Предохранительная фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 17 .

t ф

К ABTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3755382/25-27 (22) 07.05.84 (46) 07.02.86. Бюл. № 5 (71) Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт по проблемам развития Канско-Ачинского угольного бассейна и Производственное объединение

«Крастяжмаш» (72) В. И. Звонарев, А. А. Кучер, О. В. Папулов и А. М. Будовой (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 410187, кл. F 16 D 43/20, 1972.

Авторское свидетельство СССР № 203604 кл. F 16 D 41/00, 1966.

Авторское свидетельство СССР № 734450, кл. F 16 D 7/02, 1977. (54) (57) 1. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ

ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая ведущую фланцевую полумуфту, ведомую полумуфту, фрикционные колодки, шарнирно зак„„SU„„1209958 А (5в 4 F 16 В 7 02, 43 20 репленные на фланце ведущей полумуфты и охватывающие внутренними рабочими поверхностями наружную поверхность ведомой полумуфты, и средства поджатия колодок к ведомой полумуфте, отличающаяся тем, что, с целью повышения скорости и точности срабатывания, средства поджатия фрикционных колодок выполнены в виде несаморасклинивающегося механизма свободного хода одностороннего действия, состоящего из концентрично расположенных наружной обоймы, выполненной в виде маховика, установленного на ступице ведущей полумуфты с возможностью вращения, и заклинивающих элементов, расположенных между обоймой и наружной поверхностью фрикционных колодок.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена тормозным устройством, установленным с возможностью контакта с наружной поверхностью обоймы.

1209958

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты от перегрузок приводов машин, работающих в условиях резких динамических нагрузок, например приводов рабочих органов роторных экскаваторов.

Цель изобретения — повышение скорости и точности срабатывания предохранительного устройства в процессе возникновения перегрузки.

1!а фиг. 1 изображе:1а муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — A на фиг. 1.

Муфта состоит из ведущей фланцевой полумуфты 1, жестко закрепленной на ведущем валу 2, ведомой полумуфты 3, выполненной в виде шкива, установленного на ступице полумуфты посредством подшипников 4, фрикционных колодок 5, охватывак1гцих внутренними рабочими поверхностями наружную поверхность ведомой полумуфты и шарнирно установленных на аксиа„1ьно расположенных пальцах 6, жестко закрепле1шых во фланце ведущей полумуфты 1, а также средств поджатия фрикционных колодок к ведомой полумуфте 2. Средства поджагия колодок к ведомой полумуфте 2 вь1полпены в виде несаморасклипивающего механизма свободного хода одностороннего дс!1ст11и11, состоящего из концентрично раг:,1 женных наружной обоймы, выполненной н виде маховика 7, установленного на стуице ведугцей полумуфты 1 посредством подшипников 8, внутренней звездочки 9, образованной наружными поверхностями фрикционных колодок (путем выполнения íà них клиновых пазов), и подпружиненных заклиниваюгцих элементов, например, в виде роликов !О, расположенных между обоймой и наружной поверхностью фрикционных колодок.

Ведомая полумуфта 3 соединена с ведомым валом 2 посредством соединительной муфть1 13, например зубчатой.

Муфта также может быть снабжена тормоз1 ым устройством 1 (например, нормально замкнутого типа с электромеханическим приводом растормаживання, время срабатывания которого определяется продолжиггельностью электромагнитных. переходных llpoLlcccoB), установленным с возможносгью контакта с наружно1й1 поверхностью маXOHHKB 7.

Муфта работает следующим образом.

Крутящий момент от ведущего вала 2, например вала электродвигателя с механической характеристикой, ограничиваю1цей его момент при стопорении до заранее заданного, передается па полумуфту 1. С полумуфты 1 крутящий момент передается на пальцы 6, в результате чего фрикционные колодки 5 перемещаются в направлении действия крутящего момента, заклинивая ролики 10 между внутренней поверхностью

10 !

45 i0

2 маховика 7 и рабочими поверхностями звездочки 9, выполненными с клиновыми пазами. При этом колодки 5 прижимаются к ведомой полумуфте 3, обеспечивая передачу крутяшего момента на ведомый вал

12 за счет сил трения между контактируюгцими поверхностями. Заклинивание роликов 10 осуществляется при неподвижном маховике 7, который удерживается от вращения колодками внешнего тормоза 11, и происходит до тех пор, пока крутящий момент на ведущем валу не достигнет стопорного.

После окончания электромагнитных переходных процессов в приводе внешнего тормоза 11 колодки указанного тормоза освобо>кдают маховик 7, который начинает вращаться вместе с полумуфтами 1 и 3.

Крутящий момент от полумуфты 3 через соединительную муфту 13 передается на ведомый вал 12. При стопорении ведомого вала 12 происходит резкое падение угловых скоростей элементов муфты. Маховик 7, имеющий возможность свободного вращения на подшипниках 8, за счет запаса кинетической энергии поворачивается относительно ступицы полумуфты 1, расклинивая, тем самым, ролики 10, что приводит к разрыву силовой цепи. После устранения причин стопорения ведомого вала 12 колодки внешнего тормоза 11 накладываются на маховик 7, в результате чего электродвигатель останавливается. При последующем пуске электродвигателя муфта восстанавливает свою работоспособность.

Таким образом, благодаря внешнему тормозу устройство автоматически настраивается на передачу момента, равного статическому стопорному моменту электродвигателя, что при условии самоторможения элементов устройства обеспечивает работу привода ротора в заданном диапазоне внешних нагрузок.

При использовании предлагаемой фрикционной предохранительной муфты в приводах машин и механизмов, не требующих плавного разгона ведомых частей (т.е. процесс разгона до установившегося режима работы происходит со значительным ускорением), использование внешнего тормозного устройства не является необходимым, поскольку в этом случае заклинивание роликов в момент пуска электродвигателя обеспечивается за счет инерционных свойств маховика.

Таким образом, благодаря использова1ию инерционного принципа выключения муфты повышается скорость и точность ее срабатывания, причем быстродействие срабатывания зависит от массы маховика и его ускорения при замедлении, т. е. чем больше динамичность нагружения ведомого вала при стопорении, тем выше быстродействие выключения муфты.!

209958

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 494/46

Составитель В. Иванов

Техред И. Верес Корректор Л. Патай

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПГ1П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4