Вертикально взлетающий аппарат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В. Ф. Денисов, А. И. Квашнин, Ю. H. Квятковский, Г. М, Лапшин, В. Н. Матвеев, Г. Е. Мурашкевич и А. Н. Рафаэлянц

ВЕРТИКАЛЬНО ВЗЛЕТАЮЩИЙ АППАРАТ

Заявлено 17 февраля 1958 г. за Ке б92927/27 в 1 омитет по пелаги изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» и 12 за 1959 г.

Вертикально взлетающие аппараты с турбореактивными двигателями — для изучения устойчивости и управляемости вертикально взлетающих самолетов — известны. Однако известные вертикально взлетающие аппараты имеют существенный недостаток, заключающийся в том, что на них трудно точно выдерживать высоту висения аппаратов в воздухе.

В описываемом вертикально взлетающем аппарате этот недостаток устранен. Сущность изобретения заключается в том, что, с целью регулирования тяги для точного выдерживания высоты висения аппарата в воздухе, на газовой трубе турбореактивного двигателя установлены поворотные, около осей, параллельных продольной оси двигателя, секторные пластины, вводимые по мере надобности в газовый поток. Таким образом, на описываемом аппарате тяга реактивного двигателя регулируется не только обычным изменением числа оборотов двигателя, но и дополнительным регулированием с помощью механизма в виде поворотных секторных пластин. Это дополнительное регулирование обеспечивает малую инерционность управления тягой и благодаря этому достигается более точное выдерживание высоты висения аппарата в воздухе.

На фигуре 1 изображен вертикально взлетающий аппарат — вид сбоку; на фиг. 2 и 3 — вид в плане и спереди; на фиг. 4 изображена конструкция механизма дополнительного управления тягой двигателя.

Описываемый вертикально взлетающий аппарат представляет собой металлическую конструкцию с вертикально расположенным турбореактивным двигателем. Аппарат состоит из следу ющих основных узлов и агрегатов: центроплана 1, четырех консолей 2 с деревянными несущими поверхностями, силовой установки с турбореактивным двигате Ic11 8 и топливными баками 4, шасси 5, струйных рулей 6, установленных на консолях 2, газовых рулей 7, установленных на срезе сопла двигателя

8, кабины 8 для экипажа, четырех приборных площадок 9 для размещения экспериментального оборудования и приборов, механизма 10 для дополнительного регулирования тяги двигателя 8, агрегата противопожарного оборудования 11 и других обычных агрегатов, необходимых для обеспечения полета летательного аппарата.

Шасси 5 состоит из четырех ног, расположенных по квадрату. На каждой ноге установлено металлическое самоориентирующееся колесо

12. В кабине 8 размещена приборная доска со стандартными приборами, стандартные ручка и педали для ручного и ножного управления аппаратом, загрузочные пружинные механизмы, сектор газа и сидение летчика, регулируемое по высоте и длине кабины Приборные площадки 9 расМ 120735 положены в нижней части центроплана 1 и на них размещены аппаратура для записи экспериментальных данных, блоки автопилота, аккумулятор, аппаратура для запуска двигателя 8. Турбореактивный двигатель

8 укреплен в четырех узлах на кольцевой балке 18 центроплана 1 и дополнительно укреплен четырьмя стержнями за верхний силовой фланец (на фиг. не показано). Деревянные несущие плоскости (на фигуре непоказаны) консолей 2 имитируют крылья и хвостовое оперение самолета. Они предназначены для передачи на аппарат возмущений от порывов ветра и набегающего потока. Угол крыльев может меняться на 5, 10 и 15 .

Струйные рули б представляют собою краны (на фиг. не показаны), открывающие выход сжатого воздуха в ту или иную сторону, создавая тем самым реактивную силу в заданном направлении. Газовые рули 7 представляют собою аэродинамические профили (на фиг. не показаны). поставленные в струе выхлопных газов турбореактивного двигателя 8. На аппарате размещены балансировочные грузы (на фиг. не показаны), которыми регулируются центр тяжести и момент инерции аппарата.

Тяга двигателя 8 регулируется изменением числа оборотов, как обычно, и, кроме того, дополнительно четырьмя секторными пластинками 14, поворотными около осей 15, укрепленных параллельно продольной оси двигателя 8 на общем кольце 1б. Кольцо 1б монтировано на газовой трубе двигателя 8. С помощью системы рычагов 17 и дополнительной ручки на секторе газа в кабине летчика (на фиг. не показано) пластины 14 по мере надобности вводятся перпендикулярно в газовый поток двигателя 8. Это дополнительное управление регулировкой тяги двигателя обеспечивает плавное и мгновенное изменение его тяги, благодаря чему достигается более точное выдерживание высоты висения аппарата в воздухе.

Струйные б и газовые 7 рули выполняют функции руля высоты, руля направления и элеронов. Управление газовыми и струйными рулями обеспечивает независимость действия их, как рулей высоты и как элеронов.

Управление рулями струйными б и газовыми 7 состоит из трех независимых систем: ручного управления, ножного управления и управления от рулевых машинок автопилота Ручное управление позволяет управлять одновременно струйными и газовыми рулями.

Управление аппаратом выполнено по нормальной стандартной схеме. Величины усилий на ручке и педалях не превышают пределы, предусмотренные нормами. В проводке управления газовыми рулями 7 смонтированы раздвижные тяги (на фиг. не показаны), корректирующие работу летчика от автопилота. Газовые рули 7 снабжены аэродинамической и весовой компенсацией, облегчающей управление рулями.

Предмет изобретения

Вертикально взлетающий аппарат с турбовинтовым двигателем— для изучения устойчивости и управляемости вертикально взлетающих самолетов, — отличающийся тем, что, с целью регулирования тяги для точного выдерживанпя высоты висения аппарата в воздухе, на газовой трубе установлены поворотные около осей, параллельных продольной оси двигателя, секторные пластины, вводимые по мере надобности в газовый поток.

Комитст по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Л. Г. Голапдский Гр. 240

Пнформацнонно-издательский отдел. Поди. к печ. 29Х 59 г.

Объем 0,34 п. л. Зак. 3675 Тираж 550 Цена 50 коп.

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14,