Источник сейсмических сигналов ударного типа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
. СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
453 А (19) (11) (51) 4 4 01 Ч 1/147
A-A
Фиг.2 (21) 3735941/24-25 (22) 03.05.84 (46) 23.02.86. Бюл. И 7 (71)Гомельское специальное конструкторско-технологическое бюро сейсмической техники с опытным производством (72) А.И. Свинин, Е.А. Эпшицкий и Е.Х.Насыбулин (53) 550;83(088.8) (56) Патент США В 2121480, кл. 262-13, опублик. 1938, Авторское свидетельство СССР
В 851301, кл. 5 01 V 1/147, 1981.
Авторское свидетельство СССР
У 1166037, кл. G 01 V 1/147, 1984.
Авторское свидетельство СССР .У 1120264, кл. G 01 V 1/147, 1983.
17 18 ZS 18 ZЗ (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ
УДАРНОГО ТИПА (57) Изобретение относится к источ- . никам типа "падающий груз" для сейсморазведки. Для повышения надежности в работе путем снижения динамических нагрузок на вертикальную направляющую рабочие поверхности вертикальной направляющей образованы двумя плоскостями 17 и 18, расположенными в направляющей. К плоскостям 17 и 18 поджаты упругоэластичным элементом
25 сферические шайбы 19 и 20, размещенные на оси 21 с возможностью вращения одна относительно другой.
Упругоэластичный элемент;25 и взаимоподвижность шайб 19 и 20 позволяют снизить динамические нагрузки на направляющую в процессе сбрасывания и подъема груза и износ трущихся деталей. 1 э,п.фтлы, 2 ил.
1213453
1О
30
40
Изобретение относится к геофизи- ческой технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сиг" налов за счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ.
Цель изобретения — повышение надежности путем- снижения динамических нагрузок на вертикальную направляющуюе
На фиг.l представлен источник, общий вид; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.l.
Источник состоит иэ транспортного средства 1 с платформой 2, блока 3 управления, груза 4, устройства 5
:подъема и сбрасывания, троса 6, связывающего устройство 5 подъема и сбрасывания с грузом 4, направляющего шкива 7, закрепленного на платформе 2, через который пропущен трос 6, вертикальной направляющей 8 с рабо" чими поверхностями, выполненной в виде маятника с осью подвеса, совме- щенной с осью направляющего шкива 7, механизма перемещения вертикальноЯ направляющей в исходное положение, выполненного в виде гидроцилиндра 9, корпус которого шарнирно закреплен на вертикальной направляющей 8, а шток связан с центральным шарниром двухзвенного шарнирнорычажного механизма 10, одно звено которого кинематически связано с платформой 2, а,второе — с вертикальной направляющей 8, В вертикальной направляющей
8 размещена подвижная каретка 11 с роликами, шарнирно связанная с грузом 4. Гидроцилиндр 9 снабжен устройством демпфирования продольных колебаний вертикальной направляющей, выполненным в виде пневмогидроаккумулятора 12, связаннсго с поршневой
13 и через параллельно установленные дроссель 14 и обратный клапан 15 штоковой 16 полостями гидроцилиндра 9.
Рабочие поверхности вертикальной направляющей 8 образованы двумя расположенными под углом одна к другой плоскостями 17 и 18, а каждый ролик подвижной каретки 11 выполнен в виде двух сферических шайб 19 и 20, размещенных на расположенных в продольном направлении осях 21.
Сферические шайбы 19 и 20 имеют возможность осевого перемещения и вращения относительно друг друга и своими сферическими поверхностями а
22 контактируют с плоскостью 17 и
18, а торцовыми 23 через упорные подшипники 24 — с упругоэластичным элементом 25. Сферические шайбы 19 и 20 прижимаются к плоскостям 17 и
18 за счет предварительной деформации упругоэластичного элемента 25 °
Источник работает следующим образом °
По команде с блока 3 управления устройством 5 подъема и сбрасывания осуществляется подъем груза 4 на заданную высоту и его последующее сбрасывание. Во время контакта груза 4 с грунтом транспортное средство 1 продолжает двигаться, и вертикальная направляющая 8, связанная с грузом 4 посредством подвижной каретки
11, выполненной в виде маятника с осью подвеса, совмещенной с осью направляющего шкива 7, провернется на некоторый угол. При этом происходит уменьшение угла излома звеньев шарнирно-рычажного механизма 10, шток гидроцилиндра 9 втягивается, и рабочая жидкость из поршневой полости 13 свободно перетекает в пневмогидроаккумулятор 12 и через обратный клапан 15 в штоковую полость 16.
После воздействия на грунт по комаиде с блока 3 управления устройство 5 подъема и сбрасывания производит подъем груза 4. При этом под действием силы, приложенной к штоку гидроцилиндра 9 из-за разности площадей поршневой 13 и штоковой 16 полостей, происходит перемещение вертикальной направляющей 8 в исходное положение, Плавность перемещения вертикальнсФ направляющей 8 обеспечивается тем, что рабочая жидкость иэ штоковой полости 16 вытесняется через дроссель 14.
В процессе работы источника возникают колебания каретки 11 в вертикальной направляющей 8, вызванные раскачиванием груза 4 из-за неровности сейсмопрофиля, и ударные нагрузки на вертикальную направляющую
8 в момент контакта груза с грунтом.
Гашение колебаний каретки 11 осуществляется упругоэластичными элементами 25, на которые воздействуют сферические шайбы 19 и 20, перемещающиеся по оси 21. При этом, при повороте каретки ll относительно продольной оси транспортного средства 1, сферические шайбы 19 и 20 бу1213453
Составитель Н. Чихладзе
Редактор Н.Данкулич Техред M.Ïàðoöàé Корректор 0 Луговая
Заказ 779/56 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 дут вращаться с разными угловыми скоростями вследствие смещения их относительно плоскостей 17 и 18. Вращение сферических шайб 19 и 20 одна относительно другой обеспечивается установкой упорных подшипников 24.
Использование предлагаемого изобретения в источниках сейсмических сигналов позволит повысить надежность их работы путем снижения динамических нагрузок на вертикальную направляющую, достигаемого гашением поперечных колебаний каретки за счет упругоэластичных элементов и предварительного упругого поджатия роликов каретки к рабочим поверхностям вертикальной направляющей, а также снизить износ взаимоподвижных сферических шайб и вертикальной направляющей путем установки упорных подшипников.
Формула изобретения
1. Источник сейсмических сигналов ударного типа, содержащий транспортное средство с платформой, блок управления, трос, соединяющий груз с устройством его подъема и сбрасывания, вертикальную направляющую с ра бочими поверхностями, выполненную с возможностью перемещения вдоль продольной оси транспортного средства, подвижную каретку с роликами, установленными на расположенных поперек вертикальной направляющей осях, устройство демпфирования колебаний вертикальной направляющей, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в рабо10 те путем снижения динамических нагрузок на вертикальную направляющую, рабочис поверхности вертикальной направляющей образованы двумя расположенными под углом одна к другой
IS плоскостями, каждый ролик выполнен в виде установленных с возможностью осевого перемещения и вращений одна относительно другой двух сферических шайб, каждая из которых поджата
20 сферической поверхностью к рабочей поверхности вертикальной направляющей, плоской поверхностью к упругоэластичному элементу, размещенному на общей оси с парой сферических
25 шайб .
2. Источник сигналов по п.l, отличающийся тем, что между торцовыми поверхностями сферических шайб и упругоэластичным элеЗО ментом установлены упорные подшипники.