Синхронизатор коробки передач (его варианты)

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу с пазами на торцах, каретку с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, блокирующие кольца с выступами, размещенными в пазах ступицы с зазором между одной из боковых поверхностей выступа и одной из боковых стенок паза, и с блокирующими фасками, расположенными с возможностью взаимодействия с блокирующими фасками каретки, и пружины, размещенные в тангенциальных отверстиях, отличающийся тем, что, с целью уменьщения металлоемкости и упрощения конструкции, выступы блокирующих колец расположены с контактом между их вторыми боковыми поверхностями и вторыми боковыми стенками пазов, тангенциальные отверстия выполнены глухими и расположены в выступах блокирующих колец со стороны их вторых боковых поверхностей, а пружины установлены с контактом с первыми боковыми стенками пазов в предварительно сжатом состоянии, при этом вторые боковые стенки пазов расположены встречно направлению момента трения синхронизации . (Л ю о х со О5 ГчЭ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф-"г 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3657284/25-27 (22) 19.10.83 (46) 07.02.86. Бюл. № 5 (71) Камское объединение по производству болыпегрузных автомобилей (72) В. Н. Барун, Г. А. Храмцов, В. Я. Кузнецов и E. П. Пронин (53) 621.833.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 914843, кл. F 16 Н 3/78, 1980. (54) СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (ЕГО ВАРИАНТЫ). (57) 1. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу с пазами на торцах, каретку с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, блокирующие кольца с выступами, размещенными в пазах ступицы с зазором между одной из боковых поверх„„Я0„„1209962 А (ц1) 4 F 16 D 23/06, F 16 Н 3/12, 3/78 ностей выступа и одной из боковых стенок паза, и с блокирующими фасками, расположенными с возможностью взаимодействия с блокирующими фасками каретки, и пружины, размещенные в тангенциальных отверстиях, отличающийся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции, выступы блокирующих колец расположены с контактом между их вторыми боковыми поверхностями и вторыми боковыми стенками пазов, тангенциальные отверстия выполнены глухими и расположены в выступах блокирующих колец со стороны их вторых боковых поверхностей, а пружины установлены с контактом с первыми боковыми стенками пазов в предварительно сжатом состоянии, при этом вторые боковые стенки пазов расположены Ж встречно направлению момента трения синхронизации.

1209962

2. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу, каретку с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, блокирующие кольца с выступами, размещенными в пазах ступицы с зазором между одной из боковых поверхностей выступа и одной .из боковых стенок паза, и с блокирующими фасками, расположенными с возможностью взаимодействия с блокирующими фасками каретки, и пружины, размещенные в тангенциальных отверстиях, отличающийся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции, пазы вы1

Изобретение относится к машиностроен»10» . 10>êåò быть использовано в синхронизаторах коробок передач транспортных средств.

Целью изобретения является уменьшение 5 хн I аллоемкости и упрощение конструкции з» с IcT уменьшения количества деталей, а именно за счет отсутствия в конструкции сухарей, что позволяет уменьшить радиаль»11е габариты каретки и снизить ее вес.

На фиг. 1 изображен первый вариант синхронизатора, использованного в планетарной передаче, разрез; на фиг. 2 — — разрез Л --Л на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б---Б на фиг. 2; на фиг 4 — второй вариант синхронизатора, использованного в планетарной передаче, разрез; на фиг. 5 — разрез В- — В на фиг. -1; на фиг. 6 — разрез à — -Г на фиг. 4; на фиг. 7 -- разрез Д вЂ” -Д на фиг. б.

Синхронизатор согласно первому варнаII v имеет следующее конструктивное исГ»Л:." I; »e.

1(,:IàH ãòàðíàÿ передача, в которой установлен синхронизатор, состоит из картера !. в котором установлен ведущий вал 2, имеющий центральное колесо 3 с наружными зубьями. На валу 2 неподвижно закреплена муфта 4 прямой передачи с конусом 5 трения и зубчатым венцом 6. В зацеплении с центральным колесом 3 находится сателлиты 7, установленные на водиле 8. Коронное колесо 9 с внутренними зубьями находится в зацеплении с сателлитами 7 и одновременно ЗО является ступицей синхронизатора, поскольку па шлицах 10,выполненных на его наружной поверхности, установлена каретка 11 синхронизатора, а с внутренней стороны расположены блокирующее кольцо 12 прямой передачи и блокирующее кольцо 13 понижающей передачи. полнены в блокирующих кольцах, выступы расположены на ступице с контактом между их вторыми боковыми поверхностями и вторыми боковыми стенками пазов, тангенциальные отверстия выполнены глухими и расположены в выступах ступицы со стороны их вторых боковых поверхностей, а пружины установлены с контактом с первыми боковыми стенками пазов в предварительно сжатом состоянии, при этом вторые боковые поверхности выступов расположены встречно направлению момента трения синхронизации.

Блокирующие кольца 12 и 13 имеют конуса 14 трения и радиальные выступы !5, которые размещены в пазах 16 коронного колеса 9 (ступицы си»хвои»затора) и при>наты к их боковым стенкам, встречным направлению момента трения синхронизации с помощью пружин 7, расположенных в отверстиях, выполненных в выступах 15.

Hà шлицах 18 каретки 11 имеются пазы 19, на торцах которых выполнены блокирующие фаск» 20, взаимодействующие с ответными фасками 21 на выступах 15 блок»рую1цих колец 12 и 13. Последние стягиваются между собой пружинами 22.

Муфта 23 понижак>щей передачи установлена неподвижно относительно картера

1 и имеет зубчатый венец 24 и конус 25 трен»я. Каретка 11 может переме1цаться в осевом направлении с помощью вилки 26.

В отличие от первого варианта исполнен»я синхронизатора во втором варианте блокирукнц»е кольца 27» 28 имеют конуса 29 трения, торцовые выступы 30 и пазы

31, образованные выступами 32, расположенными на внутренней поверхности блокирующих колец 27 и 28. В пазах 31 разме1цены выступы 33, выполненные «а торцах коронного колеса 9. Под действием пружин

34, расположенных в отверстиях выступов

33, блокирующие кольца 27 и 28 занимают положение, при котором боковые стенки пазов 3! контактируют с боковыми гранями выступов 33, встречными направлению момента трения синхронизации.

На внутренних шлицах 35 каретки 11 имеются пазы 36, на торцах которых выполнены блокирующие фаски 37, взаимодействующие с ответными фасками 38 на торцовых выступах 30 блокирующих колец 27 и 28.

Последние стягиваются между собой пруж»1209962

3 нами 39. Муфта 23 понижающей передачи установлена неподвижно относительно картера 1 и имеет зубчатый венец 24 и конус 25 трения. Каретка 11 может перемещаться в осевом направлении с помощью вилки 26 и для соединения с зубчатыми венцами 6 и 24 имеет зубчатые венцы 40 и

41 соответственно.

Устройство согласно первому варианту работает следующим образом.

В исходном положении муфта 4 прямой передачи и коронное колесо 9 вращаются с разными угловыми скоростями.

Для включения прямой передачи каретка 11 перемещается с помощью вилки 26 в сторону муфты 4 и, так как ее фаски 20 упираются в фаски 21 на выступах 15, сдвигает блокирующее кольцо 12 до соприкосновения конусов 5 и 14. Возникающий при этом на их поверхностях момент трения действует на блокирующее кольцо 12 в том же направлении, что и пружины 17. В результате дальнейшее осевое перемещение каретки 11 невозможно, так как этому препятствуют выступы 15 блокирующего кольца 12. В этот период происходит выравнивание угловых скоростей муфты 4 и коронного колеса 9 под действием момента трения на поверхностях конусов 5 и 14, возникаюшего в результате приложенного к каретке 11 осевого усилия, передающегося блокируюшему кольцу 12 на стыке фасок

20 каретки 11 и фасок 21 выступов 15.

После выравнивания угловых скоростей названных деталей блокирующее кольцо 12, преодолевая сопротивление пружин 17, поворачивается в обратном направлении под действием поперечной силы, возникающей при передаче осевого усилия от каретки

11 блокирующему кольцу 12 на стыке фа- з сок 20 и 21. Теперь выступы 15 не препятствуют перемещению каретки 11, и ее шлицы 18 входят в зацепление с зубчатым венцом 6 муфты 4, соединяя последнюю с коронным колесом 9. Планетарный ряд блокируется и водило 8 вращается с той же 4О скоростью, что и вал 2. Прямая передача включена.

Процесс включения понижающей передачи происходит аналогично. В результате шлицы 18 каретки 11 входят в зацепление с зубча- 4 тым венцом 24 муфты 23, соединяя ее с коронным колесом 9, которое в этом случае неподвижно связано с картером 1. Понижающая передача включена, и водило 8, являющееся ведомым валом, врашается с угло4 вой скоростью, меньшей, чем скорость ведущего вала 2, в количество раз, обусловленное передаточным отношением передачи.

Устройство согласно второму варианту исполнения работает следующим образом.

В исходном положении муфта 4 прямой передачи и коронное колесо 9 вращаются с разными угловыми скоростями.

Для включения прямой передачи каретка 11 перемещается с помощью вилки 26 в сторону муфты 4 и, так как ее фаски

37 упираются в фаски 38 на выступах 30, сдвигает блокирующее кольцо 27 до соприкосновения конусов 5 и 29. Возникающий при этом на их поверхностях момент трения действует на блокируюшее кольцо 27 в том же направлении, что и пружины 34. В результате дальнейшее осевое перемещение каретки 11 невозможно, так как этому препятствуют выступы 30 блокирующего кольца 27. В этот период происходит выравнивание угловых скоростей муфты 4 и коронного колеса 9 под действием момента трения на поверхностях конусов 5 и 29, возникающего в результате приложенного к каретке 11 осевого усилия, передающегося блокирующему кольцу 27 на стыке фасок 37 каретки 11 и фасок 38 выступов 30.

После выравнивания угловых скоростей названных деталей блокируюшее кольцо 27, преодолевая сопротивление пружин 34, поворачивается в обратном направлении под действием поперечной силы, возникающей при передаче осевого усилия от каретки

11 блокирующему кольцу 27 на стыке фасок 37 и 38. Теперь выступы 30 не препятствуют перемещению каретки 11, и ее зубчатый венец 40 входит в зацепление с зубчатым венцом 6 муфты 4, соединяя последнюю с коронным колесом 9. Планетарный ряд блокируется и водило 8 вращается с той же скоростью, что и вал 2. Прямая передача включена.

Процесс включения понижающей передачи происходит аналогично. В результате зубчатый венец 41 каретки 11 входит в зацепление с зубчатым венцом 24 муфты 23, соединяя ее с коронным колесом 9, которое в этом случае неподвижно связано с картером 1. Понижающая передача включена, и водило 8, являюшееся ведомым валом, вращается с угловой скоростью меньшей, чем скорость ведугцего вала 2,в количество раз, обусловленное передаточным отношением передачи.

1209962!

209962

1209962 зв фиг. 5

"-г фиг Ь д -,4 ла3ернута фиг. 7

Составитель И. Лукина

Техред И. Верес Корректор Л. Патай 1 и раж Q+ Г1одписное

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 494)46

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4