Тормоз узла управления муфты сцепления тяжелого транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4; Г 16 D 23/14

"o, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (21) 3804118/25-27 (22) 23.10 84 (46) 30.01.86, Вюл. К - 4 (71) Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе (72) С,Ф. Голубчик, П.И. Коганзон и В.A. Макурин (53) 621-825 (088.8) (56) Патент СССР 1" 950200, кл. Е 16 D 23/14, 1975.

Трактор T-150 (устройство и зксплуатация) /Под ред. Кашубы Б.П. и др. — М.: Колос, 1976, с. 94-99., (54)(57) ТОРМОЗ УЗЛА УПРАВЛЕНИЯ

МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЧ ТЯЖЕЛОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий шкив, жестко соединенный с ведомым валом муфты сцепления, регулировочную гайку с треугольными выступами на торце, резьбовую тягу, ось и тормозпую колодку в виде рычага с отверстием на конце, рычаг одним концом шарнирно закреплен на оси в корпусе муфты сцепления, а другим

„„SU„„ i 2О8358 свчзан с валиком выключения муфты сцепления посредством резьбовой тяги, причем резьбовая тяга расположена в отверстии рычага с возможностью взаимодействия с указанным валиком, а регулировочная гайка подпружинена относительно рычага и установлена на резьбовом конце тяги, отличающийся тем„ что, с целью повьш ения удобства эксплуатации путем упрощения регулировки рабочих зазоров, на внутренней поверхности отверстия рычага выполнены диаметрально расположенные цилиндрические выступы, регулировочная гайка выполнена с цилиндрической частью и на ней расположены треугольные выступы, причем последние размещены в отверстии рычага, между его цилиндрическими выступами, диаметрально противоположно друг другу, вершинами в сторону, противоположную валику выключения муфты сцепления, 1! 12

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть применено в конструкции муфты сцепления тяжелого транспортного средства для торможения ведомого вала муфты сцепления при ее выключении, Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации тормоза муфты сцепления и упрощения регулировки рабочих зазоров при износе тормозной коподки,.

На фиг. представлен тормоз узла управления муфты сцепления тяжелого транспортного средства,llpo дольный разрез, на фиг,? разрез

A-A на фиг.1; на фиг.3 — разрез 11-Б на Аиг. 2 FIB. (IIIII å 4 — разрез 11-Б иа фиг.3, ToPMo3 I JJô I FI clIeILilelIIIH $ c I ановлен в корпусе 1 ттуЬгт,т сцепления, cogepжаптей ведомый вал 2, усгаповле нный в подшипнике 3 мако тз ик а 4 двигателя и соединенттьтй упругой муфтой 5 с IlepIIII«IIIIII vaaoFI 6 lcoробки переда«. Па ведомом валу 2 муфты сцепления установлены фрикционные диски 7,зажаты пружинами 8 между маховиком 4 и пажимньтмп дисками 9, Валик 10 вьтклточения муфты сцепления взаимодействует через рычаг !1 и корпус 1? с отжимными рычагами 13, .тормоз муфты сцепления содержит тикнв 14, жестко соединенный с ведомым валотт 2 муфты сцетгнетьия,, тормозную колодку 15 в виде рычага с отверстием на конце. Тормозная колодка 15 одним концом шарнирно закреплена на оси 16 в корпусе муфты сцепления, а другим связана с тзалттт<ом 10 тзыключения муфты сцепления, рычагом 17, осью 18, реэьбовой тягой 19 и регулировочной гайкой 20, иметощий на ее цилиндрической части диаметрально расположенные треугол III»e вьтстуттт.т, Гайка 20 установлена па реэьбовом конце тяги 19 и подпружинена к опорным шайбам 21 и 22, установленным между регулировочной гайкой 20 и рычагом

17. Между тормозной колодкой 15 и осью 16 расположена оттяжная пру;кина 23, На внутренней поверхности отверстия 24 тормозной колодки 15 выполнены диаметрально расположенные цилиндрические выступы 25, а на регулировочной гайке 20 соосно ее резьбе в нижней части выполнена

08358 2

5 !

0 !

20

2$

45 направляющая цилиндрическая поверхность 26 с треугольными выступами 27, устанавливаемыми в отверстие 24 рычаг;3. между диаметральными выступами

25, причем треугольные выступы 26 регулировочной гайки 20 расположены мезкцу .выступами 25 отверстия 24 рычага тз плоскости М, перпендикулярной осевой плоскости т илттвдрических выступов 25 тормозной колоцки

15, и нх вершины направлены в сторону шестигранника гайки 20.

Расстояние t (фиг.3) вдоль оси отверстия 24 тормозной колодки от вершины 28 треугольного выступа 27 до нижней части 29 диаметрального цилиндрического выступа 75 равно рабочему зазору 8 (фиг.1) ..тежду тормозной коподкой 15 и 111ктпто:I 14 увеличенному в и раз (где и— соотношение плеч тормозного рычага, I„

II = †.-, L — расстояние от оси отверстия 24 тормозной колодки до оси

16 в корпу-се муфты сцепления, pBccToFIIIIIe От ocl.i шкитза о оси

16) . Гайка 20 подпруттспн иа пружиной 30, а воздействовать па гайку можно через люк 31 муфты сцепления °

Тормоз муфты сцепления работает следующим образом.

При включенной муфте сцепления пружины 8 (фиг. !) заттозматот фрикци— онные,циски 7 между нажттмттьп и дисками. 19 и маховиком 4. 1<рутятцтзй момент от двигателя через маховик

4, нажимные диски 19, фрикциониые диски 7 ведомый вал 2 упругупо муфту

5 (фиг.2) передаегся первичному валу б коробки передач. Пружина 30 через опорную шайбу 21 упирается в регулировочпую гайку ?О, а оттяжная пружина 23 прижимает тормозную колодку !5 к опорной шайбе 2! и между тормозной колодкой 15 Ii 11псивом

14 обеспечивается рабочий зазор S, При выключении муфты сиепления потзорачивается валик 10 пьттслточепия, отжимает нажимные диски 19 с помощью корпуса !7 и отжимных рычагов 13 и освобождает фрикциониые диски 7.

Передача крутящего момента прекращается. Одновременно рычаг !7 переI re1IJReT I3Bepx реэьбовуто rHly 1 9 регулировочной гайкой 20, а пружина

30 через опорную шайбу ?1 прижимает тормозную колодку 15 к шкиву 14, прекращая вращение ведомого нала 2

1208358

78

77

70 и связанного с ним первичного вала

6 и позволяя плавно, без удара переключать шестерни в коробке переДЯЧ.

Регулировка зазора $ между шкивом -34 и тормозной колодкой 15 при его изменении осуществляется следующим образом.

При включенной муфте сцеплегнгя через люк 31 отвинчивают регулuровочную гайку 20. При этом поверхность треуголыгых выступов ?7 взаимодействует с диаметрально расположенными выступами 25 и перемещает тормозную колодку 15 в сторону шкива 14. Через каждые полоборота гайки 20 цилиндрггческие выступы 25 проскакивают через треугольные выступы 27, а оттяжная пружина 23 возвращает тормозную колодку до упора в опорную шайбу 21, Так как расстояние по оси отверстия 24 тормозной колодки 15 от вершины треугольного выступа 28 до нижней части 32 диаметрального цилиндрического выступа 25 равно рабочему зазору $ MeKpy тормозной колодкой

15 и шкивом 14, увеличенному в

I, и раз (где и = — ) то при последнем е повороте регулировочпой гайки 20, когда тормозная колодка 15 дойдет до упора в шкив и вернется под действием оттяжной пружины 23 до упора в опорную шайбу 21, между тормозной колодкой 15 и шкивом 14 устанавли1р вается рабочий зазор S,a треугольные выступы 27 и диаметральные выступы 25 препятствуют самоотвинчиванию регулировочной гайки 20, что позволяет обеспечить удобство эксплуатации и надежностЬ регулировки.

Диаметральное расположение выступов на гайке 20 и в отверстии тормозной колодки 15 позволяет, пе разбирая устройства, точно определять

2О пэменсние зазора 1:. Размещение выступов гайки на цгшпшдрической части в отверстии рычага так, что их вершины направлены в противоположную сторону от валика 10 выклю25 чення муфты сцепления упрощает регулировку рабочих зазоров, а треугольная и цилиндрическая формы выступов позволяет установить гайки 20 в новос положение, 1208358

Ю

27

Диг, 3

ВНИИПИ Заказ 230/48 Тираж 880.. Подписное

Филиал ППП "Патент",, r, Ужгород, ул,Проектная, 4