Устройство для гашения колебаний разрезный пролетных строений мостов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (и) (5}) 4 E 01 D 9/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, "".
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTMA (21) 3685257/29-33 (22) 03.01.84 (46) 28.02.86. Бюл. N- 8 (71) Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта им.М.И.Калинина (72) А.Л.Закора (53) 624.21.094(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ((- 434148, кл. Е 01 D 9/02, 1974.
Авторское свидетельство СССР
У 632794, кл. Е 01 D 9/02, 1978. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ
КОЛЕБАНИЙ РАЗРЕЗНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ, включающее размещенные между смежными пролетными строениями амортизаторы, каждый из которых содержит парные пластины с отверстиями, жестко скрепленные одними концами со стенкой главной балки одноro иэ смежных пролетных строений, фрикционные с отверстиями прокладки, размещенные между другими концами парных с отверстиями пластин и имеющей отверстия стенкой главной балки второго сщежного с первым пролетного строения, подпружиненные нажимные приспособления, пропущенные через совмещенные отверстия в парных пластинах, фрикционных прокладках и стенке главной балки, о тл ич аю ще ес я тем, что, с целью обеспечения регулируемого гашения колебаний пролетных строений, каждое нажимное приспособ— ление снабжено по крайней мере двумя парами клиньев, взаимодействующих между собой наклонными гранями и расположенных в пределах каждой пары с зазором один относительно другого для пропуска тела нажимного приспособления, причем одна пара клиньев жестко укреплена на соответствующей пластине, а другая размещена под подпружиненным концом нажимного приспособления, при этом совмещенные отверстия в парных пластинах для пропуска нажимного приспособления выполнены овальными и соответствую щими по величине зазорам между клиньями, а отверстия в стенке второго смежного с первым пролетного строения выполнены круглыми.
1214815
Изобретение относится к мостостроению, в частности к конструкциям демпфирующих устройств, применяемых для гашения колебаний пролетных строений мостов.
Цель изобретения — обеспечение регулируемого гашения колебаний пролетных строений.
На фиг. 1 схематично изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел L на фиг. 2.
Устройство для гашения колебаний пролетных строений мостов содержит амортизаторы, каждый из которых включает парные пластины 1, жестко скрепленные одними концами между собой и стенкой главной балки одного из смежных пролетных строений 2 болтами 3, а другими концами — с фрикционными прокладками 4, охватывающими стенку главной балки второго, смежного с первым, пролетного строения 5, подпружиненные нажимные элементы 6.
Концы парных пластин со стороны размещения нажимных элементов имеют пары клиньев 7, вершины которых сходятся в месте расположения подпружиненных нажимных элементов 6.» Для обеспечения перемещений сопрягаемых торцов смежных пролетных строений 2 и 5 в стенке главной балки 5„ выполнены отверстия по размеру подпружиненных элементов 6, а в фрикционных прокладках 4, в парных пластинах 1 и встречных клиньях 7, неподвижно закрепленных на пластинах 1 — овальные отверстия 8, через которые пропущены подпружиненные нажимные элементы 6.
Между парами клиньев 7 и гайками нажимных элементов 6 расположены вторые пары клиньев 7 в виде шайб 9, имеющих одну контактную поверхность, идентичную с первой парой клиньев, а другую (со стороны гайки и головки нажимных элементов 6) — ровную. Диаметр отверстия шайбы 9 соответствует размеру нажимных элементов 6.
Устройство работает следующий образом, Под воздействием динамических нагрузок возникают колебания смежных пролетных строений 2 и 5. Парные пластины 1, неподвижно закрепленные болтами 3 на пролетном строении 2, перемещаются относительно стенки главной балки пролетного строения 5.
1О
1S
Подпружиненные пружинами 10 нажимные элементы 6 прижимают парные пластины 1 к стенке главной балки пролетного строения 5, благодаря, наличию пар клиньев 7, шайб 9, с переменной силой. Причем сила прижатия и, соответственно, эффект гашения колебаний смежных пролетных строений 2 и 5 будет тем вышее, чем больше перемещения пролетных строений. Воэможность смещения парных пластин, закрепленных на пролетном строении 2 относительно смежного пролетного строения
5, обеспечивается наличием в фрикционных прокладках 4, парных пластинах 1 и парах клиньев 7, овальных отверстий 8 под нажимные элементы 6.
Фрикционные прокладки 4 между стен- . кой пролетного строения 5 и парными пластинами 1 увеличивают коэффициент трения взаимно перемещающихся поверхностей, повышая эффективность гашения колебаний пролетных строений моста.
В технике клин получил широкое распространение. Наиболее употребительные уклоны клиньев 1/100; 1/40;
1/30; реже — 1/24; 1/20. Наряду со своим прямым назначением клин используется для получения переменных сил при возвратно-поступательных перемещениях. В предлагаемом устройстве используются .пары клиньев, вершины которых сходятся в месте приложения силы (расположения нажимного элемента). Шайбы 9 со стороны клиньев имеют уклон, идентичный уклону клиньев, а со стороны гаек нажимных элементов. — ровную поверхность.
Благодаря такому решению увеличение возвратно-поступательных перемещений концов смежных пролетных строений сопровождается увеличением сил прижатия парных пластин 1 к стенке пролетного строения 5, увеличением потерь на трение, т.е. автоматическим ростом демпфирующей способности устройства независимо от направления взаимных перемещений смежных пролетных строений.
В стенках балок смежных пролетных строений имеются отверстия под высокопрочные болты для объединения разрезных пролетных строений в нераэрезные при их монтаже или надвижке. Поэтому эти отверстия и используются неизменными во избежание ослабления стенок.А для обеспе1214815
Составитель В. Зубков
Редактор Ю. Середа Техред Л.Микеш Корректор Е. Сирохман.
Подписное
Заказ 864/42
Тираж 515
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4 чения подвижности концов смежных пролетных строений 2 и 5, в фрикционных прокладках 4, парных пластинах
РаlЕЛ
А-A
1 выполнены овальные отверстия 8, через которые пропущены подпружиненные нажимные элементы 6. наарабламие
di9_#_lC(8JIKl>