Устройство для определения изменения условий движения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 151) 4 В 60 Я 9/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3565005/27-1 1 (22) 27.01.83 (46) 07.02.86. Бюл.М 5 (71) Кубанский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт (72) М.И,Погосбеков (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 544571, кл. В 60 К 17/20, 1977. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее два тахогенератора, кинематически связанных с левым и правым колесами одной оси транспортного средства и электрически — с входами сумматора, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности движения путем определения максимально допустимой скорости движения на повороте, оно снабжено индикатором, выполненным в виде вольтметра, подключенного к выходу сумматора, при зтом шкала вольтметра проградуирована значениями критических скоростей.
1209487
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для определения изменения условий движения транспортного средства.
Цель изобретения — повышение безопасности движения путем определения максимально допустимой скорости движения на повороте.
На фиг.1 дана принципиальная схема устройства, с помощью которого фиксируется критическая скорость по опрокидыванию; на фиг.2 — схема движения автомобиля на повороте.
Определение аварийной с:итуации транспортного средства по опрокидыванию на повороте осуществляется следующим образом.
При движении по кривой или на повороте на пульте управления транспортного средства фиксируют линейную скорость движения на спидометре и критическую скорость по опрокидыванию на приборе, который содержит тахогенератор кинематически связанный с правым колесом, а тахогенератор 2 — с левым, мост сопротивлений 3, вольтметр 4, включенный в одну из диагоналей моста, и шкалу критических скоростей, расположенную на шкале 5 вольтметра. При определении критической скорости по опрокидыванию учитывают, что при заданных для данного автомобиля постоянных величинах ширины
В колеи и высоты центра тяжести И (фиг.2) каждой критической скорости
Vgp соответствует один радиус К поворота. его можно определить из формулы подсчета критической скорости V p,, если задаться величиной
Дальнейший расчет ведут, исходя из схемы движения автомобиля на повороте (фиг.2).
Дифференциал обеспечивает увеличение угловой скорости внешнего к центру О поворота колеса (соответственно линейной скорости Чн) и уменьшение внутренней к центру поворота колеса угловой
Vp скоростей в пределах, соответствующих качению ведущих колес без скольжения. Скорость середины заднего моста равна
V =ь3 R, (1) а линейные скорости колес на пово— роте равны ч„= ) (к + о-,з в); (2) (3) Vp = u) (R — 0,5 В), где ud — угловая скорость вращения автомобиля при движении по криволинейной траектории с радиусом Я, ко10 торая определяется иэ зависимости (1) скорости, а следовательно, и производительности автомобиля.
u3 =
Подставив величину <,1 в (2) и (3), 15 опре,целяют Vz и Vg, а по ним — значения искомых угловых скоростей вращения наружных и внутренних к центру поворота колес го г, г, где à — радиус качения колеса.
Затем определяют разновидность угловых скоростей (u3в — иЭ,)
Поскольку напряжения тахогенераторов
2s пропорциональны «3„ и 31,, вольтметр в мостике сопротивлений покажет напряжение, пропорциональное разности (цен — с ) ) . При двюкении по пРЯмой Разность (ufн -u31t,) = О, а на повороте, чем больше (,)„ -<) ) тем больше отклонение стрелки вольтметра от вертикали, т.е. нулевого значения, Следовательно задаются последовательно значениями критических ско у ростей Ч,, V<, V3 и т.д., а по ним определяют радиусы поворота Rq
R, В.э и т.д. Затем подсчитьп;ают
uJH, ) и разность (M„-ulcc) при
V,,V, Vz, ..., Vq . Каждой разности
4О (1 )1 соответствует напряН жение (), фиксируемое вольтметром.
Имея на шкале вольтметра значения напряжений U< Ug U3, ..., Ut, на— носят против них критические скорос45 ти, построив шкалу критических скоросте V< . Если скорость Ч,„ спидометра совпадает со скоростью, которую показывает стрелка вольтметра, то это означает, что достигнута опасная критическая скорость и следует уменьшить скорость на повороте.
Если же скорости не совпадают, то . водитель видит, какой запас остается, что способствует правильному выбору r скорости для одновременного обеспечения безопасности и максимальной
1209487
Составитель В.Калмыков
Редактор В.Иванова Техред М.Надь Корректор Г.Решетник
Тираж 648 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Заказ 441/23
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðoä, ул.Проектная,4