Защитное клапанное устройство для многоконтурной пневматической тормозной системы автотранспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (ц 4 В 60 Т 11/32
/ ф П..-:- г,, .
3,с"к г
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3787621/27-11 (22) 10.07.84 (46) 15.02.86. Бюл. № 6 (71) Полтавский автоагрегатный завод им. 60-летия СССР и Всесоюзное промышленное объединение «Союз автоагрегат» (72) С. И. Руденко, И. В. Яровой, Н. П. Решетник, П. П. Ковба, М. И. Дронин и Б. А. Волошин (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1117239, кл. В 60 Т 11/32, 1983, (54) (57) 1. ЗАЩИТНОЕ КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОКОНТУРНОЙ
ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ТОРМОЗНОЙ СИС„„SU„„1211113 А
ТЕМЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержагцес напорную магистраль, подключенные к ней крез псрепускные клапаны раздаточные магистрали, вспомогательные магистрали с дросселями, подключенные параллельно перепускным клапанаи, обратные клапаны не менее чем в двух раздаточных магистралях, поршни перепускных клапанов, от,гичающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем уменьшения времени подготовки автотранспортного средства к движению после длительной стоянки, не менее чем в двух вспомогательных магистралях установлены неразгруженные перепускные клапаны, 12!11!3
2. Устройство по п. 1, orличающееся тем, что на нижнем торце поршня не менее чсм двух перепускных клапанов выполнено седло, контактирующее с внутренней поверхностью клапанного элемента, охватывающего нижнюю часть поршня, причем голость, образованная упомянутой внутренней поверхностью клапанного элемента н торцсм поршня, связана с раздаточной магистралью через канал в теле клапанного элемента, расположенный между упомянутым седлом торца поршня и наружным седлом клапанного элемента, подпружиненного со стороны раздаточной магистрали.
3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатаИзобретение относится к автомобилестроению, в частности к защитным устройствам пневматических тормозных систем автотранспортных средств.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем уменьшения времени подготовки автотранспортных средств к движению после длительной стоянки.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема защитного клапанного устройства; на фиг. 2 — вариант конструктивного исполнения устройства; на фиг. 3 — — разрез А --А на фиг. 2; на фиг. 4 узел 1 на фиг. 3; на фиг. 5 разрез Б — Б на фиг. 2.
С напорной магистралью (фиг. 1) через церепускные кл апаны 2 — 5 соединены раздаточные магистрали 6 — 9. Параллельно перепускным клапанам 2 — 5 подключены соответственно вспомогательные магистрали 10 — -13 с дросселями 14 — 17. и
Защитное клапанное устройство содержит обратные клапаны 18 и 19, а также неразгруженные перепускные клапаны 20 и 21 во вспомогательных магистралях 10 и 11 соответственно.
Обратные клапаны 18 и 19 предотвращают выход воздуха из раздаточных магистралей 8 и 9 в случае повреждения напорной магистрали 1 или какой-либо раздаточной магистрали. При этом обратные клапаны 18 и 19 могут быть ус30 тановлены как перед перепускными клапанами 4 и 5 и вспомогательными 12 и 13, так и после них, в связи с чем на схеме (фиг. 1) обратный клапан !8 показан перед перепускным клапаном 4 и вспомогательной магистралью 12, а обратционных возможностей, неразгруженные перепускные клапаны выполнены с элементами регулировки усилия пружин.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что поршни не менее чем двух перепускных клапанов выполнены с хвостовиками, взаимодействующими своими цилиндрическими поверхностями с клапанными элементами, причем на клапанных элементах герметично закреплены клапаны, контактирующие седлами, выполненными на верхних торцевых поверхностях, с нижними торцевыми поверхностями поршней, а упомянутые хвостовики выполнены с дроссельными каналами и упорами, установленными с возможностью взаимодействия с упомянутыми клапанными элементами. ный клапан 19 — за перепускным клапаном 5 и вспомогательной магистралью 13.
Аналогично не имеет принципиального значения место установки дросселей 14 и 15 по отношению к неразгруженным перепускным клапаном 20 и 21, поэтому на схеме (фиг. 1) дроссель 4 показан перед клапаном 20, а дроссель 15 — за клапаном 21.
Воздух от компрессора через напорную магистраль 1 поступает к перепускным клапанам 2 — 5 во вспомогательные магистрали !
0 и 1 и к неразгруженным перепускным клапанам 20 и 21.
При достижении определенного давления. определяемого регулировкой перепускных клапанов 4 и 5, последние открываются, причем процесс открытия поддерживается сжатым воздухом, ранее появившимся позади перепускных клапанов 4 и 5 от напорной магистрали 1 Но вспомогательным магистралям 12 и 13. При дальнейшем росте давления происходит открытие неразгруженных перепускных клапанов 20 и 21, в результате чего сжатый воздух поступает в раздаточные магистрали 6 и 7.
При достижении определенного давления, определяемого регулировкой перепускных клапанов 2 и 3, происходит их открытие, причем процесс их открытия поддерживается сжатым воздухом, поступившим в раздаточные магистрали 6 и 7 через неразгруженные перепускные клапаны 20 и 21.
Когда система полностью заряжена сжатым воздухом, обеспечивается подпитка раздаточных магистралей 8 и 9 от раздаточных магистралей 6 и 7, что позволяет выполнить
1211113 тормозные контуры, связанные с раздаточными магистралями 8 и 9, без ресиверов (или с ресиверами уменьшенного объема). В результате время подготовки к движению автотранспортного средства может быть значительно снижено. Например, в слу«ае отсутствия ресиверов на раздаточнь)х магистралях 8 и 9 время подготовки к движению составит 9 с, так как в данном случае необходимо только подать воздух в аварийные. полости пневмопружинных тормозных камер и на цилиндр включения механизма сцепления.
Защитное клапанное устройство (фиг. 2 и 3) содержит корпус 22, поршни перепускных клапанов 23 с герметично закрепленными на них клапанами 24 для двух раздаточных магистралей 6 и 7, поршни перепускных клапанов 25 для остальных раздаточных магистралей 8 и 9, манжето-клапаны 26, герметично закрепленные на торцах цилиндров перепу скных клапанов раздаточных магистралей 8 и 9, крышки 27, прикрепленной к корпусу 22 болтом 28. Все порп)ни 23 и 25 имеют радиальные отверстия 29 и аксиальные дроссельные отверстия 30, которые являются элементами вспомогательных магистралей 0 — 13 (фиг. 1) .
На нижних торцах поршней 23 выполнены седла 31, контактирующие с внутренними поверхностями 32 клапанов 24, причем последние совместно с нижними торцами поршней 23 образуют полости 33, связанные с раздаточными магистралями 6 и 7 отверстиями 34, выполненными между седлами 35 клапанов 24 и седлами 31 поршней 23. Клапаны 24 подпружинены пружинами 36 со стороны раздаточных магистралей 6 и 7. Клапаны 24 совместно с седлами 31 и пружинами 36 образуют неразгруженные перепускные клапаны 20 и 21 (фиг. 1). На фиг. 4 представлен вариант конструкции неразгруженного перепускного клапана, в котором с целью повышения точности регулировки открытия клапана введены элементы регулировки усилия пружин.
Защитное клапанное устройство работает следующим образом.
Сжатый воздух от напорной магистрали 1, огибая лепестки манжето-клапанов 26, через отверстия 29 и 30 поступает в раздаточные магистрали 8 и 9. Одновременно давление сжатого воздуха воздействует на поршни 25 и 23 и через отверстия 29 и 30 на поверхности 32, ограниченные седлами 31 поршней 23.
При достижении определенного отрегулированного давления поршни 25, преодолевая усилия пружи н, перемещаются вверх, обеспечи вая непосредственное поступление воздуха в раздаточные магистрали 8 и 9.
Одновременно сжатый воздух, преодолевая
55 усилие пружин 36, откр! !вает !)Онсрхп!)с,ll
32 от седел 31, в рс;!ул ьтате !его воздуx поступает в полости 33 и далее через отверстие 34 в раздаточные магистрали 6 и 7. При дальнейшем повып)енин давлсНИЯ ПРОИСХОДИТ ПPj>CХIЕЩЕHHC ВВPРХ ПОР!! НрН 23, что приводи г и непосре гствен)!Ом" поступлению воздуха в раздаточные м! I I,ë роли 6 и 7
При выходе из строя, например, !)аздаточной хlа истра.зн 7 пр! . и!),,),,Оi 1 ),;) заряженной системе и неработающем компрессоре давлен):,е в раздаточных .;.пгис)ралях 8 и 9 нс изменится, благо паря наличию манжсто-клапанов 26, которые срабатывают как обрат ные клапаны и 19, а давление в исправной р; здаточной магистрали 6 будет уменьшать!я.
Вследствие этого от ai>çäå Hcò HH ÿ ус!)л ия пружины поршень 23 с клапаном 4 будет перемещаться вниз и, контакт: руя с торцем цилиндра, разобщит ис!)1 !)в:у!о м-.— гистраль 6 от неиспра!)ной магистрали 7, сохраняя в исправной магистрали 6 давление, соответствующее величине отрегулнро ванного усилия пружины для срабатывания поршня 23 перепускного клапана 2. При работе компрессора, благодаря совместному воздействию на поршень 23 давлений со стороны напорной магистрали и со сТороны раздатонной магистрали, поршень 23 с клапаном 24 переместится вверх, и давление в и-правной магистрали 6 возрастет до давления, соответствую!цего величине отрегулированного усилия пружины для открытия поршня 23 перепускного клапана 3 неисправной магистрали 7.
При выходе из строя напорной магистрали 1 давление в раздаточных магистралях 8 и 9 сохраниг свою величину, благодаря манжето-клапанам 26, которые сработают как обратные клапаны !8 и 19, а давление в раздаточных магистралях
6 и 7 будет уменьшаться до величины, соответствующей давлению закрытия поршней 23 с клапанами 24, при этом Неразгруженные перепускные клапаны 20 и 21 сработают как обратные клапаны, предотвращая дальнейший выпуск воздуха из раздаточных магистралей 6 и 7.
При выходе из строя, например, раздаточной магистрали 8 при неработающем компрессоре давление в магистрали 9 сохранит свою величину, а в исправных раздаточных магистралях 6 и 7 будет уменьшаться. Вследствие этого поршни 23 с клапанами 24 переместятся вниз, и контактируя своими седлами 35 с торцами цилиндров, разобщат исправные магистрали
6 и 7 от неисправной магистрали 8, сохраняя при этом в магистралях 6 и 7 давления, соответствующие величинам отрегулированных усилий пружин для закрытия поршней 23.
При работе компрессора, благодаря совместному воздействию на поршни 23 дав1211113
-1
Я(/2. 2 лений со стороны напорной магистрали и со стороны раздаточных магистралей
6 и 7, поршни 23 с клапанами 24 переместятся вверх, при этом давление в исправных магистралях 6 и 7 возрастет до давления, соответствуюгцего величине отрегулированного усилия пружины для открытия поршня 25 перепускного клапана неисправной магистрали 8.
При выходе из строя раздаточной ма. гистрали 9 работа защитного клапанного устройства аналогична работе в случае выхода из строя раздаточной магистрали 8.
На фиг. 5 представлен вариант конструктивного исполнения устройства, которое в отличие от изображенного на фиг . 2 и 3, содержит поршни 23 с хвостовиками 37, контактирующие своими цилиндрическими поверхностями с клапанными элементами 38, на которых герметично закреплены клапаны 39, причем последние имеют дополнительные (кроме седел 35) седла 40, взаимодействующие с нижними торцевы ми поверхностями 41 поршней 23. В хвостовиках 37 поршней 23 выполнены дроссели 42, кроме этого хвостовики 37 имеют в своей нижней части упоры 43, установленные с возможностью взаимодействия с клапанными элементами 38.
Устройство представленное на фиг. 5. работает аналогично, т. е. в начале происходит первоочередное наполнение контуров, связанных с раздаточными магистралями 8 и 9. При достижении определенного давления поршни 23, преодолевая усилие пружин, перемещаются вверх, в результате чего воздух из напорной магистрали через дроссели 42 поступает в раздаточные магистрали 6 и 7.
При дальнейшем росте давления проис-! ) ходит дальнейшее перемегцение поршней 23, и упоры 43 поршней 23, воздействуя на клапанные элементы 38, перемещают последние вверх, в результате чего происходит открытие клапанов 39 и беспрепятственное
2О поступление воздуха из напорной магистрали 1 в раздаточные магистрали 6 и 7.
Дальнейшая работа устройства аналогична описанной выше (фиг. 2 и 3), 1211 113
Редактор И. Сегляник
Заказ 592 22
Составитель В. Ляско
Техред И. Верес Корректор М. Пожо
Тираж 648 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н оз крытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4