Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09} (11) Д1 В 60 К 17/06 (21) 3776376/27-11 (22) 06.08,84 (46) 30.01.86. Бюл. У 4 (72) В.А.Миронов (56) Авторское свидетельство СССР

У 1073137, кл. В 60 К 17/06, 1982. (54)(57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая установленные в корпусе вхддной, промежуточный и выходной валы, шестерни постоянного зацепления, синхронизаторы и управляемые зубчатые муфты, а также установленные на валу с возможностью взаимного соединения две промежуточные шестерни заднего хода, задняя из которых жестко соединена с валом и зацеплена с первой из крайних шестерен выходного вала, а передняя шестерня зацеплена с шестерней, установленной на промежуточном валу с возможностью вращения и соединения с ним зубчатой муфтой, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, шестерня, эацепленная с указанной передней промежуточной шестерней заднего хода, выполнена в одном блоке с ведомой шестерней привода промежуточного вала, а вилка переключения указанных зубчатых муфт установлена подвижно на штоке вилки первой и второй передачи, связана с ним во время включения заднего хода посредством шипа цилиндрической формы и подвижно установлена в верхней крышке на горизонтальной оси, жестко соединенной с вертикальной осью, установленной с возможностью перемещения двуплечим рычагом с ручкой, установленной на колонке руля транспортного средства.

1207824

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей средней и большой грузоподъемности, 5

Цель изобретения — упрощение конструкции коробки передач °

На фиг. 1 изображена коробка передач, общий вид; на фиг. 2 — узел заднего хода; на фиг. 3 — механизм >0 переключения передачи заднего хода; на фиг. 4 — двухрожковая вилка переключения зубчатых муфт.

Коробка передач содержит входной ), промежуточный 2 и выходной 3 валы, а также промежуточный вал 4 заднего хода, установленные на подшипниках 5 - 11, На входном валу 1 установлена шестерня 12, на промежуточном ва20 лу 2, кроме жестко в них установленных шестерен 13 — 17, установлена на подшипниках 18 ведомая шестерня 19 привода промежуточного вала 2 и находящаяся с ней в одном блоке ведущая шестерня 20 заднего хода.

Блок шестерен 19 и 20 может быть соединен с валом 2 посредством управления зубчатой муфты 21.

На выходном валу 3 выполнены на подшипниках шестерни 22 — 26, соединяемые с валом синхронизаторами 27 и 28 и управляемой зубчатой муфтой 29.

Узел заднего хода, кроме промежуточного вала 4 заднего хода и подшипников 10 и 11, имеет промежуточные шестерни 30 и 31. Шестерня 30 установлена на подшипниках с возможным соединением с валом 4 управляемой 40 зубчатой муфтой 32, а шестерня 31 соединена жестко с валом.

Механизм переключения заднего хода, размещенный в верхней крышке 33, содержит шток 34 вилки переключения Т и II передачи, вилку 35, двухрожковую вилку 36 переключения зубчатых муфт 21 и 32, головку штока 37, ось 38 с крепежной пластиной 39, шип 40 цилиндрической формы, горизонтальную и вертикальную оси 41 и 42 соответственно, фиксатор 43, двуплечий рычаг 44, тягу 45, трос с оболочкой 46 и ручку 47, установленную на колонке руля, а также рычаг 48 переключения передач.

Шток 34 имеет отверстие 49, расположенное напротив отверстия 50 вилки 36 при нейтральном положении штока.

Шип 40 устаноьлен подвижно относительно горизонтальной оси 41 за счет перемещения в отверстиях 51 °

Картер 52 коробки передач и валы равны или близки по размерам пятиступенчатой коробки передач.

Вилка 36 состоит из верхней и ижней части, соединяемых головкаи 53 и 54, выполненными с пазами 55, что облегчает сборку и определяет необходимую фиксацию рожков вилки относительно зубчатых муфт.

В отдельных случаях возможен вариант вилки 36 без выполнения разъема, В этом случае ось 38 вставляется после сборки коробки передач.

Устройство работает следующим образом.

Соединение одной из шестерен 12, 22 — 26 с выходным валом 3 обеспечивает получение шести передач прямого хода.

Для включения передачи заднего хода необходимо шип 40, установленный в отверстии 50 вилки 36, соединить со штоком 34, что осуществимо при перемещении ручки 47 в верхнее положение. После этого при перемещении штока 34 рычагом 48 вправо одновременно с вилкой 35 и двухрожковой вилкой 36 передвигаются зубчатые муфты 21, 32 и 29, что обеспечивает разъединение блока шестерен 19 и 20 с промежуточным валом 2 и последующее соединение шестерни 30 с промежуточным валом 4 заднего хода, а также соединение шестерни 26 с выходным валом.

При выключении в нейтральное положение необходимо ручку 47 передвинуть в нижнее положение и переместить шток 34 в нейтраль, в результате чего вилка 36 разъединится со штоком 34, зубчатые муфты 29 и 32 выйдут из зацепления с последующим соединением блока шестерен 19 и 20 с промежуточным валом 2 посредством зубчатой муфты 21.

Применение в механизме переключения двуплечего рычага 44 делает возможным увеличить усилие на шипе 40 при более удобном направлении усилия.

Возникающие при включении передачи заднего хода осевые усилия на шестернях 19 и 20 уравновешиваются

1207824

5 8 12 27 22 23 ЯЯ Д 3 24 25 29 2b

Ю 2П1г21 13 1 52 15 Ю 2 1У

Фиг. 1

252Я гК эа счет выполнения различных углов наклона их зубьев.

Включение всех передач прямого хода, в том числе I передачи, осуществляется так же, как в иэвестных коробках передач благодаря разъединению двухрожковой вилки 36 со што" ком 34..1207824

Составитель А.Серх

Техред .О. Ващишина

Корректор Т.Колб

Редактор Е.Копча

Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1)3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 149/21

Филиал fIHII "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4