Станок для автоматической притирки пары винт-гайка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 67а, 3

67а, 31о4

67а, 320 .% 121051

СССР 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г. П. Вяткин, А. И. Кудрявцева и Л. А. Кудрявцев

СТАНОК ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРИТИРКИ

ПАРЪ| ВИНТ вЂ” ГАЙКА

Заявлено ЗС сентября 1957 г. за № 585298/25 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 13 за 1959 r.

Станки для автоматической притирки, в которых использована надеваемая на одну из притираемых деталей втулка, поворачивающаяся вместе с этой деталью под влиянием трения с выключением приводного еверсируемого электродвигателя после достижения в притираемой паре величины момента трения, равного заданной величине, известны.

Отличительной особенностью предлагаемого станка этого типа является помещение между реверсируемым электродвигателем и притираемым винтом соосно с последним и скользяще связанного с ним приводного винта, несущего гайку, кинематически соединенную посредством сменных шестерен с валом двигателя так, что осевое движение вращающегося приводного винта примерно равно осевому движению притираемого винта. Такое выполнение предлагаемого станка обеспечивает разгрузку притираемой пары винт — гайка от осевых усилий и предотвращает этим образование в ней осевого люфта.

На фиг. 1 приведена схема предлагаемого станка; на фиг.2 — разрез по АА фиг. 1, на фиг. 3 и 4 — электрические схемы управления станком.

Станок приводится в движение от реверсируемого электродвигателя 1 (фиг. 1) или от специально устроенного реверсируемого механизма. Вал электродвигателя соединен с муфтой 2, сидящей на одном валу с шестернями z> и z3. Шестерня zi сцеплена с шестерней z2, жестко скрепленной с приводным винтом 3, Шестерня яз сцеплена с шестерней

z4, внутри которой нарезана гайка для винта 3. Шестерня z< вращается в подшипниках, исключающих ее осевое перемещение. Соотношение чисел зубьев z, zn, .зз и z4 таково, что шестерня — гайка 24 и винт 3 вращаются с разными скоростями, в результате чего за один оборот гайки — шестерни z винт 3 повернется меньше (или больше), чем на один ооорот. №,121051

Разница их движений дает относительно малый их поворот, и, следовательно, малое осевое перемещение винта 8 равное шагу резьбы притираемого винта.

Это необходимо для уменьшения относительного осевого усилия между ведущим винтом 8 и хомутиком 4 притираемого винта 5, приводимого в движение через этот хомутик 4.

Притираемая гайка б крепится во втулке 7 (или иной детали соответствующей формы), которая, в свою очередь покоится на внутренних кольцах подшипников качения 8. Наружные кольца подшипников укрег, ëåíû в станине.

Геометрическая ось подшипников качения должна быть общей с осями шестерни з, шестерни з4, винта 8, винта 5 и гайки б.

Втулка 7 имеет вилку 7а (фиг. 2), в которой свободно ходит конец пружины 9.

Поворот втулки 7 вызывает изгибание пружины 9. На пружине укреплены контакты 9а. При изгибе пружины контакты соприкасаются с контактами правым 10 или левым 11.

Если между притираемым винтом 5 и притираемой гайкой б при движении винта возникает большой момент трения М>, то он стремится повернуть гайку б, а вместе с ней и втулку 7. Последняя при этом изгибает пружину 9. Если момент трения М будет больше установленной величины Мь то деформация пружины 9 будет достаточной для замыкания контакта 9а с контактом 10 или контактом 11, Если момент трения будет (или сделается в результате притирки) равен или меньше установленной величины Мь то деформация пружины 9 будет мала и контакт 9а не соприкоснется с контактами 10 или 11.

На винте 8 укреплено кольцо 8а, в выемке которого ходит вилка 12.

Осевое перемещение винта 8 вызывает такое же перемещение вилки 12, На последней укреплены роликовый контакт 12а, который может быть заменен ламелью, и двусторонний контакт 12б.

При перемещении вилки 12 ролик 12а перекатывается по рельсе 18, имеющей в средней части вставку 18а из материала, не проводящего ток. Контакт 12б при перемещении вилки 12 в крайние положения нажимает на конечные выключатели 14 и 15, реверсирующие электродви. гатель 1 или управляющие включением фрикционных муфт реверсирующего механизма.

Электрическая цепь управления электродвигателем или реверсивным устройством должна быть такова, чтобы движение было возможно, если замкнуты контакты 9а и 10 или 9а и 11, или 12а и рельс 18, которые включены в эту цепь параллельно (фиг. 3).

Во время притирки замкнута пара контактов 9а и 10, 12а и рельс

18 или 9а и 11, 12а и рельс 18.

При реверсировании движения контакт 9а отходит от контакта 10 и подходит к контакту 11 или наоборот. В это время ток идет через контакты ролика 12а и рельса 18.

Во время движения вперед или назад ролик 12а попадает на участок вставки 18а рельса 18, не проводящий ток, и ток в этой цепи прерывается. Ток в это время может идти через контакты 9а и 10 или 9а и

11. Последнее возможно, если момент трения в притираемой паре больше, чем требуемый момент М и окружное усилие в вилке 7а может изогнуть пружину 9 и замкнуть эти контакты.

Если же момент трения в притираемой паре равен или меньше Мь т. е. достиг установленной величины, то контакты 9а и 10 или 9а и 11 не соприкасаются, а ролик 12а, попадая на изолированный участок вставки 18а, прерывает электрическую цепь, и станок останавливается. № 12105!

Можно предусмотреть автоматическую остановку процесса притирки, если момент трения достигнет заданной величины М на определенном участке винта. Этот участок определяется положением изолятора

18а на рельсе 18.

Можно сделать длину изолированного участка 18а почти равной длине хода притираемого винта б, оставляя неизолированными только концы рельса 18 для замыкания цепи в момент реверса. Тогда притирка будет производиться до тех пор, пока момент трения достигнет заданной величины Ì на любом участке винта, но тогда остальные участки винта останутся непритертыми.

Схема по фиг. 4 позволяет притереть винт по всей длине. Планка

1б движется вместе с рельсом 18 от винта 3. К планке 1б ток подводится все время. В середине планки 1б имеется изолированный от нее контакт 17, к которому подводится ток через контакты 11 — 9а или 10 — 9a, или в момент реверса от рельса 18. При достижении момента трения М пружина 9 не замкнет контакт 11 (или 10), ролик 12а будет находиться на изолированном участке 18а и контакт 17 будет обесточен. Контакт

17 обесточит расположенный против притертого участка винта контакт

Л ь или Кд, или Кз.

Если на длине винта умещается и длин гайки, то нужно взять п контактов или n+ 1.

Когда против контакта К (или К, или Кз) станет обесточенный контакт 17, то катушка реле Р обесточится, контакт реле Кр разомкнется. Разомкнется и другой контакт этого реле К рь расположенный в силовой цепи привода. Однако процесс притирки будет продолжаться, так как силовая цепь замкнута контактами других реле К р и К рз.

Так как здесь имеется в виду притирки со смазкой без абразива, то вероятность перетирки уже притертого участка винта за время, необходимое для притирки других участков, очень мала.

По мере притирки других участков винта отключаются и другие реле. Реле не могут включиться вновь при подходе к контактам Кь К и Кз планки 1б, которая все время находится под током, потому, что после их отключения контакты Крь Кр и Крз будут уже разомкнутыми.

Вновь включить реле можно только кнопкой пуска П.

После притирки всех участков винта отключатся все реле, разомкнутся все контакты в силовой цепи привода (К рь К р и К рз), и станок остановится. Сигнальная лампа Л погаснет, и это будет показывать окончание притирки. После замены притертой пары на непритертую достаточно нажать на кнопку пуска П, и процесс притирки возобновится.

Предмет изобретения

Станок для автоматической притирки пары винт †гай с использованием надетой на притираемую гайку втулки, поворачиваемой вместе с нею под влиянием трения, возникающего при ввинчивании и вывинчивании притираемого винта, с выключением приводного реверсируемого электродвигателя после достижения в притираемой паре величины момента трения, равной заданной величине, отличающийся тем, что, с целью разгрузки притираемой пары от осевых усилий и предотвращения этим образования в ней осевого люфта, между реверсируемым электродвигателем и притираемым винтом помещен соосно с последним, скользяще связанный с ним, приводной винт, несущий гайку, кинематически соединенную посредством сменных шестерен с валом двигателя так, что осевое движение вращающегося приводного винта примерно равно осевому движению притираемого винта. № 121051,4 Фиг 2

Кр

Рыг 4

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Л. Г. Голандский Гр. 248

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Вк пас но улр

Информационно-издательский отдел, Объем 0,34 п. л. Зак. 4437

Ч С5 о с) к

Подп. к пен. 25.VI-59 r.

Гираж 1060 Цена 50 коп.