Устройство контроля при сборке резьбовых соединений гайковертом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
Ш 4 G 05 В 23/02 (21) 3697517/24-24 (22) 05.12.83 ,(46) 15.02.86. Бюл. № 6 (71) Специализированное конструкторское бюро по механизации и ав томатизации слесарно-сборочных работ Научно-производственного объединения "Мехинструмент" (72) В.В.Устинов, А.Д.Гиновкер и Б.Ф.Серов (53) 621.396(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 921840, кл. В 25 В 21/00, 1980.
Авторское свидетельство СССР № 10372)2, кл. G 05 В 19/08, 1982. (54)(57) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ПРИ
СБОРКЕ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ГАЙКОВЕРТОМ, содержащее первый и второй ключи, соединенные управляющими входами с выходами соответственно первого и второго элементов И, первыми выходами с первым выводом блока питания, датчик угла, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля, в него введены датчик положения шпинделя, катушка возбуждения электромагнитного тормоза гайковерта, три триггера, два элемента ИЛИ, четыре элемента И, элемент задержки, два регулировочных элемента, кнопка управления и формирователь импульсов, подключенный входом к выходу датчика угла, а выходом первому-входу третьего элемента И, соединенного выходом с единичным входом первого триггера и с перÄÄSUÄÄ 1211699 А вым входом четвертого элемента И, а вторым входом с первыми входами первого и второго элементов И и с инверсным входом второго триггера, подключенного прямым выходом к первым входам пятого и шестого элементов И, нулевым входом к нулевому входу второго и третьего триггеров, через кнопку управления к второму выводу блока питания и к одному выводу катушки возбуждения электромагнитного тормоза гайковерта, а единичным входом к выходу первого элемента ИЛИ, связанного первым входом с выходом датчика положения шпинделя, а вторым входом с единичным входом третьего триггера и с выходом четвертого элемента И, подключенного вторым входом к выходу элемента задержки, связанного входом с вторым входом первого элемента И и с единичным выходом первого триггера, подключенного инверсным выходом к второму входу второго элемента И и к второ-. му входу шестого элемента И, соединенного выходом с первым входом второго элемента ИЛИ, подключенного вторым входом к выходу пятого элемента И, связанного вторым входом с прямым выходом третьего триггера, причем первые выводы первого и второго регулирующих элементов подключены к другому выводу катушки возбуждения электромагнитного тормоза гайковерта,- а вторые выводы — к вторым выводам соответственно первого и второго ключей.!
2)i6
Изобретение относится к станко строению„ в частности к оборудованию для механизированной сборки резьбовых соединений и может быть использовано в автотракторостроении и других отраслях промышленности.
Цель изобретения — повышение точности контроля путем выявления де-фектно собранных узлов.
На фиг. 1 изображена схема предлагаемого устройства на фиг. 2 диаграмма работы устройства.
Устройство содержит гайковерт 1, содержащий двигатель 2, планетарный редуктор 3, редуктор 4 смещения, полый шпиндель 5 с ключевой насадкой 6. Венцовая шестерня 7 планетарного редуктора установлена в подшипниках 8 и имеет внешнее зацепление с валом 9 электромагнитного порошкового тормоза 10. На валу
9 электромагнитного порошкового тормоза 10 установлен датчик ll угла, датчик 12 положения шпинделя 5 гайковерта 1, состоящий из невращающе-гася стержня 13, расположенного внутри (полого) шпинделя 5 и конечного выключателя 14, и блок 15 управления, содержащий блок 16 питания, формирователь 17 импульсов, третий элемент И 18, первый триггер 19, первый элемент И 20, второй элемент И 21, первый, второй регулировочные элементы 22 и 23, катушку 24 возбуждения электромагнитного тормоза 10, второй триггер 25, третий триггер 26, шестой элемент
И 27, пятый элемент И 28, первый элемент ИЛИ 29, второй элемент
ИЛИ 30, индикатор 31, четвертый элемент И 32, элемент 33 задержки и кнопку 34 управления, первый и второй ключи 35 и 36.
Устройство работает следующим образом, Гайковерт 1 ключевой насадкой 6 устанавливают на гайку собираемого узла, включают двигатель 2, блок 15 управления и нажимают кнопку 34 управления. Вращение от двигателя
2 через планетарный редуктор 3, венt цовая шестерня 7 которого затор-, можена электромагнитным порошковым тормозом 10, редуктор 4 смещения и полый шпиндель 5 передается на ключевую насадку 6, и начинается процесс свинчивания резьбового саединения собираемого узла. При нажатии кнопки 37 блока 15 управления, триггеры !9, 25 и 26 устанавливаются в "нулевое состояние, на инверсном выходе триггера 19 появляется напряжение логической единицы, следовательно для элемента
;. 2:. начинает выполняться условие совпадения и на его выходе появляется напряжение логической единицы, транзисторный ключ 35 открывается и катушка 24 электромагнитного горошкового тормоза 10 через регулировочный элемент 22 подключается к источнику 16 питания. Регулировкой элемента 22 устанавливают требуемую величину тока через катушку 24 возбуждения электромагнитного (порошкового! тормоза и, следовательно, его тормозной момент.
Регулируя тормозной момент, устанавливают минимально допустимую величину крутящего момента на ключевой насадке 6 устройства, которая должна обеспечиваться при дости-жении требуемой высоты собираемого узла. При превышении моментом на ключевой насадке 6 минимально допустимой величины ключевая насадка 6 останавливается, а венцовая шестерня 7 приходит во вращение так как крутящий момент на венцовой шестерне 7, определяемый крутящим моментом на ключевой насадке 6, становится больше тормозного момента электромагнитного порошкового тормоза 10, вал 9 которого начинае 7 вращаться. При этом на выходе датчика l! угла появляются импульсы, по переднему фронту которых формируются импульсы, поступающие .ерез элемент И 18 на первый установочный вход первого триггера
19, которыми триггер 19 устанавливоется в единичное состояние.
На инверсном выходе триггера 19 устанавливается напряжение логического нуля, а на выходе — логической единицы. При этом, условие совпадения для элемента И 21 перестает выполняться, транзисторный ключ 35 закрывается, а для элемента И 20 начинает выполняться условие совпадения, второй транзисторный ключ 36 открывается и катушка 24 возб. вкдения электромагнитного порошко:.oãî тормоза 10 через второй регулировочный элемент 23
1211699
I0
% подключается к блоку 16 питания.
При этом через катушку 24 возбуждения электромагнитного порошкового тормоза 10 начинает протекать ток, соответствующий максимально допустимому крутящему моменту на ключевой насадке 6, величина которого задается настройкой второго регулировочного элемента 23. Тормозной момент возрастает и процесс затяжки продолжается.
В процессе затяжки с изменением высоты собираемого узла стержень 13 под действием собственного веса перемещается внутри полого шпинделя
5 и при достижении требуемой высоты собираемого узла нажимает на конечный выключатель 14.
При нажатии конечного выключателя
14 триггер 25 устанавливается в единичное состояние, условие совпадения для элементов И 20 и 21 перестает выполняться, транзисторный ключ 36 закрывается, катушка возбуждения электромагнитного тормоза
10 отключается от блока 16 питания, вал 9 электромагнитного порошкового тормоза IО начинает вращаться, венцовая шестерня 7 редуктора 3 также приходит во вращение, а ключевая на— садка 6 останавливается, затяжка резьбового соединения узла заканчивается. Отключают двигатель 2 и гайковерт отводят от собранного узла. Так как крутящий момент на ключевой насадке при достижении заданной высоты выступания не превысил максимально допустимый, то триггеры
l9 и 25 находятся в единичном состоянии, а триггер 26 в нулевом и для элементов И 27 и 28 условие совпадения не выполняется, на выходе элемента ИЛИ 30 — напряжение логического нуля, индикатор 31 не горит, что сигнализирует об отсутствии дефектов в собранном узле.
Если при нажатии конечного выключателя 14 момент на ключевой насадке не достиг минимально допустимой величины, то триггер 19 находится в нулевом состоянии, а триггер 25 устанавливается в единичное состояние, электромагнитный тормоз 10 отключается, затяжка заканчивается.
Так как триггер 25 устанавливается в единичное состояние, то для элемента И 18 условие совпадения перестает выполняться и датчик 12 . отключается от входа триггера 19, благодаря чему не происходит ложного срабатывания триггера !9 при отключении тормоза 10.
После того, как триггер 25 установился в единичное состояние, для элемента И 27 начинает выполняться условие совпадения, на выходе элемента ИЛИ 30 появляется напря жение логической единицы, индикатор
31 загорается, чем осуществляется индикация о наличии дефекта в собранном узле.
Если при затяжке момент на ключевой насадке превышает максимально допустимый момент, то вал 9 электромагнитного порошкового тормоза 10 приходит во вращение, на выходе датчика 12 появляются импульсы, которые через элемент И 32 (для этого элемента начинает выполняться условие совпадения по истечению времени задержки, устанавливаемой на
20-30Х больше времени включения. электромагнитного порошкового тормоза 10) поступают на первый вход триггера 26 и через элемент ИЛИ 29— на первый вход триггера 25. Триггеры
25 и 26 устанавливаются в единичное состояние, электромагнитный тормоз 10 отключается, затяжка заканчивается.
Так как триггер 26 находится в единичном состоянии, то для элемента И 28 выполняется условие совпадения, на выходе элемента ИЛИ 30— напряжение логической единйцы, индикатор 31 горит, чем осуществляется индикация о наличии дефектов в собранном узле.
Применение предлагаемого устройства позволяет выявлять дефектнособранные узлы, что повышает качество сборки резьбовых соединений, 1311699
121 1б99
Составитель Н. Горбунова
Редактор Ю.Середа Техред С.Мигунова Корректор Л.Патай
Заказ 638/51
И77
011
Ug
Тираж 837 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4