Способ регулирования натяга в передаче винт-гайка качения и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ регулирования натяга в передаче винт-гайка качения, при котором в процессе эксплуатации изменяют взаимное угловое расположение гаек, отличающийся тем, что червяк подпружинивают в осевом направлении, создавая постоянное тангенциальное усилие на гайку, а в процессе эксплуатации за счет периодического ввода механических колебаний малых амплитуд перемещают в осевом направлении червяк. 2. Устройство для регулирования натяга в передаче винт-гайка качения, содержащее кольцо, сцентрированные в нем две гайки , винт, тела качения, расположенные в резьбе винта и гаек, и устройство для относительного разворота гаек, выполненное в виде червячной пары, отличающееся тем, что передача снабжена двумя упорами, один из которых размещен на валу червяка, а другой - в кольце, пружиной, установленной между ними, и измерительным устройством величины натяга, взаимодействующим с червяком , а последний установлен с возможностью перемещения в осевом направлении. 1 $ 1C О со фиг.1 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (д1) 4 F 16 Н 25/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3773723/25-28 (22) 25.07.84 (46) 07.02.86. Бюл. № 5 (71) Одесское специальное конструкторское бюро прецизионных станков (72) В. В. Тимченко, Г. П. Феофанов, И. А. Фердман и М. Б. Шкапенюк (53) 621.231.223 (088.8) (56) Авторское свидетельсто СССР № 544799, кл. F 16 Н 25/22, 1968.

Патент Франции № 2.146.733, кл. F 16 Н 25/00, 1973. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАТЯГА В ПЕРЕДАЧЕ ВИНТ вЂ” ГАЙКА КАЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ регулирования натяга в передаче винт †гай качения, при котором в процессе эксплуатации изменяют взаимное угловое расположение гаек, отличающийся

„„SU„„1209971 A тем, что червяк подпружинивают в осевом направлении, создавая постоянное тангенциальное усилие на гайку, а в процессе эксплуатации за счет периодического ввода механических колебаний малых амплитуд перемещают в осевом направлении червяк.

2. Устройство для регулирования натяга в передаче винт — гайка качения, содержащее кольцо, сцентрированные в нем две гайки, винт, тела качения, расположенные в резьбе винта и гаек, и устройство для относительного разворота гаек, выполненное в виде червячной пары, отличающееся тем, что передача снабжена двумя упорами, один из которых размещен на валу червяка, а другой — в кольце, пружиной, установленной между ними, и измерительным устройством Я величины натяга, взаимодействующим с червяком, а последний установлен с возможностью перемещения в осевом направлении.

А

1209971

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам регулирования натяга в передаче винт — гайка качения и устройству для его осуществления, и может быть использовано в приборостроении и станкостроении.

Целью изобретения является повышение надежности регулирования натяга в передаче винт — гайка качения.

На фиг. 1 изображено устройство для обеспечения способа регулирования натяга в передаче винт — гайка качения, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (положение червяка соответствует исходному натягу).

Устройство содержит кольцо 1, сцентрированные в нем две гайки 2 и 3, винт 4, тела 5 качения и устройство для относительного разворота гаек. Тела 5 качения расположены в резьбе винта 4 и гаек 2 и 3. Устройство для относительного разворота гаек 2 и 3 выполнено в виде червячной передачи. Червяк 6 червячной передачи снабжен тарированной пружиной 7. На червяке 6 выполнен упор 8, а на кольце 1 упор 9. Пружина 7 размещена между упорами 8 и 9. Гайка 3 выполнена с зубчатым венцом 10, который взаимодействует с червяком 6. Червяк 6 имеет возможность осевого перемещения, величина которого может быть измерена индикатором 11.

Для уменьшения силы трения скольжения взаимодействующие торцы 12 кольца 1 и гайки 3, а также цилиндрические поверхности отверстия 13 и поясок 14 гайки 3 подвергают химико-механической обработке, например, следующим составом, содержащим г/л:

Кислота ортофосфорная 165 + 5

Цинк 55 +.5

Дихромат калия 0,095 — — 0,41

3%-я серая кислота 7 — 9 мг/л

Вода Остальное

Химико-механическая обработка уменьшает в 4 — 5 раз коэффициент трения скольжения.

Монтаж передачи винт †гай качения осуществляют следующим образом.

В отверстие 13 кольца 1 вставляют центрирующий поясок 14 гайки 3 до упора в торец 12 кольца 1. В отверстие 15 кольца 1 вворачивают червяк 6, который входит в зацепление с зубчатым венцом 10 гайки 3.

Далее на червяк 6 одевают пружину 7 и сжимают ее до расчетной длины гайкой 16, притягивая при этом червяк 6 к торцу 17 кольца 1. Гайку 3 заполняют телами 5 качения, одевают на специальную втулку, наружный диаметр которой равен внутреннему диаметру резьбы винта 4, а внутренний диаметр — наружному диаметру шейки винта 4. Гайку 2 также заполняют телами 5 ка10

30 чения, надевают на эту же втулку, вставляют в кольцо 1 и крепят к нему, например, штифтом 18. Собранные в кольце 1 гайки 2 и 3 навинчивают на резьбу винта 4. Затем к кольцу 1 крепят индикатор 11, измеритель ный наконечник 19 которого взаимодействует с червяком 1.

Регулирование натяга в передаче при сборке производят следующим образом.

Вращением червяка 6 разворачивают гайку 3 относительно неподвижной гайки 2.

При этом в кинематической цепи кольцо 1— гайка 2 — тела 5 качения — винт 4 — тела 5 качения — гайка 3 — кольцо 1 происходит выборка зазора и устанавливается исходный натяг, определяемый деформацией предварительно сжатой тарированной пружины 7, который регистрируется натягом движения стрелки индикатора 11. При дальнейшем вращении червяка 6 последний, перемещаясь в осевом направлении (на фиг. 2 слева направо), дополнительно сжимает пружину 7. При этом торец 1? червяка 6 отходит от соответствующего торца кольца 1 на величину, превосходящую суммарный износ элементов передачи (тел качения, резьбы винта и гайки) в процессе ее эксплуатации. Величину осевого перемещения червяка 6 контролируют по индикатору 11 (или по углу поворота червяка 6). Зная зависимость перемещения червяка 6 от силы натяга передачи, создают на гайке 3 тангенциальную силу, соответствующую заданному натягу. В дальнейшем надобность в индикаторе 11 отпадает и его можно снять. Сжатая тарированная пружина 7, воздействуя на кинематическую цепь передачи, имеет потенциальную возможность создать и поддерживать в процессе эксплуатации заданный натяг. Однако, несмотря на химикомеханическую обработку поверхностей 12—

14, силы трения скольжения остаются еще достаточно большими. Поэтому в передачу вводят механические колебания малых амплитуд (например, ультразвуковые колебания частоты 20 — 25 кГц с амплитудой 8—

12 мкм в течение 20 — 25 с). Это способствует резкому уменьшению силы трения скольжения поверхностей 12 — 14. При этом пружи.45 на 7 перемещает червяк 6 (на фиг. 2 справа налево) в осевом направлении, последний доворачивает гайку 3 относительно гайки 2, создавая заданный натяг в передаче. 0

В процессе эксплуатации передачи происходит износ тел 5 качения, а также рабочих участков резьбы винта 4 и гаек 2 и 3 в результате чего уменьшается натяг передачи, приводящий к понижению жесткости

55 и кинематической точности, что приводит к снижению надежности работы передачи.

Для регулировки натяга в процессе эксплуатации периодически вводят механичес1209971

Составитель Р. Ожина

Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! l 3035, Моск =э, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор H. Пушиенкова

Заказ 495 47 кие колебания малых амплитуд (тех же параметров, что и при сборке).

Это приводит к снижению сил трения скольжения; сжатая тарированная пружина 7 перемещает червяк 6 в осевом направленин (на фиг. 2 справа налево), который доворачивает гайку 3 относительно гайки 2 на величину, компенсирующую износ контактирующих тел, восстанавливая заданный натяг и, тем самым, повышая надежность работы передачи.