Планетарная коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5ц4 В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К ABTOPGKOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (I

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3716217/27-11 (22) 27.03.84 (46) 30.01.86. Бюл. № 4 (71) Московский автомобильный завод им.И.А.Лихачева (72) Д.Б.Брейгин (53) 629.113-585.127(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 406061, кл. В 60 К 41/06, 1971. (54)(57) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной вал, два планетарных ряда, солнечные шестерни которых соединены между собой, коронная шестерня одного ряда соединена с водином другого ряда и водило одного из рядов соединено с выходным валом, два фрикционных сцепления, установленные между входным валом и коронными шес- тернями обоих планетарных рядов, тормоз включения понижающих передач для затормаживания соединенных между собой солнечных шестерен обоих планетарных рядов, тормоз включения заднего хода для затормаживания соединенных между собой коронной шестерÄÄSUÄÄ 1207832 A ни одного ряда и водила другого ряда и систему управления, включающую в себя источник давления рабочей жидкости, соединенный гидролиниями через клапан ручного управления, два двухпозиционных клапана автоматического переключения передач переднего хода, дроссельный регулирующий клапан, клапан центробежного давления, шариковые клапаны с соответствующими гидроцилиндрами привода фрикционных сцеплений и тормозов, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью упрощения коробки передач при обеспечении плавности переключений между понижающей и прямой передачами, гидроцилиндр привода тормоза включения понижающих передач выполнен с тремя рабочими камерами — камерой включения тормоза и двумя камерами выключения тормоза, причем одна из последних гидролиниями соединена с гидроцилиндром привода одного фрикционного сцепления, а другая соединена с гидроци-, линдром привода другого фрикционного сцепления.

1207832

Изобретение относится к транспортной технике, конкретнее к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно автомобилей.

Цель изобретения — упрощение ко- 5 робки передач при обеспечении плавности переключений между понижающей и прямой передачами.

На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемой передачи и упрощенная гидравлическая схема системы управления.

Входной вал 1 передачи соединен с ведущими дисками фрикционных сцеп15 лений 2 и 3. Ведомые диски сцепления

2 связаны с коронной шестерней 4 первого планетарного ряда, водило 5 которого соединено с выходным валом

6 передачи. Шестерня 4 связана с во20 дилом 7 второго планетарного ряда, коронная шестерня 8 которого соединена с ведомыми дисками сцепления

3. Шестерня 4 с водилом 7 соединены также с тормозом 9 включения заднего хода. Солнечные шестерни 10 и 11 обоих планетарных рядов соединены между собой и, кроме того, с тормозом 12 включения понижающих передач. Для включения сцеплений 2 и 3 и тормозов 9 и 12 имеются гидравли30 ческие силовые цилиндры 13-16. Г щроцилиндр 16 выполнен. с тремя рабочими камерами — камерой 17 включения тормоза и двумя противодействующими камерами 18 и 19 выключения тормоза.

Передача имеет гидравлическую систему управления, в состав которой входят источник подачи жидкости под давлением — насос 20, многопозиционный клапан 21 ручного управле- 40 ния, два двухпоэиционных клапана 22 и 23 автоматического переключения передач переднего хода, датчик нагрузки двигателя — дроссельный регулирующий клапан 24, связанный с 45 педалью 25 управления двигателем, датчик скорости вращения вала 6 передачи — клапан 26 центробежного давления, установленный на этом валу, шариковые челночные клапаны

27 и 28 и каналы, связывающие между собой насос 20, клапаны 21, 24, 26-28 и цилиндры 13-,16.

Отходящий от насоса 2 канал 29 подключен к клапану 21 ручного пере- 55 ключения. Канал 30, отходящий от клапана 21 и соединяемый с кана-. лом 29 при установке клапана 21 в любое из положений переднего хода, подключен к клапану 24, к клапану

26 центробежного давления и к клапану 23 автоматического переключения второй и третьей передач переднего хода. Канал 31, отходящий от клапана 26 подключен к торцовым полостям клапанов 22 и 23. Канал 32, отходящий от дроссельного регулирующего клапана 24, через челночный клапан 28 и канал 33 подключен к другим торцовым полостям клапанов

22 и 23 автоматического переключения

1 передач. Настройка клапанов 22 и 23 обеспечивает их последовательное переключение в зависимости от двух параметров — скорости вращения выходного вала 6 передачи и нагрузки двигателя. К каналу 30 через челночный шариковый клапан 27 подсоединен также канал 34 подвода жидкости к клапану 22 ° Клапаны 22 и 23 соединены каналом 35. Гидравлические силовые цилиндры 13 и 14 включения фрикционных сцеплений 2 и 3 связаны каналами 36 и 37 с клапаном 22 и каналами 38 и 39 — с соответствующими камерами 18 и 19 гидроцнлиндра 16.

Клапан 23 имеет отверстие 40 слива.

С клапаном 21, кроме каналов 29 и

30, соединены также канал 41, к которому подключена камера 17 гидроцилиндра 16, канал 42, к которому подключены цилиндр 15 тормоза включения заднего хода 9 и челночный клапан

27, и канал 43, к которому подсоединен клапан 28 и полость клапана 23, при подаче в которую жидкости под давлением клапан удерживается в положении низшей передачи.

С дроссельным клапаном 24 связан также канал 44, соединяемый через канал 45 с каналом 32 при полном нажиме на педаль 25. Канал 44 подключен к клапанам 22 и 23 и через жиклер 46 к каналу 43.

Передача работает следующим образом.

При установке клапана 21 ручного управления в нейтральное положение (показано на чертеже) жидкость, подаваемая насосом 20, поступает через канал 29, клапан 21 и канал 41 во включающую камеру 17 цилиндра 16 который включает тормоз 12. К остальным гидравлическим силовым цилиндрам жидкость не подается, и крутящий момент не передается через передачу.

1207832

При перемещении клапана 21 влево на одно деление фиксатора и установке его в положение автоматического управления при движении передним ходом жидкость идет в канал 30, откуда направляется в дроссельный клапан

24,в клапан 26 центробежного давления, в клапан 23 переключения передач, который в исходном положении перекрывает канал 30, и через челночный клапан 27, канал 34, клапан

22 и канал 37 поступает в цилиндр

14, включакиций фрикционное сцепление

3, и в выключающую камеру 19 цилиндра 16. При включенном сцеплении 3 крутящий момент с входного вала передается на шестерню 8. Поскольку тормоз 12 воспринимает реактивный момент и затормаживает солнечные шестерни 10 и 11, коронная шестерня 4

1 и водило 7 имеют уменьшенную по отношению к входному валу 1 скорость вращения, а водило 5 и вал 6 вращаются еще медленнее.

При увеличении скорости вращения выходного вала 6, а следовательно, и скорости вращения клапана 26 центробежного давления увеличивается давление в канале 31. При заданном соотношении центробежного давления в канале 31 и в канале 33 дроссельного давления, соединенном через клапан

28 и канал 32 с дроссельным регулирующим клапаном, происходит переключение клапана 22. В результате гидравлический цилиндр 14 сообщается на слив через канал 37, клапан

22, канал 35 и клапан 23 и отверстие

40, так что выключается сцепление

3 и освобождается от давления камера

19 цилиндра 16, à цилиндр 13 соединяется с насосом 20 через канал 36, клапан 22, канал 34, челночный клапан 27, канал 30, клапан 21 и канал 29. Поэтому включается сцепление 2 и даление подводится к камере 13 цилиндра 16. При этом включается вторая промежуточная передача, на которой крутящий момент с входного вала 1 без.преобразования поступает на шестерню 4, а реактивный момент по-прежнему воспринимается тормозом 12. Водило 5 и выходной вал 6 на второй передаче вращаются медленнее вала 1.

При дальнейшем увеличении скорости вращения вала 6 еще больше увеличивается центробежное давление в канале 31, вследствие этого при определенной скорости переключается клапан 23. При этом жидкость из насоса

20 продолжает подаваться в цилиндр

13 сцепления 2 и идет также в цилиндр 14 сцепления 3 через клапан 21, канал 30, клапан 23, канал 35, клапан 22 и канал 37 и к обоим выключающим камерам 18 и 19 цилиндра 16. В результате однорременного включения сцеплений 2 и 3 блокируется весь планетарный механизм, входной и выходной валы вращаются с одинаковой скоростью и происходит включение третьей — прямой передачи, поскольку суммарная рабочая поверхность выключающих камер 18 и 19 больше рабочей поверхности включающей камеры 17 цилиндра 16, тормоз 12 выключается и освобождает при этом шестерни 10 и 11, вращающиеся вместе с валами 1 и 6.

Таким образом, при включении диапазона автоматического переключения передач переднего хода гидравлические силовые цилиндры 13 и 14 фрикt ционных сцеплений 2 и 3 и соединенные с ними выключакицие камеры 18 и 19 цилиндра 16, тормоз 12 по мере нарастания давления обеспечивают плавное переключение с понижающей на прямую передачу.

1207832

Составитель, А.Барыков

Редактор К.Волощук Техред Ж.Кастелевич . Корректор M.Немчик

Заказ 150/22 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óærîðîä, ул.Проектная, 4