Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 1) 4 G 09 В 9/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЛЩ () у
Д(Ф Я
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA, (61) 858071 (21) 3767728/24-24 (22) 11.07 ° 84 (46) 15.02.86, Вюл, М - 6 (72) С.А.Ьагрецов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ó 858071 кл. G 09 В 9/00 1982. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ 06ЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ по авт.св. N - 858071, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены логарифмический усилитель, вход которого соединен с третьим выходом блока управления, и последовательно включенные. блок задания эталонов, дополнительный формирователь импульсов, управляемый усилитель, сумматор и индикатор, причем второй, третий, четвертый и пятый входы сумматора соединены соответственно со вторым выходом блока задания эталонов, первым и вторым выходами дополнительного формирователя импульсов и выходом ло) арифмического усилителя, вторые входы допблнительного формирователя импульсбв и управляемого усилителя подключены соответственно к первому и третьему выходам вычис"лителя характеристик. процесса обучения.
1 12
Изобретение относится к техничес- ким средствам обучения и контроля за уровнем подготовки операторов автоматизированной системы управления по авт.св. 1Р 858071.
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства путем реализации в нем функций; обеспечивающих расчет оптимальных. с экономической точки зрения числа т тренировок оператора.
Для осуществления цели изобретения в дополнительных блоках устройства выполняется расчет оптимального с экономической точки зрения количества тренировок оператора на основе учета данных о скорости процесса обучения оператора, о величине затрат на обучение операторов, величине потерь, связанных с ошибками оператора, и т.п.
На фиг. 1 схематически представлена структурная схема устройства; на фиг. 2 — структурная схема основного формирователя импульсов; на фиг. 3 — структурная схема блока. задания эталонов; на фиг. 4 — структурная схема дополнительного формирователя импульсов.
Устройство содержит блок 1 уп. равления, блок 2 предъявления учебной информации, блок 3 индикации, блок 4 ввода учебной информации, блок 5 контроля стабилизации параметров обучения, блок 6 оценки формирования, вычислитель 7 характеристик процесса обучения, регистратор 8, основной формирователь 9 импульсов, определяющий точки контроля, блок
10 сравнения, элементы И 11 и 12, дополнительный формирователь 13 импульсов, управляемый усилитель 14, логарифмический усилитель 15, блок
16 задания эталонов, сумматор 17, индикатор 18.
Формирователь 9 (фиг. 2) содержит входной регистр 19, элемент
И 20, буферный регистр 21, сумматор
22, логарифмический усилитель 23, сумматор 24, узел 25 совпадения, сумматор 26, логарифмический усилитель 27.
Формирователь 13 содержит усилители 28 и 29 и логарифмический усилитель 30.
Блок 16 содержит источники 31 и
32 эталонных напряжений.
Устройство работает следующим образом.
11794 2
1О
20
Информация оператору в каждом цикле обучения предъявляется на блоке 2 по команде с блока 1. Результаты решения задач в каждом цикле обучения вводятся оператором посредством блока 4, отображаются на блоке 3 и регистрируются, пройдя через элемент И 11, на регистраторе
8.,Элемент И 11 открывается по командам, поступающим из блока 10 и формирователя 9. Из блока 1 на блок
10> вычислитель 7 и формирователь 9 поступает сигнал, равный номеру N текущего цикла обучения.
Если этот номер меньше четырех,, то блок 10 вырабатывает сигнал, открывающий элемент И 11 и 12.
Таким образом, результаты решения задач в первых трех циклах обучения фиксируются в регистраторе 8 и от него поступают на вычислитель 7, в котором определяются статистические характеристики качества решения задач оператором в каждом цикле обучения и скорость Nö приобретения навыков обучаемым оператором. Затем через значение N определяется скоо рость изменения номеров N циклов контроля процесса обучения и количество циклов обучения N, через которое качество решения задач до-. стигает необходимого значения Т заданного с блока 1. Сигналы, соответствующие величинам. N<, и N„ поступают из вычислителя 7 на формирователь 9 после окончания трех циклов обучения. В формирователе 9 во время работы оператора в очередном цикле обучения из блока 1 поступает сигнал, равный номеру цикла N
В момент достижения величины N значения, соответствующего следующему номеру контролируемого цикла, которое рассчитывается в формирователе 9, последний вырабатывает сигнал открывающий элементы И 11 и 12, в результате чего качество решения задач,в контролируемом цикле регистрируется регистратором 8, обрабатывается вычислителем 7 и поступает через элемент И 12 на блок 5. Откорректированные значения N u N о лр поступают из вычислителя 7 на формирователь 9. В момент стабилизации качества решения задач блока 5 вырабатывает сигнал в блок 1 на окончание процесса обучения и в блоке 6 фиксируются окончательные значения которого усиливается пропорционально разности (N „— N „, ) .
Таким образом, на выходе усилителя 29 формируется напряжение, пропорциональное N<. (N „- N„, ) = No, которое далее логарифмируется усилителем 30.
Одновременно на вход усилителя 14
10 с третьего выхода вычислителя 7 поступает сигнал, пропорциональный величине Ы„, т.е. количеству циклов обучения, через которое качество решения задач достигает необходимоf5 го значения Т „, поступающего с выхода блока 1 управления. Коэффициент усиления усилителя 14 изменяется пропорционально изменению величины управляющего напряжения, 20 снимаемого с выхода усилителя 28.
При этом на выходе усилителя 14 формируется напряжение, равное
N„ /N, которое поступает на вход сумматора 17. На другой вход сумма25 тора 17 поступает напряжение, равное 1п Т30 .с выхода усилителя 15.
Ааналогично ка вход сумматора 17 поступает сигнал, равный Itn N, с выхода усилителя 30. На источнике
З0 32 исследователем устанавливается предварительно рассчитанное значеN.С ние совокупности параметров Ы вЂ”вЂ”
К Е
Коэффициент усиления сумматора 17
35 устанавливается пропорциональным напряжению, снимаемому с выхода .формирователя 13, т.е. пропорциональному параметру 1/N„.
Таким образом, на выходе суммато.ра 17 формируется напряжение, пропорциональное К „, .
Напряжение с выхода сумматора 17 поступает на индикатор 18, по показаниям которого можно судить о величине рационального количества тренировок оператора с учетом уровня его текущей подготовки, стоимости затрат, индивидуальных характеристик, 50 определяющих скорость приобретения им навыков, а также интенсивности
1 его деятельности в управляемой им системе, I
При изменении любого параметра, определяемого константными величинами
N С, К, Е, результаты могут быть легко скорректированы датчиком эталонных напряжений.
3 1211794 характеристик качества решения задач и параметров процесса обучения.
Формирователь 9 при определении момента очередного цикла контроля работает следующим образом.
Формирователь начинает работать с четвертого цикла обучения. На входной регистр 19 поступает сигнал, равный величине N с блока 1. На сумматоры 22 и 26 поступает сигнал, равный величине N, из вычислителя
7. В регистре 21 хранится значение
N номера последнего цикла обучения, в котором производился контроль. Сигнал поступает из регистра
21 на второй вход сумматора 22. Из регистра 19 на второй вход сумматора
26 поступает сигнал, равный И . На выходах сумматоров 22 и 26 вырабатываются сигналы, равные соответственно N N < и N — N.. Эти сигор т налы усиливаются логарифмическими усилителями 23 и 27. После усилителя
23 сигнал, равный Кп(Мо - N„, ), поступает на первый вход сумматора
24, на второй вход которого поступает сигнал, равный 1/N „ из вычислителя 7. Постоянный сигнал, равный
En(N - N . ) — — — поступает на к-е N о,о первый вход узла 25, на второй вход которого поступает переменный сигнал, равный fn(N „ " N ). При равенстве сигналов, поступающих с сумматора
24 и усилителя 27, узел 25 вырабатывает сигнал, по которому открываются элементы И 11, 12 и 20, При этом содержимое регистра 19 переписывается в регистр 21.
В каждом очередном цикле контроля
И„ параметр 1/М„ поступает на входы усилителей 28 и 29 ° Коэффициент усиления усилителя 28 устанавливает1 ся исследователем, равным ††††- 1 к Нкгде И „, — номер цикла предпоследнего контроля качества деятельности оператора. При этом на выходе усилителя 28 формируется сигнал
1 1 — — Усилитель 29 о к к о представляет собой усилитель с регулируемым сигналом 1/N коэффициенМо том усиления, который принимает значение, обратно пропорциональное величине управляющего сигнала 1/Н».
На второй вход усилителя 29 поступает напряжение с выхода источника 31 эталонного напряжения, величина
1211794
ФигЗ
Составитель А.Карлов
Техред Т.Тулик Корректор М.Самборская
Редактор Л.Кастран
Заказ 645/56 Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4
Наличие информации о рацибнальной величине числа тренировок позволяет оптимизировать процесс профессионального отбора и подготовки контингента операторов