Инерционный синхронизатор лебедева е.с. и рабиновича б.м.
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Инерционный синхронизатор для коробки перемены передач транспортных средств, преимущественно для большегрузных автомобилей, содержащий ведомые фрикционные элементы, связанные при помощи щлицов с нажимными дисками, ведущие фрикционные элементы, связанные с помощью шлицов с обоймами, соединенными с шестернями соответствующих передач посредством щтифтов, блокирующие консольные пальцы, жестко связанные с нажимными дисками и входящие в отверстия зубчатой муфты, установленной на шлицах вала, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности работы синхронизатора путем ускорения процесса разблокировки , штифты установлены в щестернях с зазором и подпружинены в окружном направлении упругими элементами. J i (Л Is3 О со со о:
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ÄÄSUÄÄ 1209961 А (51) 4 Ц
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Авторское свидетельство СССР № 212069, кл. F 16 D 23/06, 1966.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3329023/25-27 (22) 17.08.81 (46) 07.02.86. Бюл. № 5 (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (72) E. С. Лебедев и Б. М. Рабинович (53) 621.825.54 (088.8) (56) Красненьков В. И. и Егоршин В. В.
Синхронизаторы в ступенчатых трансмиссиях. М.: Машиностроение, !967, с, 65 — 72, 120 — 122, 164 — 167. (54) ИНЕРЦИОННЫЙ СИНХРОНИЗАТОР ЛЕБЕДЕВА Е. С. И РАБИНОВИЧА Б. М. (57) Инерционный синхронизатор для коробки перемены передач транспортных средств, преимущественно для большегрузных автомобилей, содержащий ведомые фрикционные элементы, связанные при помощи шлицов с нажимными дисками, ведущие фрикционные элементы, связанные с помощью шлицов с обоймами, соединенными с шестернями соответствующих передач посредством штифтов, блокирующие консольные пальцы, жестко связанные с нажимными дисками и входящие в отверстия зубчатой муфты, установленной на шлицах вала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы синхронизатора путем ускорения процесса разблокировки, штифты установлены в шестернях с зазором и подпружинены в окружном направлении упругими элементами.
1209961
Изобретение относится к инерционным синхронизаторам для коробки перемены передач транспортных средств, преимущественно большегрузных автомобилей.
Цель изобретения — повышение надежности работы синхронизатора путем ускорения процесса разблокировки.
На фиг. 1 изображен предлагаемый синхронизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1 (синхронизатор находится в нейтральном положении); на фиг. 3 — то же (синхронизатор находится в положении, соответствующем началу процесса разблокировки); на фиг. 4— синхронизатор с конусными фрикционными элементами на фиг. 5 — сечение Б — Б на I
15 фиг. 4.
Инерционный синхронизатор каждой из передач (фиг. 1 и 2) содержит ведомые фрикционные диски 1, которые могут свободно перемещаться в пазах нажимного диска 2 в осевом направлении, веду- zp щие фрикционные диски 3, свободно перемещающиеся в осевом направлении в пазах обоймы 4, блокирующие консольные пальцы
5, жестко соединенные с нажимным диском
2 и имеющие конусные фаски, зубчатую муфту 6, в которой имеется (например) шесть отверстий с блокирующими фасками; по три отверстия для блокирующих пальцев каждой передачи, вал 7, передающий вращени» на колеса машины, шестерню 8, соединенную с обоймой 4 при помощи штифтов
9, размещенных с зазором в отверстиях шестерни и подпружиненных в окружном направлении с помощью упругих элементов (пружин) 10.
Зубчатая муфта 6 установлена на шлицах вала 7 и имеет возможность перемещаться по нему в осевом направлении.
На обойме 4 выполнен центровочный буртик, наружный диаметр которого устанавливается по диаметру расточки шестерни с возможностью окружного перемещения обоймы относительно шестерни. На внутреннем 40 диаметре обоймы 4 выполнен зубчатый венец (фиг. 2), с помощью которого в процессе сборки обойма перемещается по шлицам шестерни 8 до попадания в паз, после чего обойма поворачивается в окружном направлении на ширину одного шлица, что
45 обеспечивает фиксацию обоймы от возможнь1х осевых перемещений. В таком положении в отверстия обоймы 4 устанавливают ш ифты 9 так, что между обоймой и штифтами обеспечивается жесткое соединение, а в шестерню штифт устанавливают с зазором в отверстиях большего диаметра, выпопненных в теле шестерни 8. В окружном направлении в теле шестерни выполнены сообщающиеся с отверстиями пазы, в которых расположены пружины 10. Такое вы- Ы полнение обеспечивает упругое взаимодействие в окружном направлении обоймы с шестерней и возможность относительного их перемещения на определенный угол, величина которого зависит от дуги зазора между стенкой отверстия и поверхностью штифта. Причем этот угол поворота всегда меньше угла поворота обоймы 4, необходимого дпя выхода из соприкосновения торцов шлицов обоймы с торцами сопряженных шлицов шестерни, ввиду чего всегда обеспечивается надежная осевая фиксация.
Работу инерционного синхронизатора на примере включения шестерни низшей передачи (фиг. 1) в коробке перемены передач (КПП) осуществляют следующим образом.
Поскольку перед включением низшей передачи вал 7 сблокирован с шестерней высшей передачи (меньшей по диаметру), то в момент выключения этой (высшей) передачи вал 7 вращается с большей угловой скоростью, чем шестерня 8.
Вследствие этого блокирующие фаски пальцев 5 нажимного диска низшей передачи и фаски в отверстиях муфты соприкасаются (фиг. 2).
При движении зубчатой муфты 6 в сторону включаемой передачи осевое усилие, воспринимаемое муфтой 6, передается через сомкнутые блокирующие фаски муфты 6 и пальцев 5 к нажимному диску 2, который, перемещаясь, сжимает ведущие и ведомые диски. Благодаря возникающему трению между дисками происходит поворот обоймы 4 (по часовой стрелке при виде на шестерню 8 со стороны зубчатой муфты
6), при э-:ом штифты 9 сжимают пружины
10 и упираются в стенку отверстия шестерни. Пружины, будучи сжатыми, обладают запасом потенциальной энергии и остаются в таком состоянии до конца процесса выравнивания частот вращения вала 7 и шестерни 8, т. е. до конца процесса синхронизации. При выравнивании частот вращения шестерни 8 и вала 7 в тот момент, когда сила, с которой была сжата пружина
10, будет меньше требуемого усилия сжатия данной пружины, последняя начинает выпрямляться. При этом пружина давит с одной стороны на систему, состоящую из штифта 9, обоймы 4, пакетов фрикционных дисков, нажимного диска 2, пальца 5, муфты 6, вала 7, а с другой стороны — на систему, состоящую из шестерни 8, промвала КПП, первичного вала
КПП, ведомого диска сцепления. так как вал 7 замыкается на ведущие колеса машины, то усилие, с которым действует пружина на указанные системы, не может провернуть колеса машины, а следовательно, может лишь повернуть систему с шестерней 8, поскольку сцепление при переключении скоростей разомкнуто. Поэтому при своем распрямлении отдача накопленной пружиной энергии заставляет перемещаться шестерню 8 относительно штифта 9, т. е. шестерне придается некоторое ускорение, в результате чего выби1209961
А — А рается зазор между штифтом 9 и стенкой отверстия в шестерне 8. Когда зазор выбран, шестерня, коснувшись стенкой отверстия штифта, подталкивает его, тем самым прекращается процесс блокировки, т. е, наступает окончательная разблокировка синхронизатора.
Аналогичным образом работает инерционный синхронизатор с конусными фрикционными элементами (фиг. 4 и 5).
1209961
Редактор Н. Пушненкова
Заказ 494/46
Составитель Ю. Доможилов
Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Тираж 880 Подпи сное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПГ1П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4