Устройство для спуска,подъема и укладки трала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (S1) 4 А 01 К 73/06

13

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ЧО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3607645/28-13 (22) 20. 06. 83 (46) 23,02.86. Бюл. № 7 (71) .Мурманское отделение Государственного проектно-конструкторского института рыбопромыслового флота

"Гипрорыбфлот" (72) И.М.Наумов и П.Б.Курликов (53) 639.2.07(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 686703, кл. А 01 К 73/06,1978.

Авторское свидетельство СССР № 1007622, кл. А 01 К 73/06, 1981. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА, ЦОДЪЕМА И УКЛАДКИ ТРАЛА преимущест„„SU„„1212396 венно на судах, оборудованных расположенными по бортам рабочими площад- . ками, содержащее разделенный на секции сеткой барабан и параллельно расположенный относительно него горизонтальный рол, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью предотвращения потерь промыслового времени путем повышения надежности направленной укладки трала на барабан и уменьшения габаритов устройства, горизонтальный рол разделен по длине на секции, равные секциям барабана, и крайние секции рола выполнены в виде ручьев, впадины которых расположены по центру крайних секций барабана.

1212396

2. Устройство IIo II 1, o T JI H ч ю щ е е с я тем, что центральная секция горизонтального рола выполнена в виде желоба.

3. Устройство по.пп 1 и 2, о тл и ч а. ю-щ-е е с я тем что оно

Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть . использовано на траулерах кормового, траления, преимущественно крупнотоннажных, при постройке новых судов и при модернизации существующих, работающих в основном по промысловой схеме "Дубль", . Цель изобретения — предотвращение потерь IIpoMblcJIQIIoI.o времени путем повышения надежности направленной укладки трала на барабане и уменьшение габаритов устройства.

Выполнение горизонтального рола в предлагаемом устройстве разделенным на секции позволяет осуществлять раздельное направление кабельной и сеткой частей трала на барабан при егo намотке. Выполнение сетного барабана, разделенным с птжощью до полнительных реборд на секции, позволяет производить укладку кабельной и сетной частей трала в соответствующие секции. Направленность укладки трала на барабане обеспечивается также расположением напротив крайних секций барабана, предназначенных для укладки кабельной части и жгутов иэ крыльев трала, крайних секций горизонтального рола и их выполнением в виде ручьев.

Кроме того, выполнение крайних секций рола в виде ручьев предотвращает; соскальзывание кабелей с этих секций и их перемещение в центральную секцию рола.

Предусмотренная форма крайних секций горизонтального рола в виде ручьев обеспечивает воэможность прохождения через них не только кабелей, но и крыльев трала, собираемых в жгуты переменного диаметра1 что позволяет после укладки кабельной части трала осуществлять через содержит два имеющих самостоятельные приводы вертикальных рола, установленных между барабаном и горизонтальным ролом у торцовых сторон последнего с возможностью возвратнопоступательного движения вдоль его оси к центру. ручьи крайних секций рола направление крыльев трала в крайние секции барабана.

Выполнение в предлагаемом устройстве крайних секций горизонтального рола и сетного барабана равными

i по длине и их взаимное расположение об еспечив ае т н апр авле нне каб елей и крыльев трала при их укладке в середину крайних секций барабана, так как впадина ручьев крайних секций рола расположена напротив середины крайних секций барабана. Следовательно, укладка кабелей и кры1 льев трала производится в центре крайних секций барабана или относительно центра.

Таким образом, совокупность фор- мы выполнения крайних секций рола

2О и взаимного расположения секций рола и барабана исключает влияние угла подхода кабельной части и крыльев трала к горизонтальному ролу при подъеме трала и, следовательно, 2 возможность односторонней (к одной из реборд барабана) их намотки.

Выполнение центральной секции горизонтального рола в виде желоба, образованного выступами крайних секЗО ций, позволяет сформировать сетную часть трала в жгут и уложить большой объем сетной части трала в центральной секции барабана.

Обеспечение концентрированной ук" ладки кабельной и сеткой частей трала на сетном барабане за счет формы выполнения и взаимного расположения секций горизонтального рола и барабана дает возможность уменьшить габариты устройства, что в свою очередь позволяет разместить на промысловой палубе судна два таких устройства.

40

3 .12123

Надежность направленной укладки трала на барабане в предлагаемом устройстве повышается при использовании в нем двух вертикальных ролов.

Установка этих ролов с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль оси горизонтального рола поз-. воляет осуществлять перемещение жгута сетной части трала вдоль оси барабана. Так как ролы имеют независимые приводы, то возможны как попеременная, так и одновременная работа вертикальных ролов. Одновременная работа вертикальных ролов улучшает формирование жгута сетной части трала, первоначально сформироBBHHol o lKeno0oM l o H o T n Ho o po ла, и его направление в центральную секцию барабана. Расположение вер" тикальных ролов по бокам устройства и наличие независимых приводов позволяет также осуществлять перемещение жгута сетной части трала вдоль горизонтальной оси барабана с одной или другой его стороны для избежания односторонней намотки.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, план; на фиг ° 2 — два предлагаемых устройства, расположенные на рабочих щадках судна на фиг 3 -30 устройство, вид сбоку.

Устройство для спуска, подъема и укладки трала содержит барабан 1 с боковыми ребордами 2, смонтированный на оси 3 с воэможностью вращения в подшипнике 4 на опоре 5, Привод барабана осуществляется посредством исполнительного двигателя

6 через редуктор 7. Барабан 1 имеет центральную и крайние секции. Край-, ние секции образованы дополнительными ребордами 8 и предназначены для намотки кабельной части, вытяж-. ных тросов (не показаны), кабелей 9 и крыльев 10 трала. Габариты барабана 1 определяются исходя из объема, занимаемого тралом при его намотке на барабан, и из условий размещения устройств на промысловой палубе судна с сохранением существующей на судне промысловой. схемы. Размеры дополнительных реборд 8 выбираются из условия возможности намотки сетной части трала на барабан поверх уложенных в крайние секции кабелей 9 трала. 55

Перед барабаном на неподвижных опорах 11 установлен горизонтальный рол 12 с возможностью свободного

96 4 вращения в подшипниках 13 опоры 11.

Ось рола 12 параллельна горизонтальной оси барабана 1. Высота опор 11 рола выбирается иэ условия обеспечения надежного .прилегания кабельной и сеткой частей трала к поверхности рола 12 при любых диаметрах их намотки на барабан 1, т.е. такого прилегания, при котором невозможно самопроизвольное смещение кабельной и сетной частей трала вдоль горизонтальной оси,рола 12, Рол 12 имеет центральную и две крайние секции, равные по длине секциям барабана 1 и расположенные напротив них. Крайние секции рола

12 равны между собой и выполнены в виде ручьев, имеющих,:например, форму треугольника. Размеры ручьев выбираются такими, чтобы через них мог проходить жгут разного диамет" ра: от диаметра кабелей трала (5070 мм) до диаметра жгута, сформированного из крыпьев трала (100—

150 мм). Ручьи выполнены по центру крайних секций, т.е. впадины ручьев расположены напротив середины крайних секций барабана 1.

Центральная секция рола, образованная выступами крайних секций, может быть выполнена в виде прямоугольного желоба, а также в виде любого направляющего профиля. Она предназначена для формирования жгута из сетной части трала.

Минимальный диаметр рола 12 определяется исходя из условия обеспечения его прочности и с учетом тяго" вого усилия на барабане (не менее

10 т).

Для корректировки направления сетной части трала нв барабан в устройстве предусмотрены два вертикальных рола 14. Они установлены посередине между сетным барабаном 1 и горизонтальным ролом 12 по бокам устройства в вильчатых кронштейнах

15, имеющих возможность вращения в горизонтальной плоскости относительно оси 16 посредством гидропривода 17 ° Оси 16 вращения вильчатых кронштейнов закреплены на опорах 11.

Гидроприводы 17 независимы один от другого и обеспечивают возвратнопоступательное движение роликов 14 вдоль оси горизонтального рола 1 2 к его середине..Длина вертикальных ролов 14 выбирается в зависимости от разницы между максимальным и

1 21 2396

25

55 минимальным диаметром намотки сетной части трала на барабан 1.

Устройство работает следующим образом.

Промысловое устройство для тралового лова, т.е. комплекс конструк-. ций и механизмов, должно обеспечивать: спуск трала, крепление трала к судну и маневрирование им во время траления, подъем трала, освобождение его от улова, подготовку трала к очередной постановке. Работа предла" гаемого устройства рассматривается в совокупности с работой других механизмов, входящих s состав промыслового устройства, при подъеме трала.

Подъем трала начинается с выборки ваеров, которая производится с помощью тралевых лебедок (не показаны), установленных в кормовой части судна. После выборки ваеров кабели 9 трала 18 (фиг,2) соединяются с вытяжными тросами, которые постоянно закреплены в крайних секциях барабана 1. При включении исполнительного двигателя 6 барабана 1 начинается намотка в крайние секции барабана сначала вытяжных тросов, а за.тем кабелей 9 трала, которые проходят через крайние секции рола 12.

Происходит заполнение крайних секций барабана 1 кабельной частью трала.

Кабели соединены с крыльями 10 трала. Направление крыльев трала на барабан 1 осуществляется также через ручьи крайних секций рола 12.

Крылья 10 трала наматываются поверх кабелей 9 в крайние секции барабана 1, Далее трал 18 подтягивается сетным барабаном до прохода верхней и нижней подбор 19 трала через горизонтальный рол 12. Сетная часть трала 18 направляется на барабан также горизонтальным ролом, при этом возможны два варианта намотки сетной части.

В первом варианте намотки при подходе сетной части трала к горизонтальному ролу топфнайты 20, котоРые служат для придания сетной части трала необходимой прочности и крепятся к боковому шву трала по всей

его длине так, что один конец топенанта соединен с кабелем 9 трала, проходят вслед эа кабелем 9 через ручьи крайних секций рола 12, Следовательно, топенанты 20 направлены в 1 крайние секции барабана 1 и наматываются вместе с крыльями 10 поверх уложенных в эти секции кабелей 9 трала. Так как топенанты 20 нахо5 дятся под действием сил натяжения, то сетная часть трала 18, расположенная между топенантами, пройдя через центральную секцию горизонтального рола 12, наматывается внавал вместе с оснасткой в центральную секцию барабана 1, а топенанты

20 — в крайние секции. Вертикальные ролы 14 при этом разведены по бокам устройства (исходное положение).

Во втором варианте намотки после прохода через горизонтальный рол 12 подбор 19 трала вертикальные ролы 14 посредством гидропривода 17 сдвигаются к центру горизонтального рола 12 и выталкивают топенанты 20 с прикрепленной к ним сетной частью трала 18 из ручьев крайних секций,рола 12 в центральную секцию, череэ которую трал 18 проходит единым жгутом и наматывается внавал в центральную секцию барабана 1.

Манипулируя вертикальными ролами

14, осуществляют перемещение жгута, сформированного из сетной части трала 18, относительно горизонтальной оси барабана, т.е. укладку жгута на барабане 1. В случае сдвига намотки к одной из реборд барабана корректировку положения жгута, т.е, укладку сетной части трала на барабане, можно производить перемещением вдоль оси рола 12 одного из вер тикальных ролов 14.

Спуск трала, намотанного на сетный барабан, осуществляется с помощью троса посредством грузовой лебедки аналогично такой же операции, осуществляемой на судне беэ сетного барабана.

Предлагаемое устройство обеспечивает надежность направленной укладки кабельной и сетной частей трала, на барабане, т.е. безаварийную работу сетного барабана при непрерывном подъеме трала, и, следовательно, исключает потери промыслового времени. Устройство имеет небольшие габариты, что позволяет разместить на промысловой палубе судна два таких устройства, т.е. использовать эти устройства в промысловой схеме

1212396 7 1f 16

4ru8. У

ВНИИПИ Заказ 661/4 Тираж 679: Подписное филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

"дубль". Кроме того, устройство без существенных затрат на модернизационные работы может быть установлено на сушествуннцих судах.

Предлагаемое устройство отлича-. ,ется простотой конструкции, что обеспечивает надежность его рабаты, и простотой обслуживания.