Способ пропитки пористых подшипников

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК аю - <ю. А

PI) g В 22 F 3/26 ФзМйкаююия аж .

Фр

° ДРЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3732170/22-02 (22) 29.04.84 (46) 15.02.86. Бюл Р 6 (72) М.Э.Аяотс, P.Х.Лээс и Т.А.Радик (53) 621.762.86(088.8) (56) Мошков А.Д. Пористые антифрикционные материалы. — M,: Машиностроение, 1968, с.34-41.

Новое в порошковой металлургии.—

М.: Металлургия, 1970, с.89-100. (54) (57) СПОСОБ ПРОПИТКИ ПОРИСТЫХ ПОДUIHIIHHK0B включающий размещение подшипников в вакуумной камере, создание в камере разрежения, погружение подшипников в масло и выдержку, о тли чающий ся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, до размещения подшипников в вакуумной камере их поровые каналы со стороны наружных нетрущихся поверхностей закрывают, разрежение создают до давления остаточногоо газ а, р авно го О, 1-0, 3 давления газовой среды, окружающей подшипники в эксплуатации, а после погру-.кения подшипников в масло давление повышают до давления газовой среды, окружающей подшипники в эк сплу ат ации .

1210987

11эобретение. от««осится к машино- и приборос роению и может быть использоиано при пропитке смазочным материалом пористых деталей трибосистем, например подшипников и няпрявляющих втулок, предназначенных

,Цпя р ябОты Б J cJIoÁHIIõ сямОсмЯзыв а!в!я, 11ель изобретения — повышение экс-!

Гпуятяционной надежности.

Предля"аемый способ осушестBJIH ется следующим образом.

До размещения в вакуумной камере пористые подшипники проходят спец«ияльную обработку, в ходе которок зсе наружные нетрущиеся поверхности годшипникя превращают в непроницаемые для газа и мяс««а, в «ястности путем изолируемых поверхностей маслостойкими гермети— ками., лаками или смазками, прецот — 2! вращающая попадание изолиру«0щего вещества на поверхность трения под;» шипника. Поровые каналы на наруж-!!Ых поверхностях можно закрывать еще с помощью гальванических покрытий путем пластической деформации, метал «изации, локального поверхностного плавления (электроискровяя и лазерная обработка) и другими способами ЗД

Подготовленные таким образом пористые «!Одшипж!Ки размещаю 0 в вакуумной камере, в которой =оздают разрежение до давления остаточного газа 0,1-0,3 от значения давления

35 газовой среды, окружающей подшипники в экспгуатяции. Тем самым такое же давление остаточного газа создают в порах подшипников. Затем подшип-ники в этой же камере погружают в пропито гное масло, причем непосредстьсппо после погружения г«од— шкпников в масло в камере <оздают дав-.ление газа со значением давления газовой среды, окружающей под!!«Ипники в эксплуатации. Подшипники выдерживают в масле г этих условиях в течение 1О мин, после чего подшипники вынимают из жидкости и сцеживают.

Пример. Проводили пропитку

Я) пористых втулок, изготовленных из фракции 0,063-0,1 мм железного порошка ГОСТ 7849-74 марки ПЖ4И2. По-сле спекания образцов их паровые каналы со стороны нетрущихся поверхностей (поверхностью трения являлась цилиндрическая пористая поверхность

Отверстия поцшипникя) зякрыли путе!! нанесения нескольких слоев м"..ñ остОЙкс! О .«!Якя. Еяждый под! Отсв«!е«!ный таким образом образец ««рошел операцию пропитки.

Для получения сравнител ьных данных одну втулку, поровые каналы которой на любой поверхности не покры— ли .!Яком, пропитывалк по известному способу на максимальную насыщен— ность маслом. Пос:«е помещения ее в вакуумную камеру создавали «яксимальное для дапной аппаратуры ра;..режение Р!, =- 0,667 кПа. После «О-минутной выдержки при таком разрез:еник втулку погру«кали Т3 масло с темнера0, турок зО 0, я няд уровнем мя пя придерживали прежнее разрежение. Чсрез

20 мин после погружепкя втулки в масЛО IIPP KP GTHJIVt. Н Я ГР Е В Я«0И - СО СУДЯ. И повысили давле««ие в сосуде до значений 100,6 кПЯ.Охладили годшип— ник в масле до 20 С в течение 60 мин и процедили масло. Этим операция пропитки закончилась.

Три вту3«кк пр едлаг аемому с особу . Операция пр опитки, помимо закрытия IopoDIlx каналов ня -Ielpyllmxc.я поверхностях втулки, отличалась от процесса пропитки первой втулки еще по двум признакам.

Во-первых, кажду 0 втулку выдерживали до пропитки не при максимальном разрежении, а при специфическом для нее давлении остаточных газов, указанном в табл.1.

БΠ†втор, непосредственно nocJle погружения каждого образца з масло повышяги давление газа в камере до значения 100 6 кПа.

Б остал!-.ном два срявн--вяемых пособя пропитки.и условия дальней †. шег0 иc«Iblòания подшитп«иков полностью совпали. усредненное значение атмо С07е рно го давления при э к сплуатации под!нипников Ре =101,0 кпа.

Ланные сведены .в табл, 1.

Как видно из таблицы, несмотря н я м ень!!(ую =.! а сыщеннО с т ь подшипни—

КОВ МЯСЛО! ПРОПИТЯННЫМ СОГЛЯСНО пред..!агяемому способу, их ресурс

,íà÷èòåëüêo превышал ресурс под—

«!«Ипника, п1зопитанного известным способом.

Значения предцропиточногG дав-ления. Остяточньгл ГязОв нахОди лись в пределах 10,13-30 кПа,. а

Знс!«!ЕНИЯ ЯТМОСфЕРНОГО ДЯВЛЕНИЯ при =-кст!луатации подшипников 98,6102,6 кПа. Это соответствует диа1-"!098> паз ону отношения Р H /Р =О, 099 —

0,3! .

В табл. 2 представлен ресурс .работы подшипников в зависимости от условий пропитки.

Таким образом, варианты Г и II сравниваемых пор отличаются главным образом по масловпитываемости и по устройству газовой камеры. По варианту 1 имеются раздельные газовые пузырьки в конце каждой эффективной поры, причем их суммарный объем достигает значения !7,0 °

Га блиц а

Насыщен- Давление

Масса пропитанного мас ла, мг

Пинейный износ под

Ресурс подши пника, ч

Способ пропитки тношение

Рн P„ ность остаточного подшипни- газа в пора ка маслом до погружения подшипип пника, мкм ник а в масло, Р, кПа

Известная пропитка на максимальную насыщенность подшипника маслом

12,8 0,850

11,5 О, 765

10,1 0,671

9,2 0,610

0,667

10, 14

20, 26

30,40

0.0066 772

Пред„пагаемый способ пропитки на максимальный ресурс подшипник а

0,10

4350

0,20

8781

0,30

4155

::Таблица2

Ресурс самосмазывающихся трибосистем в зависимости от условий пропитки и посадки в корпус подшип п ков

Предложенный способ рп (772 ) П

815

772

0,0066

1293

0,05

1 764

О, 825

0,05

2506

0,10

4350

1,60

0,10

474О

2,34

0,15

7396

0,15

3728

0,20

8781

3,18

0,20

2617

0,25

4,02

7504

0,25

О(5 4) 2064

0,30

4,98

4155

0,30

0,667

5,066

10,13

15,20

20,26

25,33

30,40

В i, 1:å;iëÿi Bc i Yi диапазопс cï-:riсительных давлений Р „/Р„. =0, !—

О, 3 (в данных условиях I- „=! 0, !в

30,4 кПа) ресурс подшипников, про— питанных согласно предлагаемому спо— собу (вариант I) в 1,5-3 раза пре,вышал ресурс базовых объектов (вариант II} . Если сравнить с ресур сом подшипника известного способа .гронитки (772 ч), эга разница r,ревышает в 5 — 11 раз, несмотря на то, что масловпитыва Moc.Tb подшипников предложенного способа пропитки была в среднем на 20;, ниже других обьек— тов.

0,95 (1.0}

1,4 (2,. 3}

l, 7 (5,6} ! 6(9,6)

2,4(11,4, 2,9(9,7) 1210987

Продолжение табл.2 °

ПредложенньrA способ р / „ (772 ) Р, кпа P /Р, „, ч V, /„//„

5,32

2620

6,36

1708

П р и м е ч а н и е V„, - начальный объем газовой камеры;

Ч„ — начальный объем эффективных пор в подшипнике.

Составитель Т.Шевелева

Техред Л.Чикеш Корректор.Т.Колб

Редактор Л.Пчелинская

Заказ 582/16 Тираж 757

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал IIIGI "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

35,46 0,35

40,52 0,40

О, 35 1811

0,40, 1405

1,4(3,4)

1,2 (2,2)