Волноотбойное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОК)Э СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСИИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) СЮ4 Е 02 В 306

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A8TOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И. ОТКРЫТИЙ (2! ) 3748756/29/15 . (22) 01.06.84 (46) 23.02.86. Бюл. й"- 7 (72) Л. В. Иванов; А. Ф. Парфенов, Ф. А. Мартыненко и Jl. Ф. Златоверховников (53) 627.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1110852, кл. Е 02 В 3/06, 1983.

Горюнов Б. Ф. и др. Морские порты.—

М.: Транспорт, 1979, с. 210-211. (54) (57) 1. ВОЛНООТБОЙНОЕ УСТРОЙСТВО, включающее волноотражательиый козырек, закрепленный на лицевой грани верхнего строения сооружения, о т л и ч а ю ttt е ес я тем, что, с целью расширения функци-" ональных возможностей путем обеспечения швартовки судов к сооружению и повышения эксплуатационной надежности устройства, волноотражательный козырек закреплен на лицевой грани верхнего строения нирнирно и снабжен приводом поворота в сторону акватории и упором для фиксации его поло. жения при нахождении свободной горизонтальной кромки волноотражательного козырь. ка выше отметки территории сооружения.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а юш е е с я тем, что рабочая поверхность волноотражательного козырька облицована гидрофобным материалом, 3. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что привод поворота волчоотражательного козырька выполнен в

1213115 виде установленной под козырьком емкости из эластичного материала, примыкающей к лицевой грани верхнего строения и соединенной с источником сжатого воздуха.

4. Устройство по п. 2, о т л и ч а юш е е с я тем, что свободная наружная поверхность емкости из эластичного материала покрыта гидрофобным материалом.

Изобретение относится к гидротехническим, преимущественно причальным, сооружениям и может быть использовано для зашиты территории сооружения от эахлестывания волнами и брызгами разбиваюшихся о сооружение волн, а также от наплескового обледенения территории причального сооружения.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения швартовки судов к сооружению и повышения эксплуатационной надежности устройства.

На фиг. l изображено предлагаемое устройство в виде волноотражательного козырька с внутренней замкнутой полостью, заранее заполненной воздухом, поперечный разрез; на фиг. 2 — вариант исполнения устройства с внутренней замкнутой полостью, заполняемой сжатым воздухом с возможностью повышения давления путем его регулярной подкачки, поперечный разрез; на фиг, 3 . — поперечный разрез варианта исполнения устройства с выполнением ниши в виде вогнутой поверхности.

Волноотбойное устройство содержит волноотражательный козырек 1, выполненный из эластично о материала, который обладает памятью формы, например из гофрированной резины или реэинокапроновой ткани.

Волноотражательный козырек 1 крепится к лицевой грани 2 верхнего строения причальното сооружения и выступет своей верхней частью за его линию 3 кордона в сторону акватории 4.

Внутренняя замкнутая полость 5 полноотражательного козырька 1 заранее заполнена воздухом. Наружная вогнутая поверхность 6 волноотражательного козырька 1 облицована антифрикционным . гидрофобным покрытием 7, например второпластом. Волноотражательный козырек 1 может выполнять функцию отбойного устройства. В этом случае, если его амортиэируюшая способность оказывается недостаточной для восприятия навала судна, на лицевой грани верхнего строения предусматривается специальное от. бойное устройство 8, которое выполнено, например, в виде резиновой трубы, ломещенной в стальную обойму.

Вариант исполнения волноотбойного уст1 ройства (фиг, 2) имеет волноотражательный козырек 1 с внутренней замкнутой полостью 5, крепяшнйся внутри ниши 9, которая предусмотрена в лицевой грани 3 верхнего строения сооружения. Ниша 9 служит для раэмещения и хранения в ней волноотражательиого козырька 1 в нерабочем положении и оборудована крышкой 10, снабженной упором 11, ограничиваюшим угол открытия крышки 10. Крышка 10 смонтирована с возможностью поворота в вертикальной плоскости относительно горизонтальной оси, местоположение которой совпадает с линией 3 кордона.

Внутренняя замкнутая полость 5 волноотражательного козырька 1 посредством воэдухопровода 12 соединена с источником

13 сжатого воздуха. Подключение и отклю25 чение источника сжатого воздуха 13 к воздухопроводу 12 осушес вляется с помощью воздушного вентиля 14. Ниже волноотража.тельного козырька 1 предусмотрено отбойное устройство 15 обтекаемой формы, вы30 полненное, например, иэ резины полукруглого или трапецеидального поперечного сечения.

Устройство (фиг. 3) может быть осуществлено при ширине оголовка гидротехнического сооружения, позволяющей исполнение ниши, углубленной до размеров наружной части волноотбойного козырька предыдуших вариантов. В этом случае ниша 9 изнутри и внутренняя поверхность крышки 10 в рабочем положении образуют единую плавную вогнутую поверхность, которая облицована антифрикционным гидрофобным покрытием 7. Крышка 10 снабжена тросом 16 с

1213115

Волноотражательный козырек 1 предлагаемого волноотбойного устройства (фиг. 2) 55 первоначально находится в нерабочем положении и располагается в нише 9, предусмотренной в лицевой грани 2 верхнего строения двумя петлями, подключенными к приводу, например к электрическому шпилю (не показан), .для подъема ее путем поворота вокрут горизонтальной оси 17 вращения и фиксации в рабочем положении. Для фиксации крышки 10 в рабочем положении служит одна из двух петель на тросе 16, набрасываемая на причальную тумбу 18. Швартующее судно показано на чертеже позицией 19. 10

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

В случае, если на акватории 4 перед сооружением возникает волнение, волноотражательный козырек 1, благодаря наличию 15 наружной вогнутой поверхности 6, отражает всплески волн в сторону акватории 4 и предотвращает их обрушение на территорию причального сооружения. При образовании на акватории 4 стоячих волн волноотражательный козырек 1 способствует их разрушению и соответствующему снижению высоты волны.

Волноотражательный козырек 1 в период отрицательных температур воздуха (при 25 отсутствии ледяного покрова на акватории) исключает возможность обледенения лицевой грани 2 верхнего строения сооружения, а также территории причального сооружения и расположенных на нем коммуникаций и оборудования.

Если к сооружению швартуется судно 19, волноотражательный козырек 1 амортизирует навал судна и при своей трансформации занимает новое деформированное положение (на фиг. 1 показано штриховыми линиями).

Если амортизирующая способность волноотражательного козырька 1 оказывается недостаточной для восприятия навала судна 19, то в работу вступает специальное отбойное уст40 ройство 8. . При перегрузках насыпных и навалочных грузов с судна 19 на берег- и обратно наличие волноотражательного козырька 1, перекрывающего пространство между бортом суд45 на 19 и лицевой гранью 2 верхнего строения сооружения позволяет также предотвратить просыпку груза в акваторию 4. После отхода судна 19 благодаря памяти формы, которой, обладает эластичный гофрированный материал волноотражательного козырька 1, 50 он снова возвращается в исходное недеформированное положение. сооружения. Если на акватории 5 перед сооружением возникает волнение, волноотражательный козырек 1 приводится в рабочее положение. Для этого открывается воздушный вентиль 14 и от источника 13 сжатого воздуха через воздухопровод 12 воздух подается во внутреннюю замкнутую полость 5 волноотражательного козырька 1. Под воздействием сил упругости наполняемого сжатым воздухом козырька 1 открывается крышка 10 до упора 11, за счет чего волноотражательный козырек занимает строго фиксированное, наклонное в сторону акватории рабочее положение.

При волнении на акватории 4 основной удар волн первоначально воспринимается нижней частью специального отбойного устройства 15, а затем всплески волн, воздействующие на волноотражательный козырек 1, благодаря его наружной вогнутой поверхности

6 отражаются в сторону акватории 4.

После того, как волнение на акватории

4 перед сооружением затихает, для приведения волпоотражательного козырька 1 в нерабочее положение внутренняя замкнутая полость 5 волноотражательного козырька 1 через воздухопровод 12 и вентиль 14 сообщается с атмосферой. Под воздействием силы тяжести крышки 10 и за счет.обладания материалом козырька 1 памятью формы воздух из внутренней замкнутой полости 5 вол ноотражательного козырька 1 выдавливается через воздухопровод 12 в атмосферу, козырек размещается в нише 9 и закрывается крышкой 10. После этого может беспрепятственно производиться швартовка судна

19 к сооружению, причем навал от судна будет восприниматься специальным отбойным устройством 15.

Волноотбойное устройство по (фиг. 3) работает следующим образом.

В нерабочем положении крышка 10 закрывает нишу 9. При этом трос 17 одной из своих двух петель накинут на причальную тумбу 18. При возникновении волнения на акватории 4 для включения в работу волноотбойного козырька первая петля, образуемая тросом 16, снижается с причальной тумбой 18 и присоединяется к приводу, с помощью которого крышка 10 поворачивается вокруг горизонтальной оси 17 вращения до тех пор, пока она не примет рабочее положение. Затем нижнее рабочее положение крышки 10 фиксируется путем накиды. вания на причальную тумбу 18 второй петли, предусмотренной на тросе 16.

После приведения волноотбойного козырька в рабочее положение ниша 9 изнутри

1213115

R внутренняя поверхность крышки II0 образуют единую плавную вогнутую поверхность со стороны акваторни 4. Облицовка этой поверхности антифрикпионным пщрофобным покрытием 7 препятствует обледенению ее в результате воздействия волнения при отрицательных температурах воздуха. Под воздействием волнения на верхнюю часть волноотбойного козырька крышка 1О прижимается к верхнему отбойному устройству

15, занимая при этом при максимальной его деформации верхнее рабочее положение.

Предусматривается, чтобы и в этом крайнем рабочем положении ниша 9 изнутри и внутренняя поверхность крышки 10 сохраняли единую плавную вогнутую поверхность.

Уклон нижней части ниши 9 в сторону акватории обеспечивает постоянное стекание воды, попадающей в нишу 9 при волнении, и быстрое ее осушение после прекращения волнения.

После прекращения волнения на акватории

4 ко второй петле на тросе 16 присоединяется привод, с помощью которого указанная петля снимается с причальной тумбы 18, после чего крышка 10 поворачивается вокруг горизонтальной оси 17 вращения, опускает1п ся и закрывает отверстие ниши 9. Затем первая петля на тросе 16 надевается на причальную тумбу 18, На этом заканчивается процесс приведения волноотбойного козырька в нерабочее положение, после чего к гвдротехническому сооружению может швартоваться судно !9.

При этом для. восприятия нагрузок от навала судна 19 служат верхнее и ннжнее отбойные устройства 15. а для восприятня эб швартовой нагрузки — причальная тумба 18.

1213115

Редактор Н. Я пола

Заказ 756/40 Тираж 642

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

t

1 !

19

Составитель Р. Нагорная

Техред М.Надь Корректор Т. Колб

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4