Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (584 Н 02 Р 5 06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф Р ! (61) 1096745 (21) 3717536/24-07 . (22) 30.03.84 (46) 23.01.86. Бюп. У 3 (7 l ) Азербайджанский институт нефти и химии им. М.Азизбекова и Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по автоматизированному электроприводу в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте (72 ) Б. И. Абр aMos, А.А. Бар ьюдин, А. Г. Гусейнов, А.И. Коган и А. В. Чердаков (53) 62-83:621 314.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1096745, кл. Н 02 P 5/06, 1982. (54) (57) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО

ТОКА С ДВУХЗОННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ по авт. св. N 1096745, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе, в него введены блок регу„„SU„„ I 206942 А лируемого ограничения, третий знакочувствительный релейный элемент, два логических элемента И и логический элемент ИЛИ, при этом вход третьего знакочувствительного релейного элемента соединен с выходом датчика частоты вращения, входы первого введенного логического элемента И соединены с вторыми выходами всех трех энакочувствительных релейных элементов, входы второго введенного логического элемента И соединены с вторыми выходами первого и второго и первым выходом третьего знакочувствительных релейных элементов, выходы введенных логических элементов И подключены к входам введенного логического элемента ИЛИ, выход которого связан с входом изменения темпа эадатчика интенсивности и с управляющим входом блока регулируемого ограничения, включенного в цепь обратной связи регулятора частоты вращения, Эпектрапривад содержит электродвигатель 1, ..,подключенный к якорной цепи электродвигателя нереверсивный преобразователь 2, в цепь управления катîpага введены последовательно включенные задатчик 3 интенсивности, регулятор 4 частоты вращения, управляемый ключ 5, блок 6 выделения модуля и регулятор 7 тока якоря, реверсивный преобразователь 8 в цепи возбуждения электродвигателя

1, в цепь управления которого включен регулятор 9 тока возбуждения, подключенные к входам соответствующих регуляторов датчики 10-12 соответс":. венка частоты вращения, тока якоря и така возбуждения, а также знакачувствительные репейные элементы 13 н 14 вход первого из которых подключен к выходу регулятора

4 частоты вращения, а вход второгок выходу датчика 12 тока возбуждения, логические элементы И 15 и 16 и логический элемент ИЛИ 17 при этом выхаць каждого из знакачувствительных репейных элементов 13 и 14 подключены к входам логических элемен" тов И 15 и 16„ вь1ходы которых соединены с входами логического элемента ИЛИ 17 выход которого соединен с управляющим входом управляемого ключа 5, Электропривод содержит также операционный усилитель 18 с двумя цепями обратной связи, одна из которых содержит резистор 19, а другая — RC-цепь 20, управляемый переключатель 21, логиче кие элементы И 22 н 23, логический элемент ИЛИ 24 и блок 25 задержки, при этом операционный усилитель 18 включен между управляея м ключом 5 и блоком б выделения модуля, управляемяй переключатель 21 включен последовательно в

Изобретение относится к электро технике и может быть использована дпя управления тиристарными электр приводами постоянного тока таких механизмов, как ратарный стал и буровая лебедка на буровых установ ках„ механизм, подъема и поворота экскаваторов.

Цепь изобретения — павьппение надежности работы электропривода.

На чертеже изображена функциональная схема эпектропривада постоянного тока с двухзонным регулираваиием частоты вращения.

120б942 две цепи обратной связи операционного усилителя 18, причем выходы знакочувствительных репейных элементов 13 и 14 подключены также к входам логических элементов И 22 и 23, садеиненных своими выходами с входами логического элемента ИЛИ

24, выход которого в свою очередь через блок 25 задержки связан с

10 управляющим входом управляемого переключателя 21. В электропривод, кроме того, введены блок 26 регулируемого ограничителя, знакочувствительный репейный элемент 27, t5 логические элементы И 28 и 29 и логический элемент ИЛИ 30. Вход знакочувствительного релейного эле» мента 27 соединен с выходом датчика

10 частоты вращения, входы логи2б ческого элемента И 28 соединены с вторыми выходами всех энакочувствительных репейных элементов 13, 14 и 27, входы логического элемента

И 29 соединены с вторыми выходами знакочувствительных репейных эле ментов 13 и 14 и первым выходом знакачувствительного релейного элемента 27, выходы логических элементов И 28 и 29 подключены к входам

Зб логического элемента ИЛИ 30, выход которого связан с входом изменения темпа задатчика 3 интенсивности и с управляющим входом блока 26 регулируемого ограничения, включенного в цепь обратной связи регулятора

4 частоты вращения, Регулирование ограничения осуществляется посредством переключателя 31, выводы которого связаны с источниками 32 и

33 опорного напряжения. Задатчик

4О интенсивности выполнен в виде последовательно соединенных интегратора

34 и релейного элемента 35, охваченных обратной связью с выхода релейного элемента 35 на вход интегратора

34, н последовательно включенных резисторов Зб и 37, один из которых шунтирован управляемык ключом 38,управляющий вход которого является входом изменения темпа задатчика Зинтен5ц сивнасти.Вход регулятора 9тока возбуждения соединен с выходом регулятора ЭДС 39,один вход которого подключен к выходу датчика ЭДС 40,а второй через блок 41 задания тока возбуждения-к вы ходу регулятора 4частоты вращения, Входы датчика ЭДС 40связаны с датчикам ll тока якоря и с датчиком 42 напряжения на якоре.

1206942 4

Электропривод работает следующим образом.

Пусть полярность сигнала на выходе задатчика 3 интенсивности такова, что на выходе регулятора 4 частоты вращения появляется сигнал положительной полярности. Этот сигнал, проходя через блок 41 задания тока возбуждения, регулятор ЭДС 39, регулятор 9 тока возбуждения и реверсив- 10 ный преобразователь 8 задает ток возбуждения также положительной полярности. Такая комбинация знаков на входах знакочувствительных релейных элементов 13 и 14 приводит к 15 тому, что на выходе логического элемента ИЛИ 17 появляется сигнал логической единицы, а на выходе логического элемента ИЛИ 24 - логического нуля. При этом управляемый ключ 5 замакается, управляемый переключатель 21 подключает в цепь обратной связи операционного усилителя

18 резистор 19. Электропривод разгоняется в первом квадранте меха- 25 нической характеристики. При этом на вторых выходах знакочувствительных релейных элементов 13 и 14 присутствуют сигналы логического нуля. На первом выходе знакочувс- ЗО твительного релейного элемента 27 появляется сигнал логической единицы, а на втором - логического нуля. Поэтому на выходах логических элементов И 28 и 29 логического элемента ИЛИ 30 присутствуют сигналы логического нуля. Поэтому управляемай ключ 38 замкнут, а управляемлй переключатель 31 подключает на вход блока 26 регулиру- 4g емого ограничения источник 32 опорного напряжения. При этом постоянная времени задатчика 3 интенсивности мала, а ограничение выходного сигнала регулятора 4 частоты вращения соответствует заданному предельному значению стопорного тока, При разгоне в двигательном режиме в третьем квадранте механической характеристики, соответствующем режиму силового спуска груза для грузоподъемных механизмов, полярности сигналов на выходе регулятора 4 частоты вращения и датчика

12 тока возбуждения противоположны полярностям этих сигналов при работе электропривода в первом кЪадранте.

При такой комбинации полярностей сигналов на входах знакочувствительных релейных элементов 13 и 14 управляемый ключ 5 замкнут, а управляемый переключатель 21 подключает в цепь обратной связи операционного усилителя 18 резистор 19.

При работе в третьем квадранте на трех входах логического элемента

И 28 присутствуют сигналы логической единицы, что приводит к появлению сигнала логической единицы и на его выходе. На выходе логического элемента И 29 присутствует сигнал логического нуля, так как на первом и втором его входах присутствуют сигналы логической единицы, а на третьем - нуля, Так как на выходе логического элемента ИЛИ

30 присутствует сигнал логической единицы, то управляемай ключ 38 разомкнут, управляемый переключатель

31 подключает на вход блока 26 регулируемого ограничения источник

33 опорного напряжения. При этом снижается темп разгона электропри

I вода за счет увеличения постоянной времени задатчика 3 интенсивности и снижения уставки стопорного тока.

При работе электропривода в режиме рекуперативного торможения во

1l-м квадранте полярность сигналов на входах знакочувствительных ре лейных элементов 13 14 и 27 такова, что на входах логического элемента

И 29 присутствуют сигналы логической единицы, что вызывает появление логической единицы и на его выходе, В то же время на первых двух входах логического элемента И 28 присут» ствуют сигналы логической единицы, а на третьем - нуля, что вызывает появление сигнала логического нуля и на его выходе. Так как на выходе логического элемента ИЛИ 30 присутствует сигнал логической единицы, то управляемый ключ 38 разомкнут, а управляемый переключатель 31 подключает на вход блока 26 регулируеМого ограничения источник 33 опор ного напряжения, При этом снижается темп замедления электрипривода за счет увеличения постоянной времени задатчика 3 интенсивности и снижения уставки стопорного тока. Такие меро» приятия благоприятно сказываются. на режиме работы электропривода как при силовом спуске, так и тор1206942

Составитель В.Кузнецова

Редактор Н.Пушненкова Техред М.Надь Корректор В ° Бутяга

Заказ 8732/58 Тир аж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г.ужгород, ул. Проектная, 4 можении во втором квадранте, что повышает надежность работы электромеханической системы. Для груэоподьемных механизмов исключаются и черезмерное разматывание каната, исключаются аварийные ситуации, как при силовом спуске груза, так и при торможении.