Шпиндельный узел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1212700 рц g В 23 В 19 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3741138/25-08 (22) 22.05.84 (46) 23.02.86. Бюл. № 7 (71) Пензенский завод-втуз — филиал Пензенского политехнического института (72) С. В. Сейнов, В. А. Калашников, Б. П. Железнов и В. К. Семенов (53) 621.941.2 (088.8)(56) Авторское свидетельство СССР № 294413, кл. В 23 В 19/02, 1972. (54) (57) ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ, содержащий установленный в корпусе на конических опорах, выполненных из одного материала, шпиндель, отличающийся тем, что, с целью повышения точности вращения, опорные конические поверхности корпуса и шпинделя выполнены с одинаковым направлением конусности, причем на указанных поверхностях выполнен микрорельеф в виде чередующихся цилиндрических и плоских кольцевых поверхностей, при этом конические опоры шпинделя выполнены перекрываемыми опорами корпуса со стороны торцов с большим диаметром конуса и выступающими за поверхность опор корпуса со стороны торцов с меньшим диаметром.

1212700

Составитель А. Абрамов

Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Тираж 1000 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Е. Папп

Заказ 699/19

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в прецизионных узлах вращения, например шпиндельных узлах измерительных устройств крупномеров.

Цель изобретения — повышение точности вращения шпинделя за счет обеспечения контакта опор шпинделя с опорами корпуса по множеству опорных поверхностей.

На фиг.) показан шпиндельный узел, общий вид; на фиг.2 —, узел I на фиг.1 (рельеф рабочих поверхностей верхних опор корпуса и шпинделя); на фиг.3 — узел II на фиг.1. (рельеф рабочих поверхностей нижних опор корпуса и шпинделя).

Шпиндельный узел состоит из шпинделя 1, на концах которого жестко закреплены конические опоры 2 и 3 скольжения, которые направлены конусами в одну сторону с равными углами конусов а.

В корпусе шпиндельного узла 4 также жестко закреплены конические опоры 5 и 6 скольжения. Образующие конических поверхностей опор не лежат на одной прямой, причем опоры корпуса и шпинделя выполнены из одного и того же материала, например стекла, чугуна или графита. Конические поверхности опор 2 и 3 шпинделя выполнены перекрываемыми поверхностям опор 5 и 6 корпуса со стороны больших диаметров корпусов Di и Р2 на величину а и выступающими за коническую поверхность опор корпуса со стороны меньших диаметров конусов d< и d2 на величину в.

На рабочих поверхностях опор шпинделя и корпуса выполнен ступенчатый рельеф в виде последовательно чередующихся цилиндрических и плоских кольцевых поверхностей. Таким образом, каждая опора выполнена как совокупность большего количества

10 цилиндрических и плоских опор скольжения.

Ступенчатый рельеф на рабочих поверхностях опор шпинделя и корпуса выполняют взаимной окончательной обработкой верхних и нижних опор. При этой обработке используют вредное в технике явление, возникающее при трении одноименных пар скольжения.

Шпиндельный узел работает следующим образом.

Шпиндель 1 опорами 2 и 3 устанавливают на опоры 5 и 6 корпуса 4, предварительно смазав их алмазной пастой зернистостью 1 — 2 мкм, разведенной в 2 ч. веретенного масла, подключают привод и вращают. По мере изнашивания опор шпиндель перемещается по своей оси. Продукты изнашивания в процессе эксплуатации не удаляют.