Механизм свободного хода н.п.ефимова

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Механизм, свободного хода, содержащий звездочку, охватывающую ее обойму с направляющими и заклинивающие элементы, установленные D направляющих обоймы с возможностью взаимодействия со звездочкой, о т - л и ч а ю 1д и и с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, поверхности контакта заклинивающих элементов со звездочкой выполнены наклонными к оси муфты под углом, определяемым из выражения Ц tS Р . 217ГГ cos сс где h - минимальное расстояние в торцовой плоскости между точками контакта каждого заклинивающего элемента со звездочкой и обоймой , Л - максимальная длина линии контакта заклинивающего элемента с обоймой в торцовой плоскости - коэффициент трения; ,оС - торцовый угол зацепления заклинивающего элемента со звездочкой. ю О со | -Ч:Ь: :У: Ф//г/

СОЮЗ СОБЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.

2h f- cos c

S где со звездочкой.

М

QQ

М

С5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО ДЕЛА ИЗОБ ЧТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ (21) 3266906/25" 27; 3367747/25-27 (22) 30.03.81 (46) 30.01.86. Бюл. У 4 (72) Н.П.Кфил ов (53) 621.825.5(088,8) (56) Патент 6>РГ 11 2117702, кл. Г 16 D 41/06, 1970. (54) 11ВХЛНИЗИ СВОБОДНОГО ХОДА

Н.П.ГФИМОВЛ. (57) 1. Иеханизм свободного хода, содержащий звездочку, охватывающую ее обойму с направляющими и эаклпнивающие элементы, установленные в направляющих обоймы с возможпосгью взаимодействия со звездочкой, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышенип надежности и упрощения конструкции, поверхности контакта эаклинивающих элементов со

15<>4 Г 16 D 41/07, Г 16 Н 29/06, В 60 К 1?/06 звездочкой выполнены наклонными к оси муфты под углом, определяемым из выражения минимальное расстояние в торцовой плоскости между точками контакта каждого заклинивающего элемента со звездочкой и обойл ой, максимальная длина линии контакта заклиннвающего элемента с обоймой в торцовой плоскости, коэффициент трения, торцовый угол зацепления заклинивающего элемента

2,Механизм поп.1, о т и и ч а ю, 11ц и и с я тем,чтоон снабжепкольцом, закрепленным на звездочке И охватыва 1ощим заклипивающие элементы.

Изобретение относится к мащ1шо= стр о е1ппо, Цель изобретения повышение надежности и упрсэщение конструкции.

llQ фиг, 1 изображен механизм 05- . щий 13ид 13 продольном разрезе (пернь111 вариант)", IIQ сЬпг. 2 - разре э

Л-Л на фиг. 1; на фиг. 3.— разрез

Б-II 1п1 фиг, 2 (эакзшнива1ощий з.неt1Pli I, первый 33а 31IQllт); на фиг, 4.1 tP «QII I I 3 t l q 0 б Щий 33 иД II t!13 0310315 1 1 Ot I разрезе (ззторой вариант); IIQ фиг. 5 и 13 —, pQзреэ 13-Б на ф!и . 2, закзшIIIII3QIclgIIII элемент . (1зторои 1зариант) ", н;1 фпг. 7 — мехаьп1зм, продольный

РаэРез (I PQntii 13QPIIQItт), на фнг,8 разрез В-I3 на фнг. 7, нд фиг ° 9

tie«QIiitQ1i, продольный разрез (четвертый вари;и11); на фиг. l0 — разрез

Г-Г на фиг. 9; на фиг. 11 — разрез

Ц-Ц 1ьа фиг. 9; на фш. 12 " разрез

1 -Е IIQ фиг. 11; на фиг. 13 и 1i1 механиэ11, продольный разрез (пятый и шестой 13арианttt) .

Механизм снобopIIQI 0 хода содop

31сит корпус 1, 13 котором размещены на подшишшказ: 1сачения или скольжения звездочка 2, обойма 3 и эакзпьнивающие элементы 4. Обойма Э имеет направляющую (кольцевую канавку) 5.

Закл1снивающие элементы 4 взаимодейсг13уют со звездочкой 2 и с направляющей 5 обоймы 3: они находятся

13 зацеплении с зубьями звездочки 2 и подвижно установлены в направляющей 5 обоймы 3. Заклинивающие элементы 4 имеют не мс3нее трех опорных поверхностей, из которых две соседние установлены с воэможностью взаимодействия с направля1ощей 5 обоймы, а третья — со звездочкой.

Обойэа 3 содержит диск б, жестко соединепный с обоймой Д болтами 7 через пружинное разрезное кольцо 0 или другим способом. Направляющая 5 обоймы образована поверхностями обоймы 3 и диска 6. Поверхности 9 и

l О направляющей 5, взаимодействующие с за1слинивающимп элементами 4, выполненьз плоскими и пер13енди1сулярньзми оси обоймы, Цилиндрическая поверхность 11 обоймы 3 взаимодействует с внешней поверхностью 12 эаклинива1ощих элеIIetivoI3 4 и имеет с ней начальный

1- "З

2h f coQК где 1з - минимальное расстояние в торцовой плоскости между точками контакта каждого закли1шваю1цего элемента со, звездочкой и с обоймой; максимальная длина линии контакта заклининающего зле> мента с обоймой 13 торцовой плоскости коэффициент трения, угол наклона взаимодействую" щих поверхностей заклинива1ощего элемента и звездочки к оси обоймы; торцовый угол зацепления заклииивающего элемента со звездочкой °

Механизм содержит регулировочные прокладки 13, установленные между диском 6 и обоймой 3. Заклинивающие элементы 4 соединены со звездочкой 2 через пружины 14 сжатия.

Звездочка 2 может содержать не

:один, а два зубчатых венца 15 и 1б, например, с противоположным (шевронным) направлением угла наклона

« осн обоймы рэаимодействующих поверхностей зубьев звездочки и заклинивающих элементов. Механизм содержит также кольцо 17, свободно зпшеиныи «онтакт, для чегo одна иэ этих поверхностей имеет бочкообразную фЬOptty °

Вэс1нмоде31ству1о1цие поверхности зазслинива1о1цих элементов 4 и эвездоч1си 2 выполнены наклонными к оси обоймы 3, причем угол определяется из следующего выражения:

3 охватывающее заклинивающие элементы и подвижно установленное в обойме 3.

Взаимодействующие поверхности заклинивающих .элементов 4 и звездочки 2 могут. иметь любой профиль в. сечении (эвольвентный по спирали, по прямой или по другой кривой), Они могут иметь начальный поверх- ностный, линейный или точечный контакт.. Целесообразно выполнять одну из этих поверхностей бочкообразной формы..

Поверхности заклинивающих элементов 4; взаимодействующие с плоскими поверхностями 9. и 10 направ ляющей 5 обоймы 3 могут быть плоскими, выпуклыми цилиндрическими с радиусами кривизны Р и Й и с . Центрами О„ и . О или иными.

Зти элементы могут иметь начальный поверхностный, линейный или точечный контакт с направляющей 5 обой.мы 3. Заклинивающие элементы 4 могут иметь выступы 18 и 19, взаимодействующие с направляющей 5 ° Зти выступы. целесообразно. выполнять прямоугольной формы на торцовой поверхности. Нерабочие профили 20 и

21 соответственно зубьев звездочки

2 и заклинивающих элементов 4 могут выполняться без наклона или с наклоном к оси обоймы. Кольцо 17 может быть установлено в обойме 3 свободно, с большим зазором. Корпус 1 может иметь любую форму. Звездочка 2 и обойма 3 могут быть несоосны, а несоосность их в корпус 1 может регулироваться, Регулировочные прокладки 13 могут быть установлены между кольцом 8 и диском 6.

Все элементы муфты могут быть как стальными (закаленными и неэакаленными), так и не стальными. Взаимодействующие поверхности заклинивающих элементов 4 и зубьев звездочки 2 могут быль винтовыми, плоскими, бочкообразными. При выполнении звездочки 2 с шевропными зубьями осевая сила замыкается на венцах 15 и 16 .звездочки и на обойме 3, на подшип-.. ники не передается.

Кольцо 17 может быть жестко соединено со эвездочкой 2 винтами 22, закрепленными на вершинах зубьев звездочки.

Механизм содержит также регулирующее устройство в виде плиты 23,. соединенной с корпусом 1 поступа" тельно через стер>ннн 24 и винт .25.

t20836l 4

При вращении звездочки 2 по часовой стрелке механизм расклинивается и вращение на обойму 3 не,передается. Обойма 3 находится в покое или может вращаться,со скоростью, меньшей скорости вращения звездочки. Заклинивающие элементы 4 вращаются вместе со звездочкой с помощью пружип 14. Звездочка 2 имеет свободный ход относительно обоймы 3 с небольшии трением, обусловленным действием пружин 14.

Центробежные силы эаклшшвающих элементов 4 могут восприниматься кольцом 17 и Hà 06оАМу 3 не передаются. Зто позволяет исключитьизнос поверхности 11 обоймы и поверхностей 12 заклинивающихся эле,ментов и исключить те потери мощности при свободном ходе, которые обу40

5

t0

t5

Стержни 24 соединены жестко с корпусом 1 и подвижно — с плитой 23.

Винт 25 соединен с плитой 23 через резьбу., а с корпусом 1 — шарнирно.

На винт 25 жестко установлена рукоятка 26 управления, На плите 23 уста- новлен через подшипники. один. из валов, например, вал 27.

Механизм работает следующим об4 разом.

При вращении .звездочки 2 против часовой стрелки. механизм заклини» вается, .обойма 3, заклинивающие эле» менти 4, пружина 14 и кольцо 17 вра" щаются вместе со звездочкой как одно

1 жесткое звено. При этом в месте взаимодействия заклинивающих элемеятов 4 со звездочкой 2 на заклинивающие элементы действует торцовая сила g и осевая сила S . Под действием осевой силы Я заклинивающие элементы перекашиваются на небольшую величину.(на несколько угловых ьашут) . На заклинивающие элементы 4 действует со стороны направляющей 5 обоймы 3 нормальные силы N4, Я< и силы трения F<,F<. Торцевая сила Я уравновешивается суммой спл трения Г,.+F< . Поэтому эаклинивающие элементы сцеплены с направляющей обоймы жестко, неподвижно, и с тем большей надежностью, чем меньше коэффициент трения при,расчете и проектировании муфты. Иеханйзм работает аналогично и в том случае, если ведущим ее звеном является обойма вращающаяся по часовой стрел" ке.

1208361 (словлены действием центробежных сйл инерции.

При вращении звездочки 2 по часовой стрелке муфта работает, как вариатор,. если валы звездочки и обоймы имеют несоосность. При этом за-..

Ф 1 клиниться может тсйтько тот заклинивающий элемент, который может сообщать ведомому элементу наибольшую скорость вращения. Все остальные заклинивающие элементы. свободно проскальзывают в направляющей 5. После . поворота ведущего вала на некоторый угол заклиненный заклинивающнй элемент расклинивается в направляющей

5 и Перестает передавать вращение.

Вместо него автоматически заклинивается в направляющей следующий .заклинивающий элемент и передает вращение. Иеханизм работает в режиме ускорителя, т. е. ведомый вал вращается быстрее ведущего вала.

- Д-А

/ ъ

Для изменения частоты вращения .изменяют вепичину несоосности ва-лов. Для этого вращают рукоятку 26 управления. При этом изменяется величина несоосности,валов и угловая скоросгь. ведомого вала прн постоянной частоте вращения ведущего вала.

Некоторый износ. рабочих поверх- ностей 9 и !О направляющей 5 обоймы и заклинивающих элементов 4 может происходить при заклинивании и расклинивании механизма. В предлагаемом механизме влияние этого износа на его работоспособностьможно исключить, заменив регулировочные прокладки 13,(круглой формы, стальные в виде тонких дисков) илн подтянув болты 7 при очередном техническом обслуживании муфты или при ремонте., 12083б!

120ИЗб1

Фиг,7

I 1.ООЗо <

Фиг.8

Г-Г

l2083hl

l20$36l

Составитель Л.Лтрушкевич

Техред Ж. Кастелевич

Корректор В. Синицкая

Редактор Л.Ичелинская

Заказ 230/48

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4