Опора судового валопровода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3781306/27-11 (22) 15.08.84 (46) 30.01.86.Áþë. Р (72) А.В.Смыков, В.Н.Елизаров, В.Ф.Шеремет, Ю.A.Хлопотов и А.Ф.Федянин (53) 629.1.037.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 918182, кл. В 63 Н 21/30, 07.05.79. (54)(57) ОПОРА СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА содержащая корпус подшипника, уста-. новленный на фундаменте и закрепленный на нем болтами, при этом между корпусом подшипника и фундаментом установлен опорный элемент, состоящий из вертикального цилиндра с днищем и крышкой, внутри которого установлен двухступенчатый поршень, причем надпоршневое пространство разделено на две полости перегородкой с калиброванным отверстием, при этом одна из полостей заполнена рабочей жидкостью, а другая — газом, отличающаяся тем, что, с целью расширения днапазона ис(19) (11)

А(14 B 63 Н 21/30, F 16 С 27/02 пользования опоры, она снабжена по меньшей мере одной втулкой, упругой шайбой и пружинными шайбами, во второй ступени поршня выполнено дроссельное отверстие, которое сообщает жидкостную полость цилиндра и полость между крышкой цилиндра и второй ступенью поршня, днище вертикального цилиндра выполйено жестким и соединено с фундаментом, а крышка этого цилиндра— эластичной с возможностью осевого и углового перемещений, при этом между корпусом подшипника и упомянутой крышкой установлена упругая шайба, которая прижимает крышку цилиндра к донышку поршня, втулка выполнена с внутренним диаметром, равным наружному диаметру первой ступени поршня, и установлена концентрично его боковой поверхности, а пружинные шайбы установлены между головками болтов и корпусом подшипника, причем осевая жесткость упругой шайбы больше суммарной осевой жесткости пружинных шайб или равна ей.

1207901

5 !

t5

30

40

55,Изобретение относится к судостроению, в частности к опорам судовых валопроводов.

Цель изобретения — расширение диапазона использования опоры.:

На фиг.1 изображена опора судового валопровода, общий вид; на фиг.2 — поперечный разрез опорного элемента.

Опора судового валопровода содержит корпус 1 подшипника, в котором размещен промежуточный вал 2, при этом корпус 1 подшипнйка установлен на фундаменте 3 с помощью крепежных болтов 4 с пружинными . шайбами 5, установленными между головками болтов 4 и корпусом 1 Между корпусом

1 и фундаментом 3 установлен опорный элемент 6, который состоит из цилиндра 7 с поршнем 8, выполненным двухступенчатым, Надпоршневое прост— ранство разделено на две полости перегородкой 9 с калиброванным отверстием 10. Одна полость 11 заполнена рабочей жидкостью, а вторая пав лость 12 — газом, при этом полость

11 соединена с полостью 13 дроссельным отверстием 14, выполненным во второй ступени поршня 8. В опорный эпемент введены втулки 15, диаметр второй ступени поршня в районе перегородки 9 равен внутреннему диаметру цилиндра 7, а доньппко 16 поршня 8 имеет диаметр меньше. Днище 17 ци— личдра 7 выполнено жестким и соединено с фундаментом 3, а крьппка 18 цилиндра 7 — эластичной (например, из маслостойкой резины с возможностью осевого и углового перемеще— ний. Крьппка 18 соединена.с донышком

16 и через упругую шайбу 19 с корпусом 1. Втулки 15 установлены концентрично наружной поверхности первой ступени поршня 8 с диаметром, равным диаметру донышка 16, а осевая жесткость упругой шайбы 19 баль— ше в суммарной осевой .жесткости пружинных шайб 5 или равна ей. Заданная жесткость шайб 5 и 19 может быть обеспечена применением отдельных шайб 5 в виде, например, тарельчатых пружин, а шайбы 19 — в виде тарельчатой поверхности с широким опорным пояском, который обращен к корпусу 1 и для получения заданной жесткости может иметь радиальные прорези 20, делящие верхнюю часть шайбы 19 на отдельные лепестки. В качестве рабочей жидкости применен, например, гидропласт, который заполняется под давлением через систему трубопроводов 21.

Опора судового валопровода рабо— тает следующим образом.

При смещении фундамента 3, на— пример при температурной деформации корпуса судна от действия. разности температур воды и воздуха, смещаются болты 4 и цилиндр 7. Смещение цилиндра 7 вызывает изменение объема в полости 11, что вызывает изменение давления рабочей жидкости в ней. А так как давление рабочей жидкости в опорном элементе соответствует нагрузке на подшипник, передаваемой от промежуточного вала 2, то изменение этого давления приводит к смещению вала 2. Рабочая жидкость (например, гидропласт, малосжимаем по сравнению с газом выдавливается через "калиброванное отверстие 10 перегородки 9 в .полость Г2. А так как изменение объема газа в полос- ти 12 не связано с существенным изменением давления в ней из-за хорошей сжимаемости газов, то давление в опорном элементе остается посвпаянным. Перемещение болтов 4 изменяет деформацию шайб 5, и, следовательно, их воздействие на корпус 1, что приводит к его смещению. Однако

I это смещение компенсируется деформациеи лепестков шайбы 19, находя" щихся между прорезями 20. Перемещение упругой шайбы 19 в осевом и угловом направлениях обеспечивается эластичной верхней крьппкой 18.

Грузоподъемность. опорного элемента

6 определяется свободной площадью второй ступени поршня .8, обращенной к крьппкам 18 и 17. Для использования опорных элементов 6 одного типоразмера введены втулки 15, которые служат для изменения грузоподъемности элемента 6.

Добавление втулок 15 уменьшает свободную площадь второй ступени поршня 8 в полости 13 и, следовательно, увеличивает грузоподъемность элемента 6 и наоборот. Применение таких опор для всего валопровода заданного судна позволяет имея равное давление рабочей жидкости в системе, получить необходим -ю опорную реакцию на подшипниках только за счет изменения колиопору.

@ue.1

ВНИИПИ Заказ 156/25 Тираж 422 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, чества втулок 15. Для снижения динамической составляющей реакции передаваемой нагрузки от корпуса суд- на через фундамент Э на промежуточный вал 2 и наоборот(в данном .случае происходит измененне положения вала относительно положения, заданного центровкой, и его дополнительное загружение, а в другом— динамическая нагрузка от вала, пеP едаваясь на корпус, полностью вызовет вибрацию носледнего) шайбы

1207901 4

5 и 19 выполнены упругими, обеспечивая заданную осевую жесткость опоры в вертикальном направлении и снижая часть динамической нагрузки

5 при передаче через них.

Введение сменных втулок позволяет стандартизировать опорные элементы в широком диапазоне спектра их применения в зависимости от pasMe10. ров применяемого опорного промежуточного подшипника и унифицировать