Донная колонная подвеска
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (1% (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТКОЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3769600/22-03 (22) 06.07.84 (46) 30.01,86. Бюл. Ф 4 (71) Азербайджанский научно-исследо— вательский институт нефтяного машиностроения (72) В, Г. Абдуллаев (53) .622.245.7(088.8) (56) Нефтепромысловое оборудование
QHA, Композит-каталог, 1982-1983, с. 1775-1776 °
Патент США Р 3741294, кл. E 21 В 33/035, 1973. (54) (57) 1. ДОННАЯ КОЛОННАЯ ПОДВЕСКА, содержащая концентрично установленные друг относительно друга подвесные головки, каждая из которых связана резьбой с переводником, выполнена с промывочными каналами, снабжена опорными элементами, выполненными с пазами, и связанной с переводником втулкой, установленной с возможностью осевого перемещения . относительно головки и перекрывающей ее промывочные каналы, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения возможности ее многоразового использования, промывочные каналы подвесных головок выполнены под опорными элементами, а втулки установлены с возможностью фиксации относительно подвесных головок в крайнем верхнем положении втулок узлами фиксации.
2. Подвеска по п, 1, о т л ичающая с я тем, что узлы фиксации выполнены в виде пружинных пластин, имеющих наружные и внутренние выступы на торцах, головки выполнены с продольными пазами под пластины втулки, а на подвесных головках и соединительных переводниках выполнены пазы под выступы пластин втулки.
1208186
50
Изобретение относится к устьевому нефтегаэопромысловому оборудованию и может быть использовано в системах для подвешивания на уровне дна обсадных колонн морских скважин, бурящих- 5 ся с самоподъемных плавучих буровых установок (СПБУ ).
Цель изобретения †. обеспечение возможности многоразового использования подвески.
На фиг. 1 представлена предлагаемая донная колонная подвеска в рабочем состоянии, общий вид, на фиг, 2— донная подвеска первой (наружной ) и второй колонн в положении промывки межколонного пространства; на фиг. 3подвеска в рабочем положении, Донная колонная подвеска содержит
1 подвижную головку l направления, приваренную к первой (наружной) обсадной колонне 2, соответствующий соединительный переводник 3, приваренный к первому стояку 4, последующие подвесные головки 5 и соединительные переводники 6, соединенные соответственно с обсадными колоннами
7 и стояками 8. Головка имеет внутренний бурт 9, служащий опорой для подвешивания второй подвесной головки 5 за ее наружный бурт 10. На
30 подвесной головке 5 выполнены проходящие через ее наружный бурт 10 продольные пазы 11, служащие для прохода глинистого или цементного раствора (жидкости), В подвесной головке 35
5 ниже опорных элементов 9 и 10 выполнены промывочные каналы 12. Промьг-. вочные каналы 13 выполнены также в запорной втулке 14, предназначенной для перекрытия их после промывки 40 от цементного раствора межколонного пространства. В свою очередь на запорной втулке 14 выполнены и пропущенные через продольные пазы 11 подвесной головки 5 пружинные пластины 45
15, имеющие на концах (торцах ) наружные и внутренние выступы, состав-ляющие кулачки 16, Под эти выступы на подвесной головке 5 и соединительном переводнике 6 выполнены канавки 17 и 18.
Трубное пространство колонной подвески относительно эатрубного (межколонного) герметизировано уплотнительными элементами 19-21, Где малый у межколонный зазор не позволяет разместить внутренний и наружные опорные бурты, подвешивание колонн осуществляе гся на специальных замковых устройствах, выполненных например, в виде специальной расточки 22 и ко— нической цанги (разрезного поужинно» го кольца 23 с лепестками 24). Подвеска в целом располагается непосредственно над уровнем морского дна 25 °
Донная колонная подвеска работает следующим образом.
Сначала в дно 25 забивается или спускается в пробуренную скважину первая (наружная) колонна обсадных труб 2 с головкой 1 направления, в которую завернут соединительный переводник 3 с первым стояком 4, Затем в пробуренную через первую колонну скважину спускается вторая обсадная колонна 7 с подвесной головкой 5 в сборе с Loåäèíèòåëüíûì переводником 6, стояком 8 и запорной втулкой 14 ° При этом соединительный переводник 6 навернут на подвесную головку 5 до упора и запорная втулка
14 смещена вниз, перекрыв собой промывочные каналы 12, Вторая обсадная колонна 7 спускается в первую до упора наружным буртом 10 подвесной головки 5 во внутренний бурт 9 головки направления. Тем самым осуществляется подвешивание второй.обсадной колонны в первой, После этого производится цементирование второй обсадной колонны в первой. При этом через палубное устьевое оборудование СПБУ цементный раствор подается в трубное пространство второй колонны до заполнения межколонного пространства и выхода через это пространство обратно на
СПБУ (в коллектор), т.е, цементным раствором заполняется все межколонное пространство, в том числе от дна
25 до палубного устьевого оборудования СПБУ, Для обеспечения возможности отсоединения от подвесной головки 5 и подъема стояка 8 с соединительным переводником 6, а также стояка 4 с переводником 3 они должны быть освобождены от цементного раствора(путем промывки). В соответствии с целью предлагаемого изобретения для обеспечения воэможности многоразового использования донной колонной подвески, например, при бурении чисто разведочных скважин (т,е. не Подлежащих в д,дальнейшем освоению и эксплуатации) от цементного раствора должно быть
12081
20 освобождено и место расположения опорных элементов подвески.
Эта операция осуществляется сле дующим образом, Вращением стояка 8 соединительный переводник 6 на несколько оборотов отворачивается с подвесной головки
5. При этом запорная втулка 14, связанная с переводником 6 посредством наружных выступов кулачков 16 своих 10 пружинных пластин 15, а также канавки 18 под эти выступы, переместится вместе с переводником 6 вверх, пока не попадет внутренними выступами кулачков 16 в канавку 17 подвесной . 15 головки 5. В это время промывочные каналы 13 запорной втулки 14 совместно с промывочными каналами 12 подвесной головки 5, т.е. промывочные каналы подвески будут открыты, Теперь при подаче воды в трубное пространство цементный раствор будет . выдавливаться отсюда через промывочные каналы в межколонное пространство, а оттуда вымываться, При этом, 25 так как промывочные каналы 12 и 13 расположены ниже опорных элементов
9 и 10, то от цементного раствора
t будут освобождены не только соединительные переводники 3 и 6 со стояками Зр
4 и.8, но и пространство под опорными элементами. Тем самым будет обеспечена возможность поочередной отрезки обсадных колонн 2 и 7 ниже головок ! и 5 и извлечения колонной подвески, После проведения указанных работ по промывке межколонных пространств промывочные каналы 12 могут быть закрыты обратным заворачиванием перевод=ника 6. Последний, упираясь верхним торцом канавки 18 в кулачки 16; вытолкнет их из канавки 17 подвесной головки 5 в канавку 18 переводника
6, а при последующем эаворачивании, будучи таким сбразом связанным с запорной втулкой 14 (пружинными лепестками 15), переместит ее вниз, тем самым перекрыв промь вочные каналы 12 (фиг. 3), При временной консервации скважин, пробуренных с СПБУ с применением донной колонной подвески, предусмат-. ривается устанавливать на подвесные головки последних (внутренних) в данном лучае трех обсадных. колонн на место снятых соединительных переводников герметизирующие пробки с разрядными клапанами, предназначенными для сброса иэ под пробок избыточного давления перед их съемом.
В конструкции донной колонной подвески роль разрядных клапанов могут выполнять запорные втулки, Присоединительная часть герметизирующих пробок в этом случае должна быть идентична присоединительной части переводников.
При этом во время съема пробки, пробка за кулачки будет вытягивать запорную втулку вверх до тех пор, пока кулачки своим внутренним выступом не попадут в канавку на подвесной головке. Таким образом, прежде, чем соединение пробки с подвесной головки разгерметизируется, проьывочные каналы откроются и давление из под пробки будет сброшено.
Так как кулачки выходят из зацепления с канавкой на соединительной части пробки, то запорная втулка будет оставаться в таком положении до тех пор, пока на подвесную головку снова не будут завернуты прОбка или соединительный переводник стояков.
|гов1в
1208186
Составитель И. Кепке
Редактор Ю, Середа Техред O.Âàùèøèíà Корректор А. Тяско
Заказ 210/39
Тираж 548 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб,, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4