Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК 511 4 F 16 0 13/64
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТЪГ (21 ) 3390 756/25-2 7 (22) 03.02.82 (31) 8102112 (32) 04.02.81 (33) FR (46) 30.01.86. Бюл. № 4 (71) ВАЛЕО (FR) (72) Пьер Луазо (FR) (53) 621.825.54(088.8) (56) Патент США № 2826902, кл. 64-27, 1958.
Патент США № 2101411, кл. 192-107, 1937.
Патент США ¹ 2114247, кл. 192-106, 1938. (54) (57) 1. АМОРТИЗИРУЮЩИЙ ТОРСИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ
ДИСКОВ МУФТ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, содержащий два вращающихся корпусных элемента, установленных соосно с зазором и связанных один с другим с возможностью ограниченного относительного углового перемещения при помощи расположенных в зазоре по окружности упругих элементов и по мен1 шей мере одного фрикционного элемента в виде колодки с фрикционной накладкой, закрепленной при помощи упругой подвески на одном из корпусных элементов с возможностью контак-. тирования фрикционной накладкой с поверхностью другого корпусного элемента, отличающийся
„„SU„„1209041 А тем, что, с целью повышения надежности и долговечности за счет увеличения плавности восприятия крутящего момента, поверхность корпусного элемента, контактирующая с фрикционной накладкой, выполнена овальной в поперечном сечении, а фрикционная накладка расположена напротив участка этой поверхности с минимальным радиусом кривизны.
2. Механизм по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что радиус кривизны фрикционной накладки по меньшей мере равен минимальному радиусу кривизны овальной в поперечном сечении поверхности корпусного элемента.
3. Механизм по пп. 1 и 2, о т— л и ч а ю шийся тем, что упругая подвеска колодки выполнена в виде пластинчатого кронштейна с упругой перемычкой, которая образована выемками, чередующимися от одной: боковой стороны пластины к другой.
4. Механизм по п. 3, о т л и— ч а ю шийся тем, что упругая перемычка кронштейна выполнена Sобразной.
5. Механизм по п. 3, о т л и— ч а ю шийся тем, что упругая перемычка выполнена волнистой.
6 ° Механизм по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что он снабжен двумя колодками, расположенными диаметрально противоположно.
120904
Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в конструкциях фрикционных муфт сцепления автомобилей. 5
Цель изобретения — повьш(ение надежности и долговечности за счет увеличения плавности восприятия крутящего момента °
Надежность и долговечность достигаются выполнением овальной в поперечном сечении поверхности корпусного элемента, контактирующей по меньшей мере с одним фрикционным элементом, закрепленным на упругой подвеске на IS другом корпусном элементе, и расположением указанного фрикционного элемента напротив участка овальной поверхности с минимальным радиусом кривизны. 2О
На фиг. 1 изображен амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей, общий вид, разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг, 3 и 4 — варианты выполнения фрикционного элемента в виде колодки с накладкой и упругой подвеской,", на фиг, 5 и 6 — разрезы Б-Б и В-В соответсгвенно на фиг. 3 и 4. 30
Предлагаемый амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей содержит два корпусных элемента соответственно в виде трубчатой ступицы 1 и в виде кожу-, ха 2, которые установлены соосно посредством вкладышей 3 и соединяются с возможностью вращения с ведомым и ведущим валами (не показаны).
1!
О
Ступица 1 и кожух 2 связаны один с другим с возможностью ограниченного относительного углового перемещения при помощи расположенных в зазоре по окружности упругих элементов
4 и 5 и по меньшей мере одного фрикционного элемента 6.
Кожух 2 образован двумя тарелками
7 и 8, установленными одна в,цругой кромками 9 и 10, которые соединены сваркой. На тарелке 7 заклепками 11
50 прикреплен фрикционный диск 12. Кромка 9 выполнена с овальной в поперечном сечении внутренней поверхностью
13 и двумя парами диаметрально pac>r положенных выступов 14 и 15 в виде лапок, вырубленных и отогнутых внутрь в противоположные по окружности стороны.
1 2
Трубчатая ступица 1 выполнена с внутренними шлицами 16 для соединения с ведомым валом и наружными диаметрально противоположными прорезями 17. трапециевидной формы для соеди нения с упругими элементами 4 и 5 и фрикционными элементами 6.
Упругие элементы 4 представляют собой пластины в виде шайб, выполненные с центральными прорезями
18, образующими радиально выступающие ножки 19 трапециевидной формы, а также с наружными прорезями 20, образующими упругие консольно-радиусные рычаги 21 и ?2, направленные по окружности в противоположные стороны от ножек 19 и выполненные с выступами
23 на концах в виде заплечиков в форме крючков, ориентированных наружу, Для повышения упругости элементы 4 могут быть выполнены с треугольными отверстиями 24 в зоне между основаниями рычагов 21 и 22 и ножками 19.
Упругие элементы 5 выполнены в виде кольцевых пружин с концами в форме трапециевидных ножек 25 и крючков 26.
Фрикционные элементы 6 представляют собой колодки с фрикционными накладками 27 и упругими подвесками
28 с трапециевидными ножками 29. Радиус кривизны накладок 2? по меньшей мере равен минимальному радиусу кривизны овальной поверхности 13 кожуха 2. Упругие подвески 28 колодок выполнены в виде пластинчатых кронштейнов с упругими перемычками 30, которые образованы выемками 31, чередующимися от одной боковой стороны пластины к другой. Упругие перемычки 30 могут быть выполнены S-образными или волнистыми.
Механизм содержит четыре упругих элемента 4 в виде установленных попарно шайб различной толщины, два упругих элемента 5 в виде кольцевых пружин и два фрикционных элемента 6, которые установлены ножками 19, 25 и
29 в ответных трапециевидных прорезях 17 ступицы 1 диаметрально противоположно друг другу, при этом крючки 26 упругих элементов 5 эацеплены с выступами 14 и 15 кожуха 2, выступы 23 на концах рычагов 21 и 22 упругих элементов 4 расположены свободно с зазором относительно выступов
14 и 15 кожуха 2, а накладки 27 фрикционных элементов 6 расположены с
1209041!
fg
Т6 возможностью контактирования с овальной поверхностью 13 кожуха 2 напротив участков этой поверхности с минимальными радиусами кривизны.
Фрикционных элементов 6 может быть один или несколько и располагаться по окружности они могут равномерно или неравномерно. Возможно выполнение овальной поверхности на ступице
1 и крепление взаимодействующего с ней фрикционного элемента 6 на кожухе 2, а также выполнение упругих элементов 4 и 5 в виде винтовых пружин.
Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей работает следующим образом.
Когда кожух 2 приводится во вращение моментом, передаваемым от ступицы 1 в направлении, например, против часовой стрелки (на фиг. 2), это соответствует работе в тяговом режиме. Вначале вступает в действие один из упругих элементов 5 в виде кольцевой пружины. Затем выступы
14 и 15 кожуха 2 входят в зацепление с выступами 23 упругих элементов 4 в виде шайб и их усилия добавляются к усилию, развиваемому одним из упругих элементов 5 ° В самом начале относительного уггтового отклонения между ступицей 1 и кожухом 2 фрикционные элементы 6 не оказывают действия, По мере увеличения укаэанного углового отклонения фрикционные элементы 6 все сильнее прижимаются к овальной в поперечном сечении поверхности 13 кожуха 2, развивая возрастающее усилие. При работе в обратном режиме угловое отклонение между вращающимися частями изменяется на противоположное, и имеет место процесс, аналогичный описанному, причем сначала в действие вступает другой упругий элемент 5 в виде кольце15 вой пружины. Выполнение S-образной упругой перемычки 30 фрикционных элементов 6 позволяет развивать различные усилия в зависимости от направления вращения.
20 Предлагаемое устройство по сравнению с прототипом и базовым обьектом имеет относительно небольшую жесткость при малых величинах крутящего момента, а с другой стороны об25 ладает возможностью увеличивать жесткость при его возрастании. Кроме того, устройство является более надежным, долговечным и бесшумным, поскольку позволяет более плавно
ЗО воспринимать колебания крутящего момента и нагрузки.
1209041, 27
88
31 за
30 рие. 3
Диг,5 „дцр g
HHHHIIH Заказ 315/62 Тираж 880 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4