушения в подшипнике, что приводит к длительному сохранению рабочих характеристик, увеличению срока службы между заменами смазки.

50 13се это приводит к повышению надежности подшипниковых узлов и электрической машины в целом.

1206892

Составитель Ф.Подольская

Редактор P.Öèöèêà Техред Л.Микеш Корректор Л.Пилипенко

Заказ 8729/55 Тираж б- - Под пи си о е

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул. Проектная, 4