Стенд для испытания зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет ускорить процесс испытаний за счет увеличения числа испытуемых зубчатых колес, одновременно устанавливаемь1х на стенде , и за счет обеспечения независимой регулировки нагрузки на каждое из них. Нагрузка на испытываемые зубчатые колеса 8 и 9 передается через технологические зубчатые колеса 10, 11 и сектора 22 и 23 с помощью коромысла 7, связанного с кривошипом 4, а также имеющихся в стенде пружин 24 и 16. 3 ил. Фиг.1 (Л to о 00 и 00 со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ @ ..
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3696763/25-28 . (22) 19.01.84 (46) 30.01.86. Бюл. Ф 4 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) А.М.Даньков, В.M.Áëàãîäàðíûé и А.С.Гринблат ° (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 750312, кл. G 01 М 13/02, 1978.
Авторское свидетельство СССР
|| 1132169; кл. G 01 М 13/02, 1983.
„„SU.„! 208489 A
<д) 4 G Oi М 13/02 (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС (57) Изобретение позволяет ускорить процесс испытаний за счет увеличения числа испытуемых зубчатых колес, одновременно устанавливаемь!х на стенде, и за счет обеспечения независимой регулировки нагрузки на каждое из них. Нагрузка на испытываемые зубчатые колеса 8 и 9 передается через технологические зубчатые колеса 10, 11 и сектора 22 и 23 с помощью коромысла 7, связанного с кривошипом 4, а также имеющихся в стенде пружин
24 и 16. 3 ил..1208489
Изобретение относится к машиностроению,. а именно к испытательной технике и может быть использовано при контрольных испытаниях изготовленных зубчатых колес. 5
Цель изобретения — ускорение испытаний .путем обеспечения испыта.— ния нескольких зубьев одновременно на контактную выносливость, изгибную выносливость и износостойкость.
На фиг.1 изображена принципиальная схема стенда, на фиг.2 — вид А на фиг.1; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.1.
Стенд содержит основание 1, 15 размещаемое на фундаменте 2, привод возвратно-вращательного движения, включающий реверсивный электродвигатель 3 и кривошип 4.
На основании 1 размещен с возмож — >O ностью поворота и фиксации вал 5, на котором в подшипниках 6 установлено взаимодействующее с кривошипам 4 коромысло 7, являющееся водилом двух планетарных передач, включающих закрепленные на валу 5 центральные колеса, используемые в качестве испытуемых зубчатых колес 8 и 9 и сателлиты 10 и 11, используемые в качестве технологических зубчатых колес. ЗО
В радиальных направляющих 12 коромысла 7 установлен фиксируемый в требуемом положении стопором 13 кронштейн 14 с вращающейся осью 15, на которой сателлит 10 одной из передач З5 закреплен, а сателлит 11 другой установлен с возможностью поворота и связан первым упругим элементом, например, пружиной 16 кручения с втулкой 17, фиксируемой на оси 15 40 контргайкой 18. Испытуемые зубчатые колеса 8 и 9 и сателлиты 10 и 11 образуют замкнутый контур, нагружаемый пружиной 16, угол закручивания которой регулируется поворотом 45 втулки 17. Дополнительная вращающаяся ось, например оправка 19, размещена в стойке 20, установленной в радиальных направляющих основания
1 и фиксируемой-винтом 21. На оп в 5Î равке 19 закреплены взаимоцействующие с испытуемыми колесами 8 и 9 зубчатые сектора 22 и 23, связанные с коромыслом 7 вторым упругим элементом, например, пластинчатой 55 пружины 24 и пружин 25 и винтами 26 и 27. Для регистрации результатов испытаний установлены измерительная система 28 и микроскоп 29. Фиксация вала 5 обеспечивается при помощи выполненного на его конце зубчатого венца 30 и регулируемого упора 31.
Стенд работает следующим образом.
На фиксированный в определенном положении регулируемым упором 31 вал 5 неподвижно устанавливают испытываемые зубчатые колеса 8 и 9. Pa— диальным перемещением кронштейна 14 ,и стойки 20 в зацепление с испытываемыми зубчатыми колесами 8 и 9 вводятся технологические зубчатые колеса 10 и 11 и технологические зубчатые сектора 22 и 23. Вращением втулки 17 в соответствующих замкнутых контурах устанавливаются требуемые значения нагрузок, после чего втулка l7 фиксируется контргайкой 18.
Величина нагрузки, передаваемой на испытываемые зубчатые колеса 8 и 9 технологическими зубчатыми секторами 22 и 23 регулируется винтами 26 и 27. При включении реверсивного электродвигателя 3 вращение через кривошип 4 передается на коромысло
7, которое совершает качательное движение. При этом в зацеплении технологических зубчатых колес l0 и
11 с испытываемыми зубчатыми колесами 8 и 9 происходит испытание последних на износ и контактную выносливость при разных величинах нагрузок, а в зацеплении же зубчатых секторов 22 и 23 .с испытываемыми зубчатыми колесами 8 и 9 — испытание зубьев на изгибную выносливость.
Результаты испытаний одновременно регистрируются микроскопом 29 и измерительным устройством. На коромысле
7 могут устанавливаться несколько пар технологических колес, имеющих такие же узлы крепления и перемещения как и технологические колеса 8 и 9, которые буцут образовывать самостоятельные замкнутые силовые контуры с автономно регулируемой нагрузкой.
Формула изобретения
Стенд для испытанная зубчатых колес, содержащий основание, привод, две планетарные передаЧи, каждая из которых включает центральное колесо с внешними зубьями, водило с по крайней мере одной вращающейся осью и сателлит, и нагружатель, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью
120848 ускорения испытаний, центральные колеса планетарных передач закреплены на основании, вращающаяся ось установлена на водиле с возможностью радиального перемещения, сателлит од- 5 ной из передач прикреплен к вращающейся оси, сателлит другой расположен на той же оси с возможностью поворота, стенд снабжен дополнительной вращающейся осью, установленной на основании с возможностью радиального перемещения, зубчатыми секторами, размещенными на дополнительной вращающейся оси и предназначенными для взаимодействия с испытуемыми колесами, используемыми в качестве центральных колес планетарных передач, нагружатель представляет собой упругие элементы, один из которых связан с основной вращающейся осью и сателлитом, установленным на последней с возможностью поворота, другой — с зубчатыми секторами( и водилом, а в качестве привода использован механизм воэ" вратно-вращательного движения, кинематически связанный с водилом.
12084Р9
Составитель Ю.Красненко
Редактор Л.Авраменко ТехредС,Мигунова
Корректор С.Шекмар
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4
Заказ 252/55 Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Гост дарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5