Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) ц1) 4 В 60 К 17/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ дач заднего хода без увеличения количества шестерен и штоков вилок переключения передач, первая промежуточная шестерня заднего хода зацеплена с шестерней входного вала, вторая — с шестерней высшей передачи промежуточного вала, при этом шестерня привода промежуточного вала установлена на этом валу на подшипниках с возможностью соединения и разъединения с ним управляемой зубчатой муфтой, а вилка переключения зубчатых муфт, промежуточных шестерен заднего хода и шестерни привода промежуточного вала установлена со свободой осевого перемещения.на штоке одной из вилок переключения передач и соединена шатуном с вертикальным ползуном, соединенным в верхней части посредством рычагов и штоков с рукояткой включения передач заднего хода. (21) 3794851/27-11 (22) 02.10.84 (46) 30.01.86. Бюл. Ф 4 (72) В.А.Миронов (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(- 1073137, кл. В 60 К 17/06, 1982. (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной, промежуточный и выходной валы, шестерни постоянного зацепления, синхронизаторы и зубчатые муфты, а также установленные на валу заднего хода две промежуточные шестерни заднего хода, одна из которых выполнена со свободой вращения и с возможностью соединения с другой шестерней управляемой зубчатой муфтой, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения диапазона коробки передач путем увеличения количества переОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

1207825 2

20

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей средней и большой грузоподъемнос- ти, а также в трансмиссиях дорожностроительных машин, Цель изобретения — расширение диапазона коробки передач путем увеличения количества передач заднего хода без увеличения количества шестерен и штоков вилок переключения передач.

На фиг. 1 изображена. коробка передач, общий вид; на фиг. 2 — схема защепления шестерен заднего хода; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — механизм переключения заднего хода.

Коробка передач содержит входной 1, промежуточный 2 и выходной 3 валы,, а также промежуточный вал 4 заднего хода, установленные на подшипниках 5 — 11, На входном валу 1 выполнены за одно целое шестерня 12. На промежу— точном валу 2, кроме жестко установленных шестерен 13 — 17, выполнена на подшипниках 18 с распорной втулкой 19 ведомая шестерня 20 привода промежуточного вала, которая может быть соединена с валом управляемой зубчатой муфтой 21.

На выходном валу 3 выполнены на подшипниках шестерни 22 — 26, соединенные с валом синхронизаторами 27 и 28 и зубчатой муфтой 29.

В узел заднего хода, кроме промежуточного вала 4 заднего хода и подшипников 10 и 11, непосредственно входят промежуточные шестерни 30 и 31. Из них передняя шестерня 30, установленная на подшипниках качения или скольжения, задняя шестерня 31, выполненная за одно целое с валом 4, могут быть соединены в один блок управляемой зубчатой муфтой 32. При этом передняя шестерня 30 входит в зацепление с шестерней 12 первичного вала, задняя шестерня 31 с шестерней 13 высшей передачи промежуточного вала.

В механизм переключения заднего хода, выполненного с использованием схемы 4-х звенного механизма с пос1 тупательно движущими звеньями входит вилка предварительного переключения передач заднего хода, состоящая из рычага 33 и непосредственно двухрожковои вилки 34, верти-.,ального ползуна 35, соединенного в нижней части рычагом вилки с помощью шатуна 36, а в верхней — с рукояткой 37 предварительного включения передачи заднего хода, расположенной в кабине.

Соединение рукоятки 37 с ползуном 35 осуществляется посредством рычагов 38 и 39 и штоков 40 — 42, выполненных применительно к автомо билю с кабиной над двигателем.

Рычаг 33 вилки установлен со свободой осевого перемещения на штоке 43 одной из вилок 44 переключения передач.

Двухрожковая вили.а 34 установлена на оси 45, закрепленной крепежной пластиной 46.. Соединение рычага 33 с вилкой 34 осуществляется штифтом 47, запресованным в головку вилки. Вертикальный ползун имеет фиксатор 48.

Коробка передач имеет рычаг 49 переключения передач прямого и заднего хода.

Валы установлены в картере 50 с верхней крышкой 51.

Устройство работает следующим образом.

Соединение одной иэ шестерен 12, 22 — 26 с выходным валом с помощью синхронизаторов 27 и 28 и зубчатой муфты 29 обеспечивает получение шести передач прямого хода. При этом необходимым является положение зубчатых муфт 21 и 32, соответствующих соединению шестерни 20 привода промежуточного вала с валом и разъединению между собой промежуточных шестерен 30 и 31 заднего хода.

Для включения передачи заднего хода необходимо вначале разъединить шестерню 20 привода промежуточного вала с валом при одновременном соединении в один блок промежуточных шестерен 30 и 31 заднего хода. При этом .происходит перемена направления вращения промежуточного вала 2 в связи с передачей движения от пер" вичного вала на промежуточный через промежуточный блок шестерен. После" дующее соединение одной из шестерен 23 - 26, с выходным валом завершает образование четырех передач заднего хода.

Для этого необходимо посредством: рукоятки 3 предварительного включеЭ 1 ния заднего хода и связанных с ней рычагов 38 и 39 и штоков 40 и 41 сдвинуть ползун 35 в верхнее положение, в результате чего под действием шатуна 36 вилка 34 перемещается вправо с соответствующим обеспече207825 нием переключения зубчатых муфт 21 и 32. После этого рычагом 48 необходимо включить одну иэ четырех низших передач, соответствующих соединению с выходным валом шестерен 26, 25, 24 и 23, 1207825

%21 ц (Оие.8

Фиг. Р

Составитель А.Серх

Техред О.Ващишина Корректор Т.Колб

Редактор E.Копча

Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 149/21

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4