Способ прокатки полос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
09) (11) (5ц ф В 21 В 28/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ1ТИЙ
ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3643668/22-02 (22) 05.08.83 (46) 15.02.86. Бюл. М - 6 (71) Центральный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П. Бардина (72) А.Ф. Пименов, Ю.В. Липухин, С.Б. Масленков, Г.Н. Мехед, А.И. Трай" но, В.Я. Тишков, И.А. Кудряшов, А.Д. Миронов, С.Н. Тепленичев, Л.И. Бутылкина и Н,П. Козыревич (53) 621.771.08(088.8) (56) Целиков А.И. и др. Теория продольной прокатки. М.: Металлургия, 1980, с. 216.
Авторское свидетельство СССР
Р 900896, кл. В 21 В 28/00, 1980. (54)(57) СПОСОБ ПРОКАТКИ ПОЛОС, в валках разной твердости, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения уменьшения износа валков при прокатке в валках разного диаметра, твердость валков устанавливают в соответствии со следующим математическим выражением:
НН, = НЯ, + (48 — 67) — 1 — 9, l где HS, HS — величины твердости соответственно для валков с большим и меньшим диаметром, ед. Иора;
Р,, 0 величины диаметров соответственно валков с большим диаметром и меньшим диаметром, мм; — величина вытяжки за проход, X.
1210925
Изобретение относится к прокатному производству, а именно к способам горячей и холодной прокатки листов, лент и полос в валках разной твердости.
Цель изобретения — обеспечение уменьшения износа валков в случае прокатки в валках разного диаметра.
Контактное скольжение металла по ! поверхности валка с большим диаметром и имеющего соответственно большую окружную скорость превышает контактное скольжение по поверхности другого валка. В результате валок, диаметр которого больше, изнашивается интенсивнее, чем валок меньшего диаметра.
Поскольку поверхность более твердого валка устойчивее к износу, износ валка с увеличением диаметра снижается, и при реализации заданного соотношения твердостей достигается полное выравнивание стойкости валков, повышение качества прокатываемого металла.
Величина контактного скольжения металла по поверхности валков и их износ зависят от величины рассогласования окружных скоростей, задаваемой разницей их диаметров г, — z, а также от величины выТ
1 тяжки полосы при прокатке.
Исследования показали, что в наиболее эффективном диапазоне рассогласования окружных скоростей валков (1-15 ) необходимая величина прироста твердости валка с большим диаметром, обеспечивающая равномерный износ обоих валков„ практически прямо пропорциональна произведению величины рассогласования скоростей на вытяжку полосы, с коэффициентом пропорциональности
48-67.
Экспериментально установлено, что при снижении коэффициента пропорциональности менее 48, даже при рассогласовании скоростей 1Х и вытяжке 1,05, повышение твердости валка с большим диаметром составляет менее 0,5 ед. Шора, что не обеспечивает выравнивания износа валков и повышения качества прокатываемого металла. Увеличение коэффициента пропорциональности более 67 приводит к обратному явле10
Ю
ЗО
55 нию — перекомпенсации: при предельных рассогласованиях в 15Х и вытяжке, равной 2, прирост твердости валка с большим диаметром такой, что более интенсивно изнашивается валок уменьшенного диаметра, хотя контактное скольжение на его поверхности меньше °
Твердость валков листопрокатных станов обычно составляет 60100 ед, по Шору и значительно колеблется даже в пределах одной партии валков. Для реализации предлагаемого способа измеряют диаметры и твердость шлифованных рабочих валков из чугуна ЛПХНД, по результатам замеров подбирают пару валков для 6-й клети стана.1700 горячей прокатки, имеющей привод через шестеренную клеть. Один из валков подбирают диаметром 400 мм и твердостью 64 ед. по Шору. Другой валок, который подбирают ему в пару, имеет диаметр 421,1 мм с твердостью 67,3 ед. по Шору.
Подобранные рабочие валки разогревают на стенде до 70 С, после чего их заваливают в 6-ю клеть стана. Верхним заваливают валок диаметром 400 мм.
После перевалки рабочих валков очередной сляб сечение 250 . 1290 мм весом 26 т из стали 08.кп разогревают в методической печи и прокатьгвают на подкат сечением 36,2 х 1271 мм с температурой прокатки в черновой группе 1050 С, Подкат задао ют в чистовую группу клетей, где об жимают до толщины 5 мм. Вытяжку металла в 6-й клети устанавливают 1,14.
За счет того, что верхний и нижний валки имеют диаметры 400 н 421,1 мм соответственно, окружная скорость верхнего валка на 57 меньше, чем нижнего при одинаковых угловых скоростях их вращения, и контактное скольжение металла на нижнем валке больше, чем на верхнем. Так как нижний валок имеет твердость на 3,3 единицы больше, чем верхний (т,е. превышение его твердости составляет ,58 х 1(33, — D ) / D,) = 58 х((421,1
-400,) / 421, 1)х 1,14 = 3,3 ед. Шора), износ валков, происходит равномерно.
Это позволяет повысить качество полос из стали 08 кп.
Варианты реализации способа на стане 1700 горячей прокатки в пре1,14
0,029 8-9
64,48 0,028 8-9
0,01
1,05
0,48
1,14
5-6
1,00
1,14.58
3,3
4-5
1,4
9,4
4-5
2,0
20,7
5-7
П р и м е ч а н и е. Во всех вариантах верхний валок имеет диаметр
400 мм при твердости 64 ед. Шора
Составитель М. Реутова
Редактор M. Киштулинец Техред О.Ващишина Корректор Е. Сирохман
Заказ 578/13 Тираж 518 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 !2109 делах диапазона изменения коэффициента и за его пределами, а также качество полосы после прокатки .4,5 тыс. т. металла приведены в таблице. 5
Из таблицы видно, что прокатка полос на валках различного диаметра и твердости, вращающихся с одинаковыми угловыми скоростями., когда 10! 3 002
4, 0 05
5 0,10
6 0,15
25 4 валок с большим диаметром имеет большую твердость, а величина приращения твердости валка большего диаметра относительно другого валка.пропорциональна рассогласовайию окружных скоростей валков и вытяжке полосы с коэффициентом пропорциональности 48-67, повышает качество прокатываемого металла путем выравнивания износа валков.
65,00 0,022
67,3 0,014
73,4 0,017
84,7 0,020