Система комбинированного управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1209476

LIg 4 В 60 К 41, 22 е

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3662703/27-11 (22) 16.11.83 (46) 07.02.86. Бюл. № 5 (71) Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для уборки зерновых культур и самоходным шасси (72) Ю. Н. Ярмашев, Б. В. Шумаков, А. Д. Панов и B. М. Фрид (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1028536, кл. В 60 К 41/22, 1981. (54) (57) СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННО—

ГО УПРАВЛЕНИЯ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ, ТОРМОЗКОМ ПЕРВИЧНОГО ВАЛА

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И УСТРОИСТВОМ

БЛОКИРОВКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содер— жащая главный цилиндр, поршень которого кинематически связан с педалью управления, исполнительные цилиндры муфты сцепления, тормозок первичного вала коробки передач и устройство блокировки переключения передач, посредством гидролинией подключенные к главному цилиндру, при этом устройство блокировки переключения передач включает установленный в корпусе золотник с поясками, один из торцов которого подпружинен относительно корпуса, а другой выполнен с возможностью взаимодействия с порспнем исполнительного цплиндp;I устройства блокировки переключения Ilcpl.дач, пояски золотника выполнены с возможнс3стью взаимо IoèстГ>пя с фиксаторами мс xaIIII3iIa персключс нпя, кинсматически связанными с штоками переключения передач, устройство управления тормозком псрвичногo вала выполнено гидравлическим, ведущая часть фрикционного механизма связана с перигчным ва loAI, и нажимной диск связан с поршнем исполнительного цилиндра тормозка первичного вала, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения возможности аварийного переключения передач на хс3ду. она снабжена механизмом безударного включения шсстерсн, включак>щим устройство, выполненное в виде корпуса с установленным в нем подпружиненным с одной стороны двухпоясковым золотником, кинематически связанным с штоками механизма переключения псрс дач, цапфу, закрепленную на корпусс коробки передач, с установленной на ней с возможностью поворота ступицей, прп этом ступица связана с ведомой частьк3 фрикционногo механизма и кинематически связана с торцом, противоположным пружине, двухпояскового 301отнп ка меха низма с3сзмд<3 pllo го вкл ючсн ия ц3сстс1)с II.

1209476

Изобретение относится к коробкам перемс»ы передач транспортных средств, например зерноуборочных комбайнов, в которых переключение передачи осуществляется после остановки движсния комбайна.

Цель изобретения — повышение ныдеж5 ности работы путем обеспечения возможности аварийного переключения передач на хо. 1 У.

На чертеже изображена кинсматическая схема устройства автоматической блокиров- 10 ки коробки перемены передач транспортного средства.

Устройство автоматической блокировки коробки перемены передач транспортного средства включает механизм 1 блокировки самовыклгочения шестерен, механизм 2 блокировки безударного включения шестерен, тормозок 3 первичного вала 4, гидравлическую систему 5 управления муфтой 6 сцепления, тормозком 3 первичного вала 4, механизмом 1 блокировки самовыключения 20 псстерен, управляемую педалью 7 выключс»ия м1 фты 6 сцепления.

Гидравлическая система 5 управления вклгочыст главный цилиндр 8, соединен»ый с исполнительным гидроцилиндром 9 механиз2 ) ма 1 блокировки самовыключепия, гидроIIHëH»!(p0)i 10 муфты сцеплcния 6, гидроIIHëHítip0ì 11 тормозка 2.

Мсxынизм блокировки c3мовыклloчспия

1»сеlepe» включает валик 12, под»ружинепEibi H От носи тел ьно крышки 1 3 !!pi! жи ной 14. 30

Механизм 2 блокировки безударного включения шестерен включает штоки 15 и 16 переключения передач, фиксаторы 17 и 18, запиры)ощис элементы 19 и 20, валик 21 управления и пружину 22.

Тор

Ступица 23 посредством тяги 28 и двуплсчего рычага 29 через толкатель 30 кинематичсски связана с валиком 21 управления.

Для выбора люфтов служит оттяжная пру>кипа 31.

Устройство автоматической блокировки 45 коробки перемены передач транспортного средства работает следующим образом.

Г!ереключение передачи в обычных дорэжных условиях происходит так. Водитель нажимает педаль 7 выключения муфты сцеп50

1< .íHÿ 6, при этом в процессе ее выклк>чения в гидравлической системе 5 нарастает давление. Соотношение усилий пружин 22 и

14 выбрано таким образом, что при возрастании давления первым срабатывает гидроц )линдр 1! тормоза 3. При этом ведомы» дис-55 ки 24 смыкаются, фрикционные накладки 26 увлекают за собой ступицу 23 в направлении, указанном стрелкой. Последняя, поворачиваясь на цапфс 25 через тягу 28, дву-!

)лечий рычаг. 29 и толкатель 30 cäBHãaBT валик 21 управления вправо до упора в

I«>P !Is С.

Запираю!цие элементы 19 и 20, смсщае.,)ые вверх валиком 21 управления. блокируют штоки 15 и 16 переключения. включение

lI(Ipcia iH с этого момента становится невоз).1ожным.

В этO время тормозок 3 первичного вала 4 выполняет свое основное назначение-продолжаст ол.анавливать его.

Межа тем водитель все еще Воздсйсп)уст ны педаль 7 и послед»им срабатызает гидроцили» if) 9 механизма 1 блокировки са.,!Овг<клк) !ег<и51, в результате чего валик 12 управления с vlp»làåòñÿ вниз lo упора в крьгш13, c>kHHkiw 14. С BTol 0 ),10),Ic IIT3 блокировка 1 самовыключения передач открыта, поскольку фиксаторы 17 и 18 разблокированы.

Посл<. пол)гой Останои(и псрвичггого вала 4 тормозко)1 3 исчезнет моме»T трения, уд(рживыюп!Ий стуIIHI:,ó 23 в кр 3H»(.м левом гюлож(»HH и»0. i действием пру ки 22 системы) возврапьастся в первоначалы<ое IIOложе»и(. 11ри этом валик 2! управления

C(1E .IIj3CTC5I В,!С во, О! pbIB35I олокиронк> 2 безударного включения шестсре». Запираю;ци()лсмснты 19 и 20 освобождают штоки 15 и 16 переключения, не препятствуя включе»HIo перс la iIH

Пос c Вк тючсния г еp(;13 ÷H От!1) скается и с д ы, 1 ь 7 с ц с ï! i л и H и д 3 В, 1 c I l и е В г H д р 3 В л ической системе 5 падает до йуля, I !0,i .дiействием пружины 14 валик 12 вознра<цастся в первоначальное положение, б,<окируя фиксаторы 17 и 18, что исключает

Выклю !е»H(. передачи под нагрузкой.

При движении транспортного средства под укло!I пеооходимо в IK!15)x безопасности перейти па»изшуго передачу.

I I p<: (лагасмо< < стрОиств0 1103Bo ) B(T (. .((. л3Tь (. 1(дуюгllим Ооpa 1 м. Г!пслv oтклю 1("HH5I м) ф)ы 6 CII011,TBIIH5i 1!(.рви чный I)a.a 4 будеT вращаться, приводимыи в движе»ие о!. колес транспортного средства через коробк, перемены передач. .1,)!Вл»l (в гидравлической системе 5, Возникшее при выключеIIHH муфты 6 c»cfl, I(.нпя, откроет блокировку самовыключсппя;»ел ерсн, блокировка 2 безударного включс»ия»I(ñòåðåkl также будет Открыты, I .0cê0!iüêó вклк)че»ной передаче соответствуcl перемещение одного из штоков 15 и 16, блокирующHC элеме»TBI 19 и 20, утапливыясь 13 выточке валика 21 управления, зы»kipakoT его.

Выключению передачи ничто не препятcTB),(i, и после переведения рычага перегыюч(нг!я передач (ис показан) в нейтраль валик 21 управл(»ия перемещается вправо, поскольку поворачивается ступица 23 зы чст освобождения двуплечего рычаг3 29

120947б

3 указанным валиком. С этого момента происходит торможение первичного вала 4, отключенного от коробки перемены передач и вращающегося по инерции. Блокировка 2 безударного включения передач при этом будет закрыта. После остановки первичного вала 4 блокировка 2 безударного включения передач открывается (валик 21 управления смещается влево), включение передачи с этого момента возможно независимо от того, движется транспортное средство или нет.

Повышение надежности устройства автоматической блокировки происходит за счет того, что блокировка 2 безударного включения шестерен находится в разблокированном

4 состоянии. имеет отдельный привод и выполнена незав 1симой от блокировки 1 самовыключения шестерен.

Г!овышение надежности за счет исключения регулировок происходит потому, что детали, определяющие крайние положения блокировок (валик 21 управления и валик 12), выполнены с высокой точностью, (деталп имеют малые размеры), упоры также выполнены на точных корпусных дета10

Летали находятся внутри корпуса в масляной IIHHHI. и нс подвержены засорению и износу, поскольку элементы, определяющие

To Iность олоки13овки (ва1IIки 21 31 12), не име3от шарниров.

Составитель Л Варыков

Редактор В. Иванова Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

3а каз 403/22 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4