Движитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (191 SU ((() (5!) 4 В 60 В 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3800553/27-11 (22) 16.10.84 (46) 30.01.86. Бюл. N - 4 (72) M.М. Кузьмин, Ю.А. Морозов и И.Ф. Кажукало (53) 629.11 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 1094762, кл. В 60 B 15/00, 1983. (54) (57) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, включающий соосно установленные колеса, одно иэ которых связано с приводом, а другое — ведомое — установлено с возможностью вращения относительно ведущего, установленные между колесами грунтозацепы, каждый иэ которых радиально ориентирован и связан эксцентричной осью с ведущим колесом, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем исключения заклинивания грунтоэацепов, последние шарнирно смонтированы на укаэанных осях и каждый иэ них снабжен зубчатым сектором для взаимодействия с зубчатым колесом, которое жестко связано с ведомым колесом и расположено соосно ему.

12

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к

-.ðàíñïîðòíûì средствам высокой проходимости.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем исключения заклинивания грунтозацепов.

kIa фиг. 1 изображен движитель транспортного средства с грунтозацепами, общий вид; на фиг. 2 — движитель, поперечный разрез; на фиг.3схема внедрения грунтозацепа в грунт.

Движитель содержит ведущее 1 и ведомое 2 колеса, между которыми установлены грунтозацепы 3, соединенные с зубчатой шестерней 4, закрепленной на оси ведомого колеса 2 своими зубчатыми секторами 5, а также привод 6.

Движитель работает следующим образом.

При движении по хорошей дороге ведущее 1 и ведомое 2 колеса катятся без рассогласования в угловых скоростях, и грунтозацепы 3 спрятаны внутрь.

При попадании транспортного средства в тяжелые дорожные условия (грязь, лед, песок) возможно возникновение буксования ведущего колеса 1.

При этом ведомое колесо 2 не буксует. Возникает взаимное перемещение ведущего 1 и ведомого 2 колес. ПосI кольку шестерня 4 жестко связана с ведомым 2 колесом, грунтозацепы 3, обкатываясь своими зубчатыми секторами по ее венцу, начинают вращаться вокруг своих осей, выдвигаясь наружу, причем тем больше, чем больше буксование ведущего колеса.

Максимальное взаимное перемещение колес ограничивается ходом грунто07814 2 зацепов 3. Глубина погружения грун— тозацелов регулируется автоматически и определяется степенью буксования колеса. После прекращения буксования грунтозацепы 3 под действием равнодействуюшей R силы тяги

Т и реакции грунта P устанавливаются в исходное положение под действием восстанавливающего момента M=

10 =В-А, где д — плечо действия равнодействующей. Рассогласование колес прекращается.

Аналогичное явление происходит и при торможении в случае возник15 новения юза колеса. Ведущее колесо

1 ..затормаживается, а ведомое колесо 2 продолжает катиться. В результате возникшего рассогласования в углах поворота ведомого и ведущего

20 колес грунтозацепы также выдвигаются, уменьшая юз движителя по грунту.

При этом при взаимодействии грун25 тозацепа 3 с грунтом происходит постоянное равновесие между восстанавливающим и поворачивающим моментами. Восстанавливающий момент постоянно стремится спрятать грунто3д зацеп 3 внутрь, исключая при этом .его заклинивание.

Кроме того, беговые дорожки шин . ведущего 1 и ведомого 2 колес можно выполнять совершенно гладкими, без грунтозацепов, что позволяет на хорошей дороге снизить коэффициент сопротивления качению колес, экономит в конечном счете топливо, а также продлевает срок эксплуата40 ции покрышек с изношенным протектором, которые запрещены для использования ввиду малого коэффициента сцепления с грунтом.

1207814 фЫ2. 2

Дог. 7

Составитель Т. Попова

Редактор E. Копча Техред О.ВащишинаКорректор Т. Колб

Закаэ !49/2! Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент",, г. Ужгород, ул. Проектная, 4